О брачных одеждах

18.09.2020
Просмотры: 1513

«Сегодня Господь подходит ко мне в храме, сейчас, и говорит мне: друг, как ты оказался здесь не в брачных одеждах? Где твоё покаяние и твои слёзы, которые могли бы обелить твою жизнь? Ты здесь находишься сейчас, всё ещё продолжая быть уверенным, что так, как ты делаешь, это правильно: ты справедливо ненавидишь, ты справедливо гневаешься, ты честно лишаешь другого. Где, - говорит Господь сейчас мне в самое моё сердце, - твои брачные одежды?»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы услышали Евангелие. Слава Богу! Слава Богу, что мы имеем этот бесконечный дар слова Божия. Но важно не только слышать, знать Священное Евангелие, важно, чтобы оно в каждом из нас нашло живую, добрую почву, чтобы принести плоды. Я хотел бы вернуться к этому Евангелию, которое мы только что прочитали, и перечитаю его по-русски для лучшего понимания церковнославянского языка, и вместе с вами поразмышляю над этими словами.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «Иисус продолжая говорить им притчами сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказал: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, кто, на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных». (Мф 22: 1-14).

Безгранично милосердие Божие! Сегодняшняя евангельская притча о званых на пир к царю - притча о Царстве Божьем. Какое оно? Бог всегда призывает нас к торжеству жизни. К торжеству жизни не вне нашей жизни, не в том смысле, как могут некоторые подумать, что торжество наступит когда-то. Мол, сейчас всё плохо, а когда-то станет всё хорошо.

Всё хорошо уже сейчас, потому что мы: во-первых, живы; во-вторых, имеем бессмертную душу; в-третьих, имеем свободную волю и возможность свою собственную жизнь сделать достойной. Господь зовет всех на Свой пир, говоря нам: разделите со Мной радость жизни, посмотрите, как Я прекрасно для вас устроил эту жизнь. Но нередко на этот призыв порадоваться самой жизни мы отвечаем: да, всё как-то некогда, всё дела-дела, заботы. Мы на это списываем всё своё нежелание, или, правильнее сказать, всю свою нерадость.

Пообщаться с детьми некогда. Пообщаться с друзьями некогда. Написать письмо другому человеку некогда. Сказать добрые слова, поддержать - все бегом. Даже если встретили кого-то на улице, говорим: знаешь, совсем нет времени, давай, давай созвонимся, давай увидимся. Вот так вот жизнь и проходит мимо, а правильней сказать: мы проходим мимо этой самой жизни.

Когда царь своим рабам сказал: позовите всех на званый пир, хочу, чтобы каждый насладился пиром совести, чтобы каждый, вкусив этого пира торжества жизни, сказал: Господи, как же радостна наша жизнь, как в ней много Тебя, Господи; Ты везде в нашей жизни. Но бесконечные заботы, постоянное искание жизни там, где её нет, или правильнее сказать, постоянное смотрение вокруг, чтобы увидеть себя, не дает нам видеть источник света, и Того, Кто есть причина жизни.

И когда пришли очередные слуги и говорят: придите на торжество жизни, пришло время для покаяния, или пришло время для исправления своей жизни, придите на торжество жизни, пришло время, чтобы Я с вами порадовался, и вы Мне рассказали о том, как живёте, Я приму вас в Свою радость, Я прощу вам. Пришло время, приходи, - говорит моя совесть, говорит нам колокольный звон, который мы слышим из окон своих домов, говорит нам слово, которое вдруг попадается перед нами. Но нередко так быстро стараемся перешагнуть, мол, не до этого сейчас. Придёт время, тогда.

Да, некоторые так и говорят: мол, вот придет время, вот тогда. А оно приходит каждый день. Бог приходит в нашу жизнь к нам каждый день. Не тогда, когда я закрою глаза и думаю, что увижу Царство, нет. Он приходит каждый день. А тогда, когда закрою глаза, оказаться может всё иначе.

Как и в сегодняшней притче. Послал царь свои войска и сжег их город, потому что в этом городе больше не было надежды, радости. В этом городе каждый жил для себя. В этом городе перестали говорить со своими детьми. В этом городе перестали любить. В этом городе перестали прощать. В этом городе перестали помогать. В этом городе перестали замечать других. Каждый жил для себя, и сгорели в этой жизни и в том самом городе.

Царь собрал всех, кого встретили его слуги. Так и говорит: соберите всех, ибо много званых, но мало избранных. И вот теперь самое интересное в этой притче то, во всяком случае, чем хотел бы поделиться с вами, что особо коснулось моего сердца - когда на этом самом пире оказался человек не в брачной одежде. Бог позвал всех, и среди всех призванных, кто пришёл, взятых дороги, с обочин жизни, взятых из разных обстоятельств, оказался один не в брачной одежде.

Святитель Феофилакт Болгарский брачными одеждами называет дела веры. Дела веры - это тогда, когда ты всякий раз, когда ты видишь другого человека, отзываешься на его нужду. Брачные одежды - это ещё и наша исправляемая жизнь. Не тогда, когда мы все продолжаем себе говорить: ну, когда-нибудь что-то поменяется, нет. Это тогда, когда изо всех сил я меняю сейчас в своей жизни то, что стоило бы поменять. Сейчас изменяюсь. Брачные одежды - это еще и радость, что Бог позвал в Свой дом.

И вот сейчас я представляю себе этот брачный пир, на котором все мы, призванные Богом, и пытаюсь рассмотреть во что облачилась моя совесть. Какие ее одежды: светлые - любви и благодарности? Одежды светлой надежды и готовности сделать первый шаг в правильном направлении? Или это мрачные одежды вот этих всех своих «но», «если», «некогда», «столько дел», «если не я, то кто?», и так далее, и так далее.

Сегодня Господь подходит ко мне в храме, сейчас, и говорит мне: друг, как ты оказался здесь не в брачных одеждах? Где твоё покаяние и твои слёзы, которые могли бы обелить твою жизнь? Ты здесь находишься сейчас, всё ещё продолжая быть уверенным, что так, как ты делаешь, это правильно: ты справедливо ненавидишь, ты справедливо гневаешься, ты честно лишаешь другого. Где, - говорит Господь сейчас мне в самое моё сердце, - твои брачные одежды?

Но самое в этом удивительное - называет меня другом. Так и говорит: друг. В той евангельской притче этот человек молчал. Как нередко, когда я вижу себя самого таким, когда стоило бы изменить свою жизнь, молчаливо соглашаюсь. В среду или пятницу нарушенный пост – молчаливо. Утренние или вечерние молитвы не всегда совершённые – молчаливо. День, который мог бы посвятить общению с дорогими людьми - уклоняюсь молчаливо.

И так во многом молчаливо отвечаем Ему на вопрос: друг, почему ты не в одежде радости? А сам себя облачил в бесконечные вериги, тяжелые путы, мрачные покрывала всех своих «я», «если», «они», «некогда», «не сегодня», «не сейчас», «придет время», «потом», «позвоню», «напишу», «забыл».

С тем самым гостем не в брачной одежде царь поступил на его молчание ответом его выбора: я всех зову, и много званых, - повторяет святитель Феофилакт Болгарский, - но избрание зависит от нас. Господь избирает, но быть избранным зависит от нас.

Моё избрание - это мой поступок в ответ на услышанный призыв Божий, который звучит каждый день рядом со мной, внутри меня, в моей совести. Много званых, но мало избранных. Избранных - это тех, которые сами не избрали любовь Бога и благодарность за Его жизнь, не избрали любовь к другим, не избрали прощение других, не избрали милосердие к другим, не избрали терпение к другим и оказались связанными.

Да так и говорят святые отцы: связанные по рукам и ногам - это те, которые уже не могут больше творить добрых дел и, ими умилостивляя Бога, наследовать Царство Божие. Таким будет Царство Божие. Такое оно есть. И такими мы будем перед Ним. Все званые, все. Но все ли избранные? Не Им. А каждый ли из нас ответил на Его призыв своим избранием?

И ещё, будем сегодня молиться сейчас, за литургией, и возвращаться домой, и вспоминать вновь и вновь эти самые слова, обращенные сегодня же ко мне: друг, как ты оказался здесь не в брачной одежде?

И на эти слова не будем молчать стыдливо, а изо всех сил признания любви к Другу, скажем: Друг, потерпи на мне, ещё немного, потерпи на мне, сегодня же, сейчас же я сделаю то, что до сих пор не мог сделать. Я наконец-таки сделаю шаг навстречу к другому человеку. Сегодня же, сейчас же, я исправлю то, что давно стоило бы исправить: больше наши дети не услышат гневливых, ругательных и грязных слов.

Сегодня же, сейчас же, я исправлю то, что давно нужно было бы исправить: я попрошу прощения у своего сына или у своей дочери, я сделаю первый шаг. Потерпи на мне, Друг, я сегодня же поменяю свои одежды, я найду в себе силы сбросить старое и надеть новое, светлое. Аминь.

13 сентября 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1513