«От времени князя Владимира через его крещение и через его новый взгляд на жизнь во Христе мы становимся братьями и сёстрами. И у князя теперь появляется не множество подданных и верных, не множество тех, которые обязаны ему неволей, а громаднейшее множество тех, которые больше, чем подданные – братья и сёстры. Через князя Владимира наша Русь становится общим домом, в котором все мы становимся братьями и сёстрами».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, у каждого из нас есть своя точка зрения, свой взгляд, и в особенности, этот свой взгляд мы чувствуем тогда и свою точку зрения отстаиваем тогда, когда стоим перед непростым выбором, перед каким-то очень важным и значимым шагом своей жизни.
И если мы зададим себе вопрос: а что является, собственно говоря, этим взглядом, этой точкой зрения? То, каждый по-разному может на него ответить, взирая на обстоятельства жизни. Ну, к примеру, сегодняшние условия, некоторая польза или то, что можно назвать некоторой выгодностью. Одним словом, точка взгляда, точка зрения для нас, и, мы можем быть до конца откровенны, нередко бывает очень подвижна.
А какова же может быть точки зрения человека, от решения которого зависит не только его собственная судьба, а судьба целого народа, целой страны? Если только основывать этот взгляд на временной выгодности политических событий, процессов, говоря современным языком, конъюнктуры сегодняшнего дня, эта точка так часто меняется. И поэтому, так бывает, что, глядя в горизонт, то в одну, то в другую сторону, нередко приходится, что называется, заваливать в сторону руль, и на бок на борт полагать целые корабли, набирая полные корма воды забортной, и от этого всем бывает непросто.
Сегодня мы вспоминаем нашего предка, великого князя земли Русской, князя Владимира, который, как и всякий добрый князь нашей земли, который, как и всякий человек, любящий свою землю и свой народ, тоже рассматривал настоящее и будущее своей страны и своего народа через точку своего зрения. Что же стало этой точкой зрения для него?
Мы знаем из жизни князя Владимира, что до того, как он принял святое крещение, он был человеком жёсткого, жестокого нрава. Мы знаем о его жизни, которой он жил, в общем-то, он не скрывал её, потому что для общества того времени это было вполне принято и не вызывало ни у кого никаких вопросов.
Но вот однажды на князя Владимира посмотрел Сам Бог, и князь Владимир посмотрел в Его сторону. Всегда эта встреча временного с вечным, земли с небом очень таинственна. И для каждого она происходит по-своему. Но через эту встречу князь, если так можно сказать, очистив, даже в прямом смысле этого слова, от слепоты свои очи, смотрит не на будущее своего народа, не на будущее земли Русской, а смотрит на самого себя.
Через Христа князь в себе увидел человека, способного любить, прощать, терпеть. Через Христа князь видел в себе настоящего человека, который, как и истинный Человек, Господь и Спаситель Христос, ради других и на крест готов подняться. Через Христа князь увидел в себе человека, который призван быть отображением славы Божией и Его силы. А сила Божия не только лишь во внешних мышцах, в политическом, экономическом весе. Сила Божия в человеке – в том, что он человек.
Ведь каждый раз, когда мы смотрим, не зная ничего о другом человеке, мы, прежде всего, вчитываемся не в его звание или должности, а для нас всегда остается значимым – как он поступал-то, по-человечески? Через Христа князь Владимир увидел в себе человека, за которого Бог пролил Свою Кровь на Кресте, бесценного человека.
И как только он научился любить этого бесценного человека, искупленного драгоценной Кровью Христовой, он начинает менять свою точку зрения. И теперь его точкой зрения становится Христос, и через Него он в других начинает видеть неповторимый образ и подобие Божие. Каждая жизнь для него становится драгоценным даром, и более того, через эту новую точку зрения, в которую погружается князь, в крещенские воды, и выйдя из них, исцеленным от слепоты и физической, и духовной, во Христе видит свой народ, который теперь называет братьями и сёстрами.
От времени князя Владимира через его крещение и через его новый взгляд на жизнь во Христе мы становимся братьями и сёстрами. И у князя теперь появляется не множество подданных и верных, не множество тех, которые обязаны ему неволей, а громаднейшее множество тех, которые больше, чем подданные – братья и сёстры. Через князя Владимира наша Русь становится общим домом, в котором все мы становимся братьями и сёстрами.
Сегодня мы вспоминаем крещение Руси, когда в этот дом собрались все народы. Мы вспоминаем и тех, кто совершил этот подвиг крещения. Мы вспоминаем наших первых святителей, священников, иноков, которые просвещали свой народ. Мы вспоминаем наших воинов, которые теперь защищали свою землю как общий для всех дом. Мы вспоминаем и нашего великого князя, которого народ до сих пор именует Красным Солнышком, ибо взошло это солнце над землей Русской, и наступил русский день после страшной языческой ночи, в которой было много и ненависти, и крови, и алчности, и жажды власти.
Да, в нашей истории появлялись и вновь, бывало, такие мрачные страницы, но теперь, когда мы имеем дом, нам есть, что беречь, теперь, когда мы имеем дом, нам есть, куда вернуться. И какие бы мрачные страницы, и мрачные времена не наступали в нашем доме, Сама Богородица – Хранительница Божественной благодати в нашем доме всегда освещала путь всякому, ищущему истину. Вот что значит верная точка зрения – когда она упирается в самое небо, тогда с неё всё лучше видно и правильнее, и видно и прошлое, и настоящее, и будущее.
Сегодня мы прославляем князя Владимира и вспоминаем крещение Руси, и верим, что сегодня наш русский князь, отец наших народов, основоположник нашего объединенного, собранного в один дома Отечества, радуется со Христом, потому что, как тогда, сам крестившись, во Христе видел всех, так и сегодня во Христе по-княжески защищает и оберегает в каждом из нас веру во Христа.
Последуем и мы его примеру. И если мы хотим поменять чью-то точку зрения, чей-то взгляд, не будем настаивать на своём взгляде, но покажем в сторону Голгофы, и скажем так же, как и князь Владимир: а знаешь, вот оттуда всё видно правдивее, оттуда всё видно по-настоящему, оттуда всё видно так, как есть на самом деле.
И тогда вслед за князем Владимиром пойдём и на Голгофу, пойдём и даже до гроба, не теряя веру во Христа, и за князем Владимиром пойдём и в небо, откуда Господь на всех нас взирает с бесконечной отцовской любовью со Своей точки зрения, имя которой любовь. Аминь.
28 июля 2020 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома