О превращении глины

27.08.2020
Просмотры: 1721

«Одним словом, всё наше предназначение, и наше призвание – из глины превратиться в человека, стать человеком по собственной воле, своим желанием, своим старанием, подвигом, добродетелью».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, мы в преддверии праздника Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и этот праздник венчает пост, или, правильнее сказать, пост является дорогой к празднику.

Дорогой принято задумываться о том, о чём на что не хватает времени задуматься в повседневной жизни. Вот и пост – это время для того, чтобы очень глубоко задуматься о своей жизни, нужное и важное оставить, а напрасное и бесполезное выбросить вон.

Сегодня я хотел бы вспомнить слова Иосифа Исихаста, который вот как рассуждает о том, какими мы себя видим, или, правильнее сказать, кем мы себя видим.

Говорит он так: человек сотворён из земли. Взял Бог, как мы знаем из Ветхого Завета, в описании Священной книги Бытия, персть земли, вдунул жизнь, и сделал, сотворил человека. Но нет у нас ведения, то есть понимания того, кто ты есть.

Глина – мы, - говорит старец. И дальше говорит о парадоксах нашей жизни. Глина глине завидует, глина глину осуждает, глина глину ненавидит, глина глину преследует, обворовывает, совершает столько злодеяний глина против глины. Не имеем, - говорит, - мы ведения того, кто мы, для чего созданы и что будет потом.

Развивая эту мысль старца Иосифа, хотелось бы вспомнить слова Священного Писания о том, что Господь каждого из нас создает для особого Своего действа, именно Своего действа. Всякий созданный человек перед Богом – Ему дорог.

Но каждого из нас, взяв, сотворив из глины, Бог делает не прибором на Своём столе жизни. Но, сделав каждого из нас из глины, и дав нам бессмертную душу, Бог оживотворяет нас Своим Духом для того, чтобы сделать нас сотрапезниками на Его вечной трапезе.

Одним словом, всё наше предназначение, и наше призвание – из глины превратиться в человека, стать человеком по собственной воле, своим желанием, своим старанием, подвигом, добродетелью.

А когда мы, как говорит Иосиф Исихаст, продолжаем ненавидеть, завидовать, проклинать, гнать, не прощать, злиться, предавать других, мы продолжаем оставаться как бы бездушной глиной, грязью, которая ко всему прилипает и от которой так скоро хочется избавиться, которую так скоро хочется отряхнуть.

Есть о чём задуматься – о том, каков я в своей жизни. Моё прикосновение к другим людям оставляет в них светлый след или грязное пятно? Моя любовь к другим людям, моя память о других людях, мои слова о других людях оставляют после меня цветущий сад или вытоптанную землю, покрытую сухой глиной?

Иосиф Исихаст говорит, что не имеем мы ведения, а если бы имели его, то жили бы иначе. Подумаем над этими словами, чтобы, размышляя о своей собственной жизни, и оборачиваясь на пройденный путь нашей жизни, и особенно, ценя то, что есть сейчас в нашей жизни, мы поспешили омыть свою совесть и свои руки, свою жизнь слезами покаяния от того, что является липкой, грязной приставучей глиной.

Чтобы мы, имея ведение нашего предназначения, с трепетом прикасались к другим, добрыми словами, добрым отношением, терпением, смирением, благодарностью, искренностью, верой, любовью, превращая их из бездушной глины в удивительный наполненный жизнью сосуд. Аминь.

25 августа 2020 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1721