О главном в жизни

23.09.2020
Просмотры: 1258

«Что самое главное в жизни? Любовь к Богу, о которой вместе с апостолом Петром я мог бы сказать: Ты знаешь, Господи, как я люблю Тебя, - сказав это, мне бы не было стыдно за то, что это только слова, а не дела. Любовь к Богу – это ревностное искреннее жаркое объятие того, кто находится рядом с тобой, это служение ближнему».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы поразмышляем о главном в жизни. Этот вопрос мы очень часто задаем себе и другим: что главное? что важное?

Вот об этом же пишет апостол и евангелист Матфей: «один из законников, искушая Христа, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что́ вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его». (Мф XXII, 35-46).

Какая самая главная заповедь? - так искушали Бога не только те самые сегодняшние герои Евангелия, Его собеседники, но так нередко искушаем Его и мы сами, когда, зная ответ на этот вопрос, ищем для себя иной смысл жизни, иную цель в жизни, иное оправдание или вдохновение жизни.

Мы знаем, что самая главная заповедь, о которой сказано еще в Ветхом Завете: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем твоим умом, всей твоей силой, всей твоей жизнью. Но почему же очевидное иногда для нас становится, ну, почти невозможным? Или по-другому задамся вопросом вместе с вами: почему очевидное становится недосягаемым? Поясню.

 Когда я читал это Евангелие вместе с вами, мне вспомнился апостол Пётр, который, как мы знаем, был свидетелем суда над Господом и Спасителем Христом, испугавшись, отрекся от Него. И после этого человеческого поступка, который был наполнен страхом, ужасом, отчаянием, Христос, когда воскрес из мертвых, встречая апостола Петра, задавал Ему трижды один и тот же вопрос: любишь ли ты Меня?

И это был вопрос, связанный не с извинениями, это был вопрос, связанный не с выражением чувства радости, победы Христа над смертью, это был вопрос, относящийся ко всей сути жизни – если ты Меня любишь, то ты сможешь всё изменить в своей жизни. Если ты Меня любишь, то твоё падение или твоё предательство, твоя слабость или твоя немощь могут быть исцелены этой любовью.

Любишь ли ты Меня? - задавал вопрос Господь апостолу Петру, как и сегодня говорит мне: первая заповедь – это любовь к Богу. Любишь ли ты Меня? - это означает «готов ли ты простить, терпеть, встать заново, начать свой путь, заново начать всё сначала?» Любишь ли ты Меня? - это означает «чувствуешь ли ты Моё присутствие в твоей жизни?» Любишь ли ты Меня? - это означает «готов ли ты послужить Мне?»

Святитель Иоанн Златоуст говорит: когда Христос отвечал на этот вопрос, то к нему добавил: вторая заповедь подобная ей: возлюби ближнего своего как самого себя. Одна, - говорит Златоуст, - заповедь поддерживает другую, без одной невозможна и другая.

Любить Бога – это значит любить Его отражение не только в себе, но и в другом человеке. Каким бы этот человек не был, как бы жизнь, вернее сказать, правильнее, как бы свобода этого человека не исковеркала его собственную жизнь, поруганная, нарушенная свобода. Любить другого – это значит «любить Бога в другом человеке».

И когда Пётр отвечал Христу: Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя, - то в эти слова он вкладывал всю силу своего человечества. Я согрешил, но я осознал. Я упал, но я встаю. Я ненавидел, но я прощаю. Я обижался, но я прошу прощения. Я был неправ, но я исправляю свою жизнь. Я ошибался, но теперь я знаю правду, и это правда Твоя, Господи, любовь ко мне.

Так отвечает Пётр: Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя. Знаешь, потому что не только слышишь моё сердце, но и видишь мои дела. Знаешь, мол, Ты же видел, Ты всё видишь, не то, о чём я думаю, не то, как бы мне хотелось, а то, что я делаю по любви к Тебе. На что Христос отвечает апостолу Петру тогда: паси овец Моих.

Это вторая заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Паси овец Моих, то есть «наблюдай в них, как растёт слово». Паси овец Моих, то есть «давай им такого слова, от которого бы они утучняли свою душу, наполняли своё сердце». Паси овец - значит «заботься о них, оберегай их от нападающих диких животных, оберегай их от воров, оберегай их от непогоды, от того, что бывает внешне нападает на них». Паси – значит «оберегай, заботься». Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Что самое главное в жизни? Любовь к Богу, о которой вместе с апостолом Петром я мог бы сказать: Ты знаешь, Господи, как я люблю Тебя, - сказав это, мне бы не было стыдно за то, что это только слова, а не дела. Любовь к Богу – это ревностное искреннее жаркое объятие того, кто находится рядом с тобой, это служение ближнему.

Правда во Христе – это взгляд на Его распятие, которое отображается в каждом из нас. Да, такая любовь бывает горькой. Да, такая любовь приносит немало боли. Но, как и апостол сегодня говорит: я язвы Господа и Спасителя Христа на теле своём ношу. Его мертвость, то есть Его смерть – это сила моей жизни, это сила, которой я отвечаю: Ты знаешь, Господи, как я люблю Тебя.

Но мне бы хотелось пожелать, чтобы вот эти наступающие дни недели, кстати, перед праздником Крестовоздвижения, в каждом из нас вновь и вновь возвращали бы вопрос Христа апостолу Петру. И сегодняшние две заповеди о любви. И каждый раз, когда мне так тяжело вновь полюбить, мне тяжело простить, мне тяжело промолчать, мне тяжело не обидеться, каждый раз, когда мне тяжело не быть гордым, не думать о себе, я бы задавался вопросом, который задавал Христос апостолу Петру: Пётр, любишь ли ты Меня?

И пусть этот вопрос Христа звучит в глубину моей совести каждый раз, когда мне тяжело сделать шаг. И дай, Бог, сил на этот вопрос отвечать делом: Ты знаешь, Господи, как я люблю Тебя. Аминь

20 сентября 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1258