О смысле испытаний

12.08.2020
Просмотры: 1515

«Бог всегда общается с нами испытаниями, которые бывают в нашей жизни. Только сохранить бесстрашие, упование на Него, надежду, до конца бороться, не опускать рук своих, знать, что самым важным и самым главным будет, непременно, встреча с Ним. И каким я с Ним встречусь: слабым, испуганным, пораженным, или, хотя и нередко потерявшим силы, но до конца изо всех сил стоящим на страже своей жизни, как на корме корабля, у руля во время шторма?»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие, я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали для того, чтобы поразмышлять над Евангелием, ведь слово Божие, Священное Евангелие, которое мы слышим за службой, которое мы читаем – это прямое обращение Бога к нам.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «и тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую». (Мф XIV, 22-34).

Священное Писание, которое мы только что слышали рассказывает об удивительной истории веры человека, или, правильнее, глубже сказать: о том, какое свойство имеет наша вера, какой бывает наша вера. Как замечает святитель Иоанн Златоуст, когда Господь посылает человеку какие-либо испытания, то, прежде всего, испытывает веру человека. В испытаниях наша вера приобретает твердость и крепость.

Как если бы дул ветер, который наполняет паруса, и от наполнения ветром паруса, напрягаясь, обнаруживают свою прочность, и тогда весь корабль начинает своё движение. Так и испытания, которые, когда приходят на человека, происходят для того, Бог попускает им быть, чтобы испытать прочность нашей веры, прочность нашей надежды.

Святитель Иоанн Златоуст говорит ещё и что, когда приходят эти испытания, то Бог нередко эти испытания усиливает. Как и в сегодняшней истории. Ученики плыли в лодке, попали в шторм. И так еле уже держатся за корму корабля и за свою собственную жизнь. Они, как опытные рыбаки, знают, что такой шторм нередко может закончиться большой бедой. И изо всех сил они сохраняют корабль и свою собственную жизнь.

И здесь по водам к ним идет Христос, появляясь из мрака ночи. Они даже и не узнали Его, поэтому апостол и говорит: закричали от страха и ужаса. К испытаниям Бог ещё немного прилагает испытаний для того, чтобы окончательно утвердить, укрепить нас в нашей собственной вере. Тогда же, когда мы остаёмся крепки, Господь говорит нам так же, как и апостолам: ободритесь, не бойтесь, это Я. Бог всегда приходит к нам из обстоятельств нашей собственной жизни.

Бог всегда общается с нами испытаниями, которые бывают в нашей жизни. Только сохранить бесстрашие, упование на Него, надежду, до конца бороться, не опускать рук своих, знать, что самым важным и самым главным будет, непременно, встреча с Ним. И каким я с Ним встречусь: слабым, испуганным, пораженным, или, хотя и нередко потерявшим силы, но до конца изо всех сил стоящим на страже своей жизни, как на корме корабля, у руля во время шторма?

И дальше происходит, пожалуй, самое удивительное, интересное, и поучающее нас. Апостол Пётр, тот самый, который ревнив, тот самый, который горяч, как огонь, вспыхивает в мгновение в желании служить Богу, говорит Ему: если это Ты, повели мне прийти к Тебе. Апостол Петр не просит – как замечает опять святитель Иоанн Златоуст, чтобы мог ходить по водам, но просит идти к Нему. Повели мне прийти к Тебе. Вот она самая главная, самая важная, верная молитва во всех наших испытаниях.

Нередко мы просим силы, чтобы оставаться что называется на плаву. Как если бы Пётр попросил: научи меня ходить по воде и не тонуть, и не бояться больше этих волн. К тому же, ему это очень здорово пригодилось бы в его трудах рыбака. Но смотри, что просит Пётр: повели мне прийти к Тебе из того состояния, в котором я нахожусь. Позови меня к Себе, Господи.

