«Самолюбие всегда приводит к предательству друзей, любимых людей, близких, родных, образа жизни, веры в Бога. Вслушаемся в совет старца для того, чтобы понять движение собственной души, и самое важное, чтобы найти верное лекарство, о котором он и говорит: пост и воздержание».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всех вас поздравляю с предпразднством Преображения Господня. Сегодня вместе с вами размышляю над словами одного из насельников святой Афонской горы Иосифа Ватопедского, который вот как говорит о корне очень многих зол.
Корень, - говорит, - всей нашей несостоятельности и всех наших предательств – это самолюбие, смешанное со сластолюбием, оно порождает всяческие страсти в душе человека. От самолюбия начинается всякое предательство, предательство в малом и в большом. Самолюбивый человек кроме своего собственного отражения как бы не способен видеть никакого иного образа, и даже в самом себе перестает видеть образ и подобие Божие.
А поэтому становится вместилищем страсти, привязанности, становится местом рабства, когда себя отдает в рабство своим страстям. И если кто-то пытается освободить человека от такого рабства, то он превращается в лютого зверя. Самолюбивый никогда не сносит укоров в свой адрес, замечаний, никогда не сносит назиданий. Но даже самое малое назидание, которое бывает в его жизни, воспринимает с жесточайшей ненавистью и озлоблением, потому что самолюбивый не может любить Бога и не может этой любви отдать место в своём сердце, в своей душе. Иосиф Ватопедский, говоря о самолюбии, говорит о том, что, чтобы побороть этот тяжкий грех, необходимо только воздержание и пост.
Именно поэтому, - напоминает он, - в нашей Церкви посту и воздержанию отдается столько времени и столько пространства. Пост – это не только истощение того, что мы приобретаем, как некое накопление в нашей жизни. Пост – это всегда высвобождение, если так можно сказать, в себе пространства для Бога. Пост – это любовь к Тому, ради Которого ты его совершаешь. Вот здесь становится и понятно само усилие этого поста.
Если во время поста тебе кажется совершенно малозначительным лёгкое его нарушение, ну, ты привык к какой-либо, к примеру, пище или к какому-либо образу действа, или к какой-либо другой зависимости, пусть это будет зависимость от твоего телефона или от твоей постоянной болтовни с кем-то или пустого времяпрепровождения, и вот когда приходит время воздержания, ты как бы готов воздерживаться во многом, но в этом малом чуть-чуть ты говоришь себе: ну, это можно и оставить, не так уж это и сильно нарушает пост.
Речь не в том, что ты оставляешь для себя, а что ты делаешь по самолюбию. Если всё это малое, что ты оставляешь и позволяешь себе, питает твоё собственное самолюбие: или привычные разговоры, привычные рассуждения о ком-то, да мало ли что кроется в моём несчастном сердце, тогда ты бываешь побеждаем, тогда ты ещё ближе делаешься к предательству.
Самолюбие всегда приводит к предательству друзей, любимых людей, близких, родных, образа жизни, веры в Бога. Вслушаемся в совет старца для того, чтобы понять движение собственной души, и самое важное, чтобы найти верное лекарство, о котором он и говорит: пост и воздержание.
Как другой старец Афонской горы говорил, отец Григорий: аскеза – это тогда, когда я хочу, очень хочу, но не буду. Дай Бог, чтобы во время поста мы смогли на все свои «хочу», «очень хочу», отвечать: «не буду». Аминь.
18 августа 2020 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома