О страстотерпцах Борисе и Глебе

09.08.2020
Просмотры: 832

"Святые Борис и Глеб не искали временного благополучия, понимая, что все их собственные стремления, измышления, если они не будут проходить через собственный подвиг, они не будут иметь никакой силы. Сила злобы их старшего брата была опровергнута силой любви страстотерпцев братьев. Сила ненависти и жажды власти одного была изничтожена и остановлена силой жертвенности и любви других. Если мы хотим положить конец какой-либо распре, если мы хотим положить конец какому-либо греху, продолжающегося ото дня ко дню, от времени к времени, мы это можем сделать только силой собственной жертвенной любви и собственного смирения".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день памяти святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба я всех вас поздравляю с нашей соборной молитвой в этот особый для нашей Матери Русской Православной Церкви день.

Из жизнеописания этих братьев мы знаем, что для того, чтобы положить окончание всякой вражды и распри в семье, они не оказали сопротивления своему старшему брату, который боролся за власть, который боролся за временную, земную правду, перед которой всегда теряется ценность и смысл жизни. И убийство им своих братьев становится тому ярчайшим подтверждением.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, прославленными в нашей русской земле, положенными как драгоценные семена для того, чтобы стать новым плодом преодоления всякой самости, или, как мы говорим, всякой распри, преодоления всякого разделения, и в особенности, внутри своей собственной семьи. Пожалуй, нет большего врага, чем тот, который действует на разделение.

И Сам Господь об этом говорит: царство, разделившееся в самом себе, не устоит (Лк 11:17). И говорит, что никогда мы не можем служить двум господам. Всякое разделение в нашей жизни, всякое раздвоение в нашей жизни, всякая грань, когда мы говорим «ну, если или если», всегда приводят нас к потерям своей свободы, к потерям собственной веры, к потерям себя самого.

Христос в сегодняшнем Евангелии, которое мы слышали за литургией, обращаясь к Своим ученикам, говорит: Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы Самому послужить. И конец разделению человека с Богом, начало которого было положено еще в раю через грех прародителей, Бог полагает, завершение разделению Своей собственной жертвой.

Если ты хочешь мира, ты всегда должен уступать любовью. Если ты хочешь прощения, ты всегда должен уступать терпением. Если ты хочешь благоденствия, ты всегда должен уступать жертвенностью служения другим людям. Начало соединения неба и земли всегда происходит через наш собственный выбор, который мы делаем, вооружаясь терпением, молитвой, смирением, послушанием.

Христос показывает нам образ этого послушания. Быв, - говорит, - послушен, даже до смерти, и смерти крестной. Тоже самое, когда мы бываем послушны Богу и когда мы это послушание воплощаем не в том, что я делаю, как бы мне хотелось, а в том, где есть правда Божия, не моя собственная временная, быстро изменяющаяся, а вечная, за которую мне придется ответить перед Царем и Отцом, тогда, если мы опираемся на такую правду Божию, её больше становится в нашей жизни.

Святые Борис и Глеб не искали временного благополучия, понимая, что все их собственные стремления, измышления, если они не будут проходить через собственный подвиг, они не будут иметь никакой силы. Сила злобы их старшего брата была опровергнута силой любви страстотерпцев братьев. Сила ненависти и жажды власти одного была изничтожена и остановлена силой жертвенности и любви других.

Если мы хотим положить конец какой-либо распре, если мы хотим положить конец какому-либо греху, продолжающегося ото дня ко дню, от времени к времени, мы это можем сделать только силой собственной жертвенной любви и собственного смирения. Дьявол силен в тех, кто не склоняет головы перед заповедью Божией.

И сегодня Господь заповедует нам: Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы Я прослужил вам во искупление ваших грехов. И для того, чтобы искупить грех и для того, чтобы остановить проклятие, мы сегодня и примером святых страстотерпцев Бориса и Глеба призываемся к служению жертвенной, смиренной, не ищущей своего любви, о которой и апостол говорит о том, что любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится.

Сегодня мы совершаем наше торжество, поклоняясь первым русским святым, которые не только в своей семье положили конец распрям, но и на многие-многие века вперед в нашем Отечестве указали прямой путь к небу – когда братство не в крови, а в любви. И это братство всегда достигает неба.

Поклоняясь святым угодникам Божиим, мы молимся о том, чтобы они сохраняли нашу землю, сохраняли нашу Церковь Русскую, помогали нам преодолевать разделение, которых сегодня немало в нашей жизни, и помогали нам преодолевать распри, которые, как злые псы, нередко набрасываются на нас, на наших родных и близких, на нашей общины.

Мы молимся им о том, чтобы они, показав нам пример подлинной доблести, веры во Христа и надежды на Бога, увенчали и нас победой, прежде всего, над своей собственной гордостью, над своим собственным несмирением, победой над своей греховной жизнью, победой над своей испорченной совестью, чтобы святые страстотерпцы Борис и Глеб молили Господа и о нашей Церкви, дабы мы все были едины, как и Господь благословил нам: да будете едины, якоже и Мы (Ин 17:22). Аминь.

6 августа 2020 года. Георгиевский храм города Пятигорска;

 

832