«Радость – как утешение, как надежда и как новое дыхание, как новая сила и как новая память, как новый взгляд и как новый день, и как новая жизнь каждому человеку, несмотря на его сословие, на его опыт жизни, на то, каким он был, каждому человеку Серафим говорил: «радость моя», с надеждой, что, услышав эти слова, этот человек и станет его радостью».
Всечестные отцы, дорогие братья казаки, господин атаман, дорогие братья и сёстры, всех вас поздравляю с праздником дня памяти святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, с днём престольного торжества, с памятью вашего небесного покровителя!
Каждый раз, когда мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, я думаю, что у каждого человека на память совершенно естественным образом приходят слова, которые он тогда, а с того времени и по сей день, говорит каждому человеку, делясь с ним Духом Божиим, которого стяжал в своём сердце, приветствуя всякого человека словами, которыми я хотел бы поприветствовать вновь и вновь всех вас: «радость моя, Христос воскресе!»
«Радость моя» – это словосочетание мы, чаще всего, особенно в юных годах обращаем к своим детям, эти слова мы обращаем к своим родным и близким, к людям, к которым наше сердце всегда бьётся с особой силой, с особым трепетом. Но преподобный Серафим эти слова обращал ко всякому человеку и даже к тому, которого не знал и о котором ничего не знал.
Если задуматься над тем, всякого ли человека готов я назвать своей радостью, то, чтобы найти ответ на этот вопрос, нередко, мы начинаем исследовать того, другого человека: а каков он – верный или неверный, настоящий друг или ложный, преданный в слове или лживый, искренний или лукавый, жертвенный или жадный? Ну и так далее. Очень часто, чтобы сказать о каком-то человеке доброе слово, мы нередко рассматриваем того самого другого человека, но преподобный Серафим в общении с любым человеком рассматривал не его, а рассматривал, прежде всего, себя самого.
И когда он видел себя немощного, и когда он видел себя, о котором проливал слезы, тогда о другом он говорил: «радость моя». Когда он видел, прежде всего, в другом человеке образ и подобие Божие, которому, чтобы со всей силой просиять этим образом и подобием, недостает только любви от других людей, он и говорил: «радость моя».
«Радость моя» – он обращался не тем, кто его радовал, а к любому человеку, которому рад Бог. Ибо всякого человека и всякую душу Господь желает спасти. Сегодня за Божественной литургией, когда я вместе с вами молился и мысленно обращался к Господу и Спасителю Христу, к Его Пречистой Матери и к тому, кому Она Сама являлась, к преподобному Серафиму Саровскому, то, исследуя своё сердце, задавал себе честный вопрос: а ко многим ли могу обратить искренне эти слова?
И совершенно очевидно из жизни преподобного Серафима Саровского нахожу ответ, что эти слова можно обратить ко всякому человеку, когда ты учишься, прежде всего, видеть свое собственное недостоинство, бездну своих собственных грехов, когда ты видишь все свои кривды и неправды, когда ты видишь все свои предательства и ложные обещания, и тогда во всём этом ты жаждешь милосердия Божия, и чтобы это милосердие тебя коснулось, ты обращаешься к другому: «радость моя», потому что ради другого человека Господь еще дает мне силу к жизни: ради того, чтобы суметь простить и попросить прощения, ради того, чтобы помочь, ради того, чтобы ответить, сделать шаг вперёд по отношению к другому человеку Господь и даёт мне жизнь.
А значит кто другой, кто рядом со мною, подлинно, радость моя, потому что без этого мне бы и вовсе с моими грехами и мраком жизни никогда не видеть света и любви Божией. Мы знаем из учения преподобного Серафима, что оно основывалось не на том, что Бог всем всё оставляет и прощает. Оно основывалось на том, что Бог каждого любит. И если ты во время своей жизни успеешь ответить на эту любовь, то подлинно ты можешь стать радостью Христовой.
Его приветствие «радость моя» сегодня ещё и звучит как знак вопроса для моей совести. Когда я смотрю в неё и вижу всё содеянное собою, но при этом, надеясь на милосердие Божие, жажду исправления, каюсь в этом, и не возвращаюсь больше к этому, тогда я становлюсь радостью пред лицом Божиим. «Радость моя» – это не только утверждение, это ещё и вопрос ко мне: хотел ли бы я, чтобы Господь был моей радостью? И если хочу, то не нужны какие-то «но» или «если», условия, времена или даты, или обстоятельства.
Я прямо сейчас здесь, в храме, могу сложить всё своё прошлое и сказать: Господи, приношу тебе свое покаяние, не как дар своей жизни, его невозможно принять как дар, но приношу тебе свое покаяние как то, что высвобождаю для Тебя в своем сердце, в своей жизни, чтобы Ты, Господи, стал моей радостью! Забери, Господи, мои грехи и дай мне, Господи, Себя Самого. Дай мне, Господи, Себя Самого, чтобы и я больше не возвращался к тому, что отдал Тебе, не забирал у Тебя того, о чём прошу простить меня. Вот тогда становятся совершенно понятны слова преподобного: «радость моя».
Радость – как утешение, как надежда и как новое дыхание, как новая сила и как новая память, как новый взгляд и как новый день, и как новая жизнь каждому человеку, несмотря на его сословие, на его опыт жизни, на то, каким он был, каждому человеку Серафим говорил: «радость моя», с надеждой, что, услышав эти слова, этот человек и станет его радостью.
Дай, Господи, чтобы эти слова преподобного сегодня услышала наша с вами совесть, и чтобы сегодняшний день стал днем нашего изменения, и чтобы сегодняшний день был днем верно принятых нами решений, и чтобы от сегодняшнего дня мы не ходили больше вспять, а искали бы ту радость, о которой говорил преподобный Серафим: жили бы этой радостью милосердия, любви Божией и Его веры в нас, и доверия каждому из нас.
И пусть преподобный Серафим Саровский, показавший пример покаяния и молитвенного плача, показавший пример воздержания и доброго подвига, показавший пример смирения и терпения, показавший пример настоящего человека, помолиться о том, чтобы и нам научиться и покаянию, и молитве с плачем, и надежде без отчаяния, и радости с благодарностью.
Помолимся ему о том, чтобы он помог и нам исправить и одухотворить нашу собственную жизнь, помог нам сделать также, как делал сам: спасаться самим, и тогда, Бог даст, кто-то да и спасется рядом с нами.
Преподобне отче Серафиме, радость наша, моли Бога о всех нас, о своих радостях, и даруй нам по твоим молитвам силу быть обрадованными Самим Господом и Спасителем Христом. Аминь.
1 августа 2020 года. Храм преподобного Серафима Саровского поселка Пятигорский