О силе веры

19.08.2020
Просмотры: 1855

«Вера, как мачта на корабле, сразу дает силы для движения. Вера, как якорь, который всегда удержит от того, чтобы не разбиться о скалы. Вера, как надежный руль, который правильно направит корабль к берегу. Вера, как парус, который поймает невидимый ветер Бога и Его присутствием начнет двигать весь корабль. Вера, как вдох и выдох, без которого жизнь собственной души невозможна».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вернемся к Евангелию, которое мы только что слышали, поразмышляем о нём, дадим этому слову Божьему проникнуть в нашу совесть.

Апостол и евангелист Матфей пишет в Евангелии следующее: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: 'перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет». (Мф XVII, 14-23).

Вместе с вами перечитывая это Евангелие, со всей очевидностью и болью ощущаю себя тем самым отцом, который сегодня приводит своего несчастного ребенка, одержимого нечистым духом, к Господу и Спасителю Христу. Почему же ощущаю себя этим человеком?

Потому что, как о том самом ребенке, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, можно сказать о собственной душе. Посмотрим на свою душу. Она бывает то в огне, то в воде. Как говорит сегодняшний отец Христу: бросает его дух нечистый то в огонь, то в воду.

Как часто меняется моё внутреннее, духовное, душевное расположение: оно то горит горячей верой, и, кажется, тебе возможно перейти любые горы, и любые реки по колено, то начинает бросать в огонь, замерзает неверием, отчаянием, то наоборот, бывает в огне страстей, горит в воспоминаниях прошлой жизни или в мечтаниях, горит в злобе, в ненависти, горит в желании отмщения, горит обидой на кого-то, то бывает в воде и тонет в безразличии к другим нуждам, к другим людям, то бывает в воде совершенного невнимания к глубине мрака своей жизни – то в огне, то в воде.

Вместе с тем самым отцом я задаюсь вопросом: почему же так происходит? Почему же то горячо молюсь, то не могу дотянуться до молитвослова? Почему же то терплю, то извергаю всевозможные горькие, обидные слова? Почему то люблю, то ненавижу? То прощаю, то мщу? Отец того самого несчастного ребенка очень просто нашёл ответ на этот вопрос и думал, что именно в этом всё дело.

Он сказал Христу: на новомесячье с ним происходит это, то есть луна виновата, когда она становится большой, вот что с ним происходит. То есть как бы само творение Твоё, Господи, меня мучит, ведь луна тоже творение рук Божиих. Ну, а я на что списываю всё своё такое отношение, такую изменчивость?

Мол, вокруг народ такой, время такое или люди такие. Или говорю, что это всё из-за моей болезни или ещё из-за чего-то. Чаще всего нахожу причину, как и тот отец, в творении Божием. Мол, жизнь такой стала: такая соседка, такой сын, такая мать, такой отец, такая жена, такой брат, такая сестра, такой начальник, такие все вокруг, поэтому и мне с ними вот так непросто.

И чтобы окончательно убедиться в том, что виной всем проблемам и всем болезням моей собственной души еще добавляю: Господи, и к Твоим ученикам приводил, и они ничего не могли сделать. И исповедуюсь, и причащаюсь, и молюсь, и обедни заказываю, и свечи ставлю, и просфоры домой беру, и воду святую пью, иногда даже акафисты читаю, но вот ничего не помогает мне. Христос на эти мои причины, почему же я, то в огне, то в воде, отвечает мне с болью любящего отца: о, род неверный и лукавый! до каких пор буду с вами? до каких пор буду терпеть вас? И даже в этом ответе, как замечает святитель Иоанн Златоуст, Христос говорит: жажду больше Креста, чтобы на этом Кресте совершить Свою любовь ко всем вам. Род неверный и лукавый.

И далее Христос ученикам на их вопрос, почему же они не могли его исцелить, этого несчастного ребенка, отвечает: по неверию вашему. Чаще бывает нам намного проще всю нашу ответственность, всю нашу нелюбовь, всю нашу ненависть, всю нашу раздражительность, всю нашу гневливость, всю нашу гнилость списать на других и сказать, что из-за них я вот такой. Лукавый род.

Почему же так проще? Да потому, что тогда ты остаёшься с тем самым лукавым божком, имя которому ты сам. Ведь если вокруг тебя виноваты все, и ты не видишь вины собственной, причины собственной, как ты можешь увидеть тогда Виновника всех благ и твоей собственной жизни – Бога? Если ты не видишь своей собственной ответственности в поступках, которые ты совершаешь, и, если всё это относишь к тому, что вокруг на тебя действуют непреодолимые обстоятельства, ты лжешь, потому что ты не хочешь сиять своей душой.

