О моем и Божием

«Мое, что имею только я и то, что может принадлежать Богу от меня - это моя благодарность. Всё, что имею я иное - всё от Него: жизнь, мир, всё-всё Им сотворено и подарено. Ничего это не моё. Даже то, во что я одеваюсь, даже то, что я вкушаю на трапезе - всё от Него. А вот моё только - быть благодарным за всё, за трапезу, какой бы она ни была, за одежду, какой бы она ни была, за жизнь, какой бы она ни была.  Моя благодарность - это отданный Ему виноград из виноградника моей жизни, из которого Он жаждет сделать нового вина и дать мне вкусить радости».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вернемся к Евангелию, поразмышляем над Евангелием, которое мы только что слышали, притчу, которую рассказал Христос Своим ученикам, а значит и каждому из нас.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее. Я перечитаю Евангелие по-русски для лучшего понимания церковнославянского языка: «сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф XXI, 33-42).

Бог у меня всё забрал. Вот так нередко можно услышать от человека, который находится в крайне болезненном состоянии. Или по-другому кто-то говорит: почему же Бог у меня это забрал: здоровье, родных, какие-то лучшие обстоятельства жизни, которые меняются? Почему же Он забирает? И так может этот вопрос звучать до бесконечности и упираться в глубокое отчаяние, смешанное с болью одиночества.

Но если бы человек задумался о своей жизни намного раньше, чем придет Хозяин виноградника, всё могло бы быть совершенно иначе. Итак, забирает ли что-либо Бог? Из сегодняшней притчи мы слышим, как Господь, как добрый хозяин, дает Свой виноградник, даёт Свои таланты, даёт то, что сотворил в управление виноградарям. Дарит: жизнь, свободу, дарит множество талантов, дарит живое сердце, дарит трепетную душу, дарит острый ум, друзей, родных, всю жизнь и взамен этого дара ищет только одно - во времена свои, когда приходит время плодов от этого виноградника отдавать своему Господину.

Что я могу дать Богу, у Которого есть всё? Что я могу дать Богу, Который ни в чём не нуждается? Я могу Ему дать только то, что может родить настоящее сердце - благодарность. Отдавать виноград из своего виноградника - это то же, что благодарить. Да еще и при том, возьмет Хозяин этого винограда, сделает из него новое вино, позовёт на Свой пир тебя же и угостит тебя этим новым вином на Своём пиру жизни.

Благодарность к Богу из Его рук всегда возвращается к нам Его щедрой, бесконечной любовью. Вот тот самый пир, о которым говорю, как образ всегдашнего Его присутствия в нашей жизни - когда всё светло, когда всё понятно, когда всё ясно, когда ты не испытываешь никакого страха. Те самые виноградари были злы. Те самые виноградари, на которых иногда бываем похожи и мы с вами сами, также бываем злы.

Сказать бы: Господи, слава Тебе за вот это. Нет, не так: погода - не та, еда - не та, самочувствие - не то, соседи - не те. Всё вокруг как будто бы наполнено какой-то бездыханностью. Даже сейчас, когда мы размышляем над этим Евангелием, вспомним, когда мы искренне, от всей души просто за дар жизни, за то, что открыли глаза, вздохнули новым дыханием, подаренным нам, этого дня, за то, что услышали родной голос, за то, что увидели себя в отражении, когда мы за это сказали вот так от глубины: Слава Тебе, Господи.

Когда приходят слуги Господина, как ангелы, которые приходят утром к нам, когда начинается наш день, что они слышат? Что они принесут своему Господину, Богу? Какие наши слова? Какое наше настроение души? Какое наше движение сердца? Наш ум нередко бывает занят бесконечными размышлениями, в которых совсем не остается места для Того, Кто всё подарил.

Мы можем вспомнить множество имен, некоторых с ненавистью, с обидой, некоторых с подозрением. Мало кого вспомним, чтобы поблагодарить за эти имена. И так от раза к разу. Потом Отец, чтобы не оставить нас нелюдьми, посылает ещё больше слуг, и говорит: принесите Мне из Моего виноградника виноград.

Но обозленные, разучившиеся видеть других кроме себя самих, мы и на них поднимаем руку. «Кто бы мне помог». «Что ты меня просишь, смотри, у самого ничего нет». «А я?» «А мне?» «А почему ты ему даёшь, а мне нет?» «А почему ты ему так сказала, сделала, а мне нет?» И этих побили и убили. Наконец, Господь говорит: пошлю Сына Своего, потому что Его устыдятся, увидят в Нем Меня, и вспомнит обо Мне.

И в нашу жизнь приходит Сам Бог, приходит всегда совершенно безоружный, всегда вооруженный только одной любовью к нам, приходит к нам еще какими-то большими талантами и явлениями, и мы, видя Его уязвленную любовь, на неё продолжаем отвечать своей изощренной и отточенной жестокостью.

Знаем, что говорит Господь в Евангелии. Знаем, говорит, не делать этого, а как будто не слышим Его и делаем. Знаем из Евангелия, как Господь поступал, надо бы простить, а мы как будто бы забыли всё и ненавистью дышим. Знаем, слышим из Евангелия, как Он зовет нас к милосердию, к состраданию, к терпению, да даже к самой благодарности, к покорности, а мы отвечаем Ему всем своим: «не буду», «не хочу», «у меня тяжелая жизнь».

И наконец, когда приходит Господь и забирает Себе Свой виноградник, мы у разбитого корыта своей жизни говорим: всё Он отобрал у меня. Мое, что имею только я и то, что может принадлежать Богу от меня - это моя благодарность. Всё, что имею я иное - всё от Него: жизнь, мир, всё-всё Им сотворено и подарено. Ничего это не моё. Даже то, во что я одеваюсь, даже то, что я вкушаю на трапезе - всё от Него. А вот моё только - быть благодарным за всё, за трапезу, какой бы она ни была, за одежду, какой бы она ни была, за жизнь, какой бы она ни была.

 Моя благодарность - это отданный Ему виноград из виноградника моей жизни, из которого Он жаждет сделать нового вина и дать мне вкусить радости. Об этом может знать каждый отец и каждая мать. Нет ничего ценнее слов ребёнка, сказанных с объятиями любви: «благодарю тебя», «спасибо». И каждый знает, что больше ребенок ничего дать не может. Но взамен за эти слова отец и мать дадут еще больше.

Сегодня, да вот в этот воскресный день, и в нашу жизнь стучатся слуги Господа, которые пришли за виноградом, чтобы нас сделать счастливыми. Да, сегодня они стучатся в двери нашей жизни. Нам бы отворить их и отдать им нашу благодарность, и сказать своему небесному покровителю, имя которого носим: поблагодари у престола Божия Его, Создателя за всё, что у меня есть, и даже за то, что сегодня, может быть, я себя неважно почувствовал или какие-то есть тяжелые, непростые обстоятельства в моей жизни, поблагодари Его за то, что я живу, поблагодари Его за то, что Он меня ещё терпит, поблагодари Его, на Ему мой, Его виноград жизни, плоды жизни. И пусть эти плоды будут спелыми. Пусть они не будут кислыми. И пусть они не будут увядшими.

Каждый день пусть наша любовь и благодарность к Богу наливается силой наших добрых дел во имя Его. Ведь, собственно говоря, так мы Ему и говорим «спасибо», когда делаем добрые дела по отношению к другим. И когда на вопрос: ну, как у тебя дела?, начинаем не бесконечно, как злые виноградари, ныть «моё», «плохо», «мало». А на этот вопрос отвечаем по-сыновне: слава Богу! слава Богу за всё! За всё слава Богу, и за то, что ещё я живу в Его винограднике.

Итак, видим, Бог ничего не отнимает у нас, мы сами себя лишаем Его милости, когда остаемся неблагодарными, жестокими, злыми, как в сегодняшней притче, виноградарями. И когда Господь посещает меня обстоятельствами, знать, пришло время сбора плодов, надо поспешить.

Помолимся сейчас за Божественной литургией, и прежде всего, вспомним обстоятельства в своей жизни, когда мы не были благодарны, были излишне ворчливы и недовольны, как кислый виноград, вспомним эти обстоятельства своей жизни и попросим за них искренне у Бога прощения.

Помолимся о том, чтобы в нашем саду всегда цвел бы этот самый виноград, чтобы Бог даровал нам солнце правды, чтобы он зрел, силу влаги от наших слез в покаянии, чтобы он тоже зрел, потому что от этого он принимает только силу, от правды и от покаяния, от послушания и от труда.

И наконец, помолимся о том, чтобы, когда придет в наш виноградник и Сам Господь, Он нашел нас не злыми, а благодарными, и самое драгоценное - с плодами добрыми нашей жизни, которые бы Он взял и в вечности подавал бы нам Своих благ. Аминь.

***

6 сентября 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

Просмотров: 249

Поделиться

VK:39834