О том, кого мы видим в других

22.10.2020
Просмотры: 1353

«Да, да, когда в другом я не вижу милосердного Отца, даже в озлобленном человеке не вижу образ Божий, который искажен злобой человеческой воли, если я в другом человеке не вижу образ Божий, который разбит о неверие или отчаяние, если я в другом человеке не вижу образ Божий, я никогда не смогу прощать обидящим, любить ненавидящих и взаймы из своего сердца, из своей жизни, из своей души отдавать и не ждать обратно».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Когда мы хотим поговорить с Богом, мы молимся Ему. Когда мы хотим услышать Бога, мы читаем Священное Писание. Я хотел бы вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы услышать Бога.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии пишет следующее: «сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лк VI, 31-36).

Господь говорит с нами словами Священного Евангелия. И когда сейчас я читал вместе с вами это Евангелие о том, как надо бы творить милостыню и милосердие, и любовь к тем, от которых не ждёшь получить обратно, совесть подсказывает имена тех, которым твоё милосердие и твое открытое сердце не всегда бывает живым, трепетным и действенным.

Как всё понятно в Евангелии: как хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь к другим. И вот после этих самых слов самое время, как нередко это бывает, от всего своего внутреннего мира сказать: ну, не получается так: я терплю – меня обижают; я прощаю – на меня гневаются; я поступаю хорошо, а со мной – нечестно.

Удивительная сила жизни заключается в бесконечном присутствии Божием. Очень часто в нашей жизни мы вокруг себя разглядываем не Его присутствие – самих себя. Вот именно поэтому к другим мы относимся, как иногда кто-то может сказать: «да, я как к себе самому», только других для себя мы выбираем себе такими же, как мы сами. Как сегодня в Евангелии: что толку, если вы прощаете тем, кто и вам, и милосердствуете к тем, кто к вам, даёте взаймы, ищите обратно, потому что вам вернут.

Если ты вокруг себя ищешь себя самого, свое некое удобство в жизни, то, что ты называешь для себя своим благополучием, надёжей, но не Бога, то ты Его не встречаешь в жизни, а отсюда потом говоришь: ко мне все, ну, или не все, многие, или некоторые, относятся плохо.

Да, да, когда в другом я не вижу милосердного Отца, даже в озлобленном человеке не вижу образ Божий, который искажен злобой человеческой воли, если я в другом человеке не вижу образ Божий, который разбит о неверие или отчаяние, если я в другом человеке не вижу образ Божий, я никогда не смогу прощать обидящим, любить ненавидящих и взаймы из своего сердца, из своей жизни, из своей души отдавать и не ждать обратно.

Христос говорит нам сегодня: будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный, потому что Он милосердный и к неблагодарным, и к злым. И знаете, когда я услышал сейчас вместе с вами эти слова, честно, искренне скажу, что, когда прочитал эти строки, то совсем не хотелось думать о других. Подумалось о себе.

А ведь это Он ко мне бывает милосердным и тогда, когда я не благодарен, и тогда, когда я бываю злым. Ведь это Он обо мне говорит мне самому. А значит, показывая Свою отцовскую любовь, говорит, что во мне самом Он видит Своё отображение, потому и милует меня. И каким бы мой собственный образ не был, и как бы я его не застилал собственным мрачным проблеском в себе, в других, вокруг себя, Он всё равно милосерд ко мне, потому что драгоценность Его крови и на мне, как крови Искупителя и Спасителя. Тогда становится понятно, как относиться к другим.

Если Господь милосердно терпит мою неблагодарность, мне ли не потерпеть неблагодарность другого человека? Если Господь милосердно терпит мои поступки, от которых пахнет злом, мне ли не потерпеть другого человека? Если Господь милосердно любит меня и через Свою милосердную любовь возвращает меня к свободе, мне ли не потерпеть другого, чтобы через свое сострадание и прощение вернуть свободу этому человеку?

Чтобы хотя бы на мне он, иногда скованный злобой, неправдой, жестокостью, неверием, озлобленностью, чтобы он через меня вдруг сказал, видя моё сострадание и терпение: а Бог воистину жив, вот этот человек, который милосерд ко мне, хотя я не заслуживаю его милосердия, а Бог воистину любит меня.

Света становится больше там, кто тянутся к свету. И когда сейчас мы услышали Его обращение к нам о том, что Он милосерд и к неблагодарным, и к злым, протянем к Нему всю свою совесть, всю свою собственную жизнь со словами: благодарю Тебя, Господи, и за обстоятельства, случающиеся в моей жизни, и за испытания, и за боль, за всё, что бывает в моей жизни благодарю Тебя, Господи, Ты меня не оставляешь в этом навсегда.

Дай мне, Господи, сил в этом не оставлять других людей, своих ближних. Дай мне, Господи, сил сейчас на службе, на литургии, изо всех сил помолиться за этого человека, о котором я и думать не хочу. Дай мне, Господи, сил моей совести впервые об этом человеке, может быть, произнести слова молитвы и сказать: Господи, помоги ему; Господи, исцели его; Господи, исправь этого человека. Прошу Тебя так не потому, что я уже научился любить других, а потому что я понимаю, что без моего милосердия к другим Твоё милосердие не наполнит меня самого.

Сегодня отпустим хотя бы одного своего должника, который должен нам: кто-то в слове, кто-то в поступке, может быть, кто-то в каких-то материальных ответственностях, сегодня изо всех сил постараемся отпустить того должника, который обидел нас каким-то делом или жестом. Не будем больше иметь за ним долга, простим ему. И Бог простит и мне и мой долг моей неблагодарности, моей злобы. Будьте милосердны, - говорит сегодня Господь мне, - как милосерден Отец ваш.

Как всё просто! Будьте Его детьми. И если вы будете Его детьми, Он будет нашим Отцом, который никогда не оставляет Своё чадо. Господи, подари нам силу Своего отцовства. Господи, дай нам силу милосердия, как и Ты к другим. Аминь

18 октября 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1353