Я не прав, потому что я не хочу обнаружить силу своего сердца, которая заключается в моей вере. Боясь обнаружить свое неверие в Бога, а лишь только уповая на веру в себя самого, ты и доходишь до этого жуткого состояния: то в огонь, то в воду. Вера – это не просто сказать: «Он есть». Вера – это не просто сказать: «Он меня создал». Хотя это уже важные шаги в твоей жизни. Вера – это быть сыном или дочерью у Отца. Вера – это быть послушным Его слову.

Вера – это не тогда, когда я делаю то, что хочу, и как на это располагается моё сердце, это тогда, когда я делаю то, о чём говорит мне Отец. Не хочу прощать, а Отец говорит: «прости». Не могу терпеть, злюсь, а Отец говорит: «потерпи». Не могу слышать другого, так ненавижу этого человека, а Отец слушает меня. Не могу видеть другого, так этот человек больно мне сделал в моей жизни, а Отец смотрит на меня.

Вот, тот самый несчастный, приведший своего ребёнка ко Христу, отец этого ребёнка говорит: луна всему виновата, всему виной Твоё творение, всё это внешне непреодолимые обстоятельства. А Отец говорит: если будешь иметь веру хоть с горчичное зерно, ты сможешь горы переставлять. Оказывается, всё моё ровное стояние пред Богом – это не внешние факторы, обстоятельства, это моё желание идти к Нему, слышать Его, быть послушным Ему, жить Его словом.

По неверию невозможно изгнать этот тлетворный дух, который бросает то в одну, то в другую сторону. Вера, как мачта на корабле, сразу дает силы для движения. Вера, как якорь, который всегда удержит от того, чтобы не разбиться о скалы. Вера, как надежный руль, который правильно направит корабль к берегу. Вера, как парус, который поймает невидимый ветер Бога и Его присутствием начнет двигать весь корабль. Вера, как вдох и выдох, без которого жизнь собственной души невозможна.

Род сей, - говорит Господь о нечистом духе, который бросает нас то в одно, то в другое, которому мы отдаем свою волю и свою веру, - изгоняется только постом и молитвой. Любое наше воздержание, любое наше терпение поистине творит великие чудеса. Когда ты с кем-то горько пообщался, будь воздержен. Не бросайся ни словами, ни упреками, ни телефоном. Начни молитву, и увидишь, как твоё малое воздержание погасит в тебе большой огонь.

Когда что-то кажется тебе совершенно неудобным, в особенности, когда кажется, что твоё физическое состояние хуже всех, вот тогда начни поститься. Не так поститься, как обычно: я болею, мне это можно, мне это можно, это чуть-чуть, это немножко. А хотя бы день по-настоящему. Вот так воздержись от еды, чтобы даже то, что тебе можно было, ты бы вкушал теперь с такой благодарностью и говорил: слава Тебе, Господи, и за это малое утешение, и за эту радость, потому что по грехам моим я большего достоин.

Начало веры в видении своих грехов. Человек, не видящий своих грехов, никогда не сможет верить. Видение грехов – это не память о том, что ты сделал, а горькое сожаление о том, что уже теперь можно исправить только добрым делом. И горькое сожаление тогда, когда ты ещё этого совершенно не исправил. Вера, она, всегда сильна там, где есть прямое, доверительное, единственно верное: Господи, (как у апостола Петра), помоги мне, ибо я тону.

И сегодня, как тот самой отец, мы носим в себе несчастную, страдающую душу, которая то в огонь, то в воду, то верит, то не верит, то радуется, то отчаивается. Сегодня мы приносим её к Господу не для того, чтобы упрекнуть Его: всё вокруг виновато, жизнь такая, как та самая луна, нет.

А приносим и говорим Ему: Господи, если хочешь, если ещё любишь меня, если ещё веришь мне, если ещё доверяешь мне, если еще слышишь меня, потому что я уже Тебя почти не слышу, редко люблю, редко вспоминаю, редко общаюсь, но, Господи, если Ты меня ещё не оставил, как нередко я Тебя оставляю, можешь исцелить мою душу. Можешь исцелить, потому что Ты, Господи, стань наполнением моей жизни. Я, Господи, предаю свою жизнь в Твои руки. Я, Господи, встаю и иду в Твой дом. Аминь.

16 августа 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1855