О цене чуда

28.07.2020
Просмотры: 1051

«Теперь, когда мы что-то будем искать от Бога или от того, кто рядом с нами, не будем говорить, прежде всего, обличающее нашу собственную гордость: «ну, что тебе стоит?», а соберёмся со всей силой, которая есть только в нашем сердце, в нашей душе: «люблю Тебя, Господи», «верую Тебе, Господи», и тогда Бог прикоснется к нашей жизни. Люблю тебя, - скажем и тому человеку, который рядом с нами, не для себя, не страстно, а для Бога, для благодарности Ему, для радости в Нём. И тогда Бог сотворит чудо, сказав нам: по вере вашей да будет вам».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы над этим Евангелием вместе с вами поразмышлять.

Апостол и евангелист Матфей пишет следующее: «когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». (Мф IX, 27-35).

Ну, что тебе стоит это сделать? - нередко этот вопрос мы задаем Богу тогда, когда изо всех сил своей надежды кричим Ему о своей просьбе. Ну, что тебе стоит это сделать? Ты же добрый, милосердный, Ты всё можешь! Вот сегодняшние слепцы также ходили за Христом и кричали: сын Давидов, Иисусе, помилуй нас! Но еще больше эти слова мы понимаем тогда, когда обращаем их к другому человеку, к которому также обращаемся с некой просьбой, но не получаем сразу ответ на свою просьбу, и задаемся вопросом: ну, что ему стоит это сделать? Ну, для этого человека, у него ведь всё есть, что ему стоит?

И в первом, и во втором есть нечто общее. И, как не парадоксально, общее это не те, от которых мы ждём жеста: внимания, любви, дружбы, ответа. А общее и в первом, и во втором – мы сами, а, правильнее сказать, наша вера или наше доверие. Ещё больше скажу, общее – это то, что мы готовы доверять и не сделанному как сделанному.

Я поясню. Очень часто наши просьбы сводятся к тому, что их решение – это наше собственное решение, то есть сделай не так, как полезно, или как тебе угодно, а сделай так, как я хочу. В центре есть только я сам. Эти два слепца говорили: «помилуй нас, сын Давидов!» И то, что они обращались к Нему с горячей верой, стало понятно в том, что Он их как будто бы не слышит. Что они делают? Идут и дальше просят.

Они не говорят Ему тех самых горьких слов досады, которые нередко мы произносим, досады, которая воспитана от нашего собственного неверия: ну, что тебе стоит? Хотя, должно быть, кто-то тогда, находясь там, рядом со Христом, и видя происходящее, мог бы сказать: посмотри, Его просят, а Он как будто бы не замечает. Но Христос уже исцеляет, и исцеляет не тем, что сразу же открывает в них зрение. А тем, что усиливает в них веру не в то, что Он это может сделать, а в то, что они сами смогут стать другими. Какими другими? Да вот, такими, которые не упрекают «мол, что тебе?», а которые готовы делать и действовать от слова любым делом.

Христос вводит в дом этих несчастных слепых еще и для того, чтобы, как замечает святитель Иоанн Златоуст, показать нам, что всякое доброе дело делается втайне и не ищет свидетелей. Свидетелем доброго дела станет сам человек, который получил его. И поэтому заводит их в дом, и в доме вновь они к Нему приступают с горячей верой: сын Давидов, Иисус, помилуй нас!

Представляете, как тогда всё общество учеников, близких людей, которые могли поместиться в тот дом, замерли в ожидании: что же произойдет. Христос задаёт вопрос: веруете ли, что Я могу это сделать? Вопрос не в том, что Я могу сделать. А вопрос в том: как ты веришь?

Или по-другому задам вопрос: а как ты любишь? И вот это самое главное. Ведь, когда мы обращаемся к другим с чем-то, просим и не получаем этого, и вот так с лёгкостью бросаем: ну, что тебе стоит? О чём это говорит? О том, что ты мне безразличен. «Что тебе стоит?» - это значит: в общем-то, я тебя не люблю, но у тебя же все есть, может быть дашь? Не потому, что я тебя люблю, а потому, что я тебя оцениваю, взвешиваю: что тебе стоит? Христос задаёт вопрос: «веруешь ли, что Я могу это сделать? «Веруешь ли?» – то есть любишь ли Меня? Любишь – это значит – готов ли ты следовать за Мной? Готов ли ты разделить со Мной и всю мою участь, как Я твою?

«Любишь ли ты Меня?» - это значит – готов ли ты также делиться своей любовью с другими, как Я делюсь с тобой, Своей жизнью с другими, как Я делюсь с тобой? Веришь ли? И вот здесь, пожалуй, можно найти самый честный ответ на вопрос, когда я прошу и не получаю, очень часто именно потому, что не люблю, как, впрочем, и сам не отвечаю на просьбы тех, кто просит меня, и не получает от меня ничего, потому что и я их не люблю.

Верую, Господи, - говорят те слепцы. И Бог исцеляет их. И они снова видят. Как легко творить любое чудо с любящим сердцем! Как легко творить любое чудо, когда оно воспринимается с любовью!

Христос в сегодняшнем Евангелии учит нас, во-первых, с надеждой доверять и терпеть испытания нашей жизни, какими бы они не были, принимать их надеждой и продолжать следовать за Ним, как те самые слепцы, показывая Ему свою любовь. Если ты любишь, ты идёшь за Богом. А если просто ты что-то хочешь, ты долго не пройдешь. В том смысле, если ты ищешь не любви, а лишь просто обогащения, решения своих проблем, но без всякого ответного «верую», «люблю».

Второе, чему сегодняшнее Евангелие нас учит – это скромности добрых дел. Христос творит исцеление в доме и говорит некогда слепым: смотрите, никому не говорите о том, что было. Но говорит это не потому, что скрывается от других, а потому, что не желает, чтобы хвалили Его другие. И говорит им это для того, чтобы похвалой стали они сами.

И третье, чему сегодняшнее Евангелие нас с вами учит: всякое чудо возможно с любовью, с верой. И когда ты любишь, и когда ты веришь, и, когда само это чудо, каким бы оно не было, назидает в любви и вере, оно возможно. А когда ты горишь страстью, когда ты разрываешься пороком, когда ты наполняешь себя скверной, настоящей любви быть не может, потому что Бог живёт там, где свет и где свобода от греха, и тогда бывает возможно всякое чудо.

Теперь, когда мы что-то будем искать от Бога или от того, кто рядом с нами, не будем говорить, прежде всего, обличающее нашу собственную гордость: «ну, что тебе стоит?», а соберёмся со всей силой, которая есть только в нашем сердце, в нашей душе: «люблю Тебя, Господи», «верую Тебе, Господи», и тогда Бог прикоснется к нашей жизни. Люблю тебя, - скажем и тому человеку, который рядом с нами, не для себя, не страстно, а для Бога, для благодарности Ему, для радости в Нём. И тогда Бог сотворит чудо, сказав нам: по вере вашей да будет вам. Аминь.

26 июля 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1051