О силе литургии

10.09.2020
Просмотры: 1671

«Благодатная помощь Божия действует независимо от того, какие мы в себе вызываем чувства, а действует в зависимости от того, какие мы совершаем дела, поступки, как мы бываем усердны в постоянстве молитвы, в покаянии, в наблюдении за собой и в исправлении своей жизни. Тогда Божественная литургия всегда действует в нас особым образом, не восхищением сердца, а исправлением жизни. И это самая главная сила Божественной Евхаристии - единственно необходимая каждому из нас».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с днём воспоминания Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с днём памяти святых мучеников Адриана и Наталии, именинников и именинниц поздравляю с днём святого ангела!

Сегодня я хотел бы вспомнить слова одного из насельников святой Афонской горы Эмилиана Симонопетрита, который вот как размышляет о литургии. И эти его слова очень полезны нам, потому что мы нередко бываем, слава Богу, сопричастниками Святых Христовых Тайн и молитвенниками за Божественной литургией, как и сегодня стали, и каждый раз мы по-разному в своей душе, в своей совести переживаем ощущения, совершающиеся за Божественной литургией.

И вот что говорит Эмилиан: бывает так, что, находясь на литургии, я почти ровным счетом ничего не чувствую, но, при этом, я был за литургией. Так бывает, - говорит, - что даже не могу вспомнить Евангелие, которое прочитали за литургией, но, при том, всё равно я был на литургии. И, даже причастившись Святых Христовых Тайн, бывает, что внутри моего естества как бы всё остаётся совершенно спокойным, не выявляется никаких особых внутренних переживаний, но всё равно я был за Божественной литургией и причастился вечности. Никогда, - продолжает он, - не обращай внимания на те чувства, которые возникают в твоём сердце или в твоей душе за литургией. Или правильнее сказать: не ищи этих чувств.

Если мы к литургии и вообще к молитве подходим с точки зрения чувствования: «ах, какие переживания!», «ах, какие мысли!», «ах, какие чувства!», «ах, какое биение сердца!», «ах, какие слёзы!» и ещё много чего «ах», то в таком чувственном стремлении мы лишимся самого драгоценного - действа благодати Божией, которая действует не от наших чувств, а от нашего усердия в молитве и постоянства в искании общения со Христом в причащении Святых Христовых Тайн.

И ещё, как знаем, благодать действует через нашу благодарность. Не за слёзы, которые мы пережили и не за какие-то особые вдохновения, которые мы пережили, и не за какое-то особое облегчение, которое вдруг ни с того ни с сего мы почувствовали и хвастаемся за это, как за самое главное, нет. Все чувства могут быть бесовским наваждением и вводить человека в мир чувственный, выводя его из мира духовного.

Духовный мир - это мир трезвенный. И любые чувства, которые мы в этом мире испытываем, даются нам взамен нашего чистого, бесстрастного сердца, чистой и бесстрастной души. Чтобы ещё лучше понять Эмилиана, можно с совершенной уверенностью сказать следующее: толку от твоих слез горячих, если ты не прощаешь. Толку от твоих восхищений и вздрагивания сердца, если ты ненавидишь. Толку от твоих переживаний, какого-то внутреннего особенного вдохновения, если ты продолжаешь проклинать другого человека, завидовать другому человеку, злословить другого человека, подозревать в каких-либо грехах или судить другого человека. Толку тогда от твоих восхищений, которые ты переживаешь. Все эти восхищения ложные, если твоя жизнь остаётся неизменённой.

Вот поэтому и говорит Эмилиан: не ищи чувственного. А благодатная помощь Божия действует независимо от того, какие мы в себе вызываем чувства, а действует в зависимости от того, какие мы совершаем дела, поступки, как мы бываем усердны в постоянстве молитвы, в покаянии, в наблюдении за собой и в исправлении своей жизни. Тогда Божественная литургия всегда действует в нас особым образом, не восхищением сердца, а исправлением жизни. И это самая главная сила Божественной Евхаристии - единственно необходимая каждому из нас.

Да будет и сегодняшняя литургия для всех нас силой к исправлению нашей жизни, к самому главному внутреннему движению - благодарности Богу за всё и постоянства в добрых делах ради любви к Нему и ради Его любви к каждому из нас. Аминь.

***

8 сентября 2020 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

 

1671