Об убийстве своей свободы

12.09.2020
Просмотры: 1397

«Нередко и каждый из нас становится таким царем иродом, когда убивает в других надежду, доброе слово, верность, дружбу, преданность, убивает в других тогда, когда себя самого отравляет несвободой через дурные привычки, через дурные обычаи и, самое страшное, через вот это самое «один, мол, раз живу», и безразличного взгляда в небо».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья казаки, дорогие братья и сестры, с особой радостью сегодня я поздравляю всех нас с престольным праздником сего святого храма, с днем памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Усекновение главы которого сегодня мы молитвенно вспоминаем.

Иоанн Креститель своим рождеством, которое тоже мы празднуем, предвосхитил Рождество Христово. И сегодня своей мученической смертью предвосхищает и Спасову смерть. Как один из проповедников, блаженный Иустин, замечает очень удивительную вещь и говорит, что сегодня у нас воспоминание Великой Пятницы: тогда Господь отдал Свою жизнь за человека, а сегодня самый лучший из людей предаётся мученической смерти.

Из Священного Евангелия мы знаем обстоятельства этой смерти - ненависть к Иоанну Крестителю со стороны Иродиады, которая всю эту ненависть выливала не только в слова недовольства за то, что Иоанн Креститель обличал царя за недостойный поступок, что взял её себе в жены. Но ещё всю эту ненависть она вкладывала в воспитание своей собственной дочери. Мы знаем, как дочь Иродиада плясала на дне рождения у царя, угодила ему, и он пообещал ей выполнить любое желание.

Воспитанное в родительской ненависти, воспитанное в родительском зле чадо всегда злом дышит на собственную жизнь. Мать говорит дочери: проси голову Иоанна Крестителя. Произнося эти слова, она их облекает в мысль, что вот таким поступком можно было бы свою жизнь сделать легче, как бы без суда.

И надо сказать, что этот иродиадин совет и поныне нередко звучит в пространстве нашей жизни, когда предлагается сделать что-либо не только противное Евангелию, не только противное заповедям Божиим, небу, но, более того, отвратительное для самой сущности человека. Мол, подумай о себе, один раз живёшь. А поэтому в этом сочетании слов живущего один раз вычеркивается вечность, вымарывается, вытаптывается вечность.

Попроси человеческую жизнь, - учит мать свое дитя, думая, что, взяв в руки чужую человеческую жизнь, можно свою собственную наполнить счастливым смыслом. Но так никогда не бывает. Кровь от головы Иоанна Крестителя и поныне обагряет не только эту несчастную девицу и её мать, и тех, кто стал сопричастным к этому преступлению против правды, эта кровь уязвленной правды обагряет каждого человека, который поднимает свою свободу не для того, чтобы поставить её на ноги правды, а над правдой, зная, что дурное делает, единственный, мол, один раз живём, всё для себя.

Из Священного Евангелия мы знаем, что это безумство было положено и самим царем, который, упившись вина, обещал всё, что угодно. И сегодня упившаяся совесть человека, нередко теряя свою силу, бросает человека в страшные преступления.

Сколько таких преступлений совершается человеком нетрезвым. Сколько таких преступлений совершается человеком, который опьяняет себя или алкоголем, или наркотическими веществами. Сколько рушится надежд, любви, дружбы, да и самой жизни, обагряя кровью главы Иоанна Крестителя, усеченного в темнице, тех, кто, отравляя свою свободу, безумствует и воистину беснуется.

 И эти слова я произношу не для того, чтобы мы сейчас подумали только лишь о других, чтобы мы вспомнили такие случаи и, к большому сожалению, их очень много в нашей жизни. Да и вот недавно произошедший, ставший известным на всю нашу большую страну. И таких случаев много.

И я это говорю не для того, чтобы мы сейчас показали в них пальцем, а для того, чтобы, прежде всего, ещё и ещё раз напитать свою совесть мыслью о том, что правда попирается в человеке тогда, когда он, питаемый ненавистью или безумством, поднимает на свою собственную свободу, отравляя её, руку своего выбора.

Сегодня был убит один из лучших людей, был убит людьми, которые думали, что имеют власть над другими. Как нередко и каждый из нас становится таким царем иродом, когда убивает в других надежду, доброе слово, верность, дружбу, преданность, убивает в других тогда, когда себя самого отравляет несвободой через дурные привычки, через дурные обычаи и, самое страшное, через вот это самое «один, мол, раз живу», и безразличного взгляда в небо.

Совершая память сегодня Иоанна Крестителя, тогда, когда будем прикладываться к его образу, горячо, со всей силой своей совести помолимся ему о том, чтобы он помог нам достойно эту данную от Бога нам жизнь прожить здесь, во временной жизни, с тем, чтобы это достоинство, как благодарность, принести в жизнь вечную.

Помолимся ему горячо о том, чтобы его молитвами Господь помог нам освободиться от того, что нередко довлеет над нами: от наших дурных привычек, дурных слов, дурных мыслей. Помолимся ему о том, чтобы он помог жить нам жизнью осознанной благодарности, трезвой свободной любви, настоящей, крепкой дружбы.

Святые Пророче, Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, лучший из людей, высший пророков, моли Господа о каждому из нас, чтобы нам не обагрять твоею кровью своей совести, но обагрять свою совесть слезами своего покаяния и очищать свою совесть добрыми делами, настоящими делами свободной и достойной жизни. Аминь.

***

11 сентября 2020 года. Иоанно-Предтеченский храм поселка Иноземцево.

 

1397