Какая верная, какая правильная и самая надёжная молитва! Не «научи меня стоять только лишь на ногах»; не «помоги мне преодолеть всё то, что сейчас на меня навалилось тяжёлой силой», но «Господи, позови меня к Себе, повели прийти к Себе». Откуда же такая ревность у Петра? Оттого, что он всегда сохраняет слово Божие, оттого, что он всегда повинуется слову Божию, поэтому и теперь, зная повиновение, имея это повиновение или послушание, он говорит: повели мне прийти к Тебе.

Это можно ещё сравнить с тем, как если бы оказались в каких-то разногласиях два человека, и один говорит другому: позови меня к себе, и я тогда буду знать, что ты меня по-настоящему ценишь, любишь, дорожишь мною, и пока буду идти к тебе, всё остальное забуду, все свои страхи, всё своё одиночество, всё то, что наполняло меня, тонущего, как волнами на корабле.

Христос говорит Петру: иди. Какая ревность! Пётр встаёт и идёт по воде ко Христу. Но мы слышим из сегодняшнего Евангелия, как подул ветер, Пётр испугался и начал тонуть. Святитель Иоанн Златоуст так хорошо об этом говорит: о человек, как часто ты бываешь в большом твёрд, Пётр стоит на воде, но в малом неустойчив и непостоянен. Не воды он испугался, а ветра, малого дуновения ветра.

Как часто мы бываем в большом верны и праведны, и стоим твёрдо и надежно. А в малом бываем неверны, в малом бываем слабы, от малого соблазняемся. Ну, к примеру, пост держим, а молитву не творим; зовем всех прощать, а сами никак не можем простить своего старого соперника; бываем благосклонны к другим людям, но так бываем раздражительны в мелочах к своим родным и близким, в своём доме, в своей семье; к другим бываем улыбчивы и жертвенны, но когда рядом окажется близкий человек не всегда найдём для него и доброго слова. Маловерный, - сказал Христос тогда апостолу Петру.

Также Христос говорит и мне сегодня: маловерный, испугался малого, в малом не смог быть верным. А поэтому и в большом терпишь бедствие. И когда нередко приходится слышать: вот вроде бы живу обычной жизнью и стараюсь делать только доброе и хорошее, и никому ничего плохого не совершаю. Это тоже самое, как Пётр, который ходит по воде. Но вот говорит человек: всегда со мной что-то приключаются несчастья. Это тот же самый Пётр, который в малом оказался испуган, боязлив, и малого шага не сделал, а отсюда потерпел большую трагедию. Но Христос не оставляет.

И опять, возвращаясь к словам Златоуста, как он здорово, как он замечательно говорит: как птица поднимает на крыло своего птенца и вновь поднимает его к небу, не давая ему погибнуть, так и Христос зовет апостола Петра, взяв за руку, поднимает его из пучины и возвращает к Своим ученикам.

Сегодняшнее Евангелие многому, очень многому научает нас и о многом зовет нас с вами задуматься. И о нашей верности в малом, и о наших маленьких, но настоящих добрых делах, и о нашей большой победе над своими собственными страхами, страстями, и о нашем доверии Богу, и ещё о том, как ходить по водам житейского моря. Апостол Пётр, когда шел по воде, не тому радовался, что вода под ним не расступается, и он в ней не тонет, а тому радовался, что идет ко Христу.

Так и каждый раз нам особенно в наших испытаниях и тяжелых обстоятельствах собственной жизни всегда стоит помнить о том, что мы идём ко Христу, тогда под нами и вода не расступится, тогда никакая опасность бесовская не погубит нас, если мы радуемся Тому, к Кому идем, на Него надеемся, на Него полагаем всю свою надежду, но Него смотрим, как на маяк на горизонте нашей жизни, и строго следуем этому свету любви и жертвы.

Пётр ходил по водам, испугавшись, начал тонуть, но Бог спас его – это история для каждого из нас, чтобы и нам научиться ходить по водам нашей жизни, но прежде с ревностью, с доверием, с верностью из глубины своей совести повторить слова апостола Петра: повели мне, Господи, прийти к Тебе. Аминь.

9 августа 2020 года. Пантелеимоновский храм города Карачаевска

1515