О призвании

28.06.2020
Просмотры: 1387

«Призвание – это когда ты всё своё внутреннее устройство посвящаешь служению Богу, правде, свету, надежде, любви, вере. Это когда всё твоё внутреннее устройство, твоё сердце, твоя душа наполнены не тобой самим, а Его светом. И в Его свете ты видишь тех, кто подобен Ему, замечаешь других, любишь других, прощаешь других, дружишь с другими – становишься настоящим апостолом. Потому что апостол – это тот, кто, проповедуя Его слово, хранит это слово в своём собственном сердце».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем память Всех святых, в земле Российской просиявших, и сегодня мы слышим Священное Евангелие о призвании святых апостолов. Я хотел бы вместе с вами это Евангелие вновь перечитать и поразмышлять над этим священным благовестием.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее:

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». (Мф IV, 18-23).

Этот пост, который сейчас мы совершаем, называется апостольским постом – воспоминанием жизни апостолов, призванных Господом и Спасителем Христом для проповеди Евангелия. Каждый раз, когда мы обращаем свой взор к ученикам Христовым, к святым, к апостолам, то у некоторых из нас может сложиться впечатление, что это некие особенные люди, которые, не имея какого-либо за собой богатого, в прямом смысле этого слова, настоящего или прошлого, легко следовали за Христом.

Вот, к примеру, как сегодняшнее братья, которые с легкостью оставляют всё, что имеют: свои сети и лодки, и следует за Христом. Кто-то может сказать, что у них не было особо богатого выбора. Да, и то, что они оставили, как будто бы не имело большой ценности. Некоторые скажут, что для человека, который следует за Христом, для некоторых из этих людей сделать легче этот шаг, потому что у них другие обстоятельства жизни. Еще проще скажу.

Иные скажут: не так всё просто в моей жизни; чтобы мне что-то поменять в своей жизни, мне нужно от многого отказаться, очень многое изменить в своей жизни. Мол, не так всё просто, как кажется. А куда же всё это девать? На это нам святитель Григорий Двоеслов сегодня очень мудро отвечает: апостолы, даже если кому-то кажется, мало оставившие, на самом деле оставили больше, ибо большее оставляет тот, кто даже оставляет помышление и мечту о своём будущем вне Христа.

Или по-другому скажу: больше оставляет тот, кто оставляет свои мечты о самом себе - говорит святитель Григорий Двоеслов. Оставить всё и последовать за Христом – это не имеет только лишь отношение к вещественному, к чему мы бываем привычные, от чего не так-то просто отказаться. Оставить всё – это значит и оставить помышление о себе, мечту о себе.

И вот здесь, пожалуй, самое непростое перед каждым из нас. Или на самом деле, самое важное для каждого из нас, настоящее, подлинное для каждого из нас, потому что, если мы готовы что-либо в своей жизни уступить другому человеку, если мы готовы чем-либо в своей жизни, имея такую возможность, послужить другому человеку, служа Самому Богу, но вот наше мечтание о себе редко кому-то уступает место.

Очень часто наше сердце и нашу душу посещают размышления и сладострастные представления, относящиеся к себе самим. Если мы сейчас же честно посмотрим внутрь своей собственной совести, обнаружим правдивость этих слов. Очень редко мы размышляем о других: как бы лучше помочь, как бы простить этого человека. Размышляем о других: как бы сказать этому человеку доброе слово, как бы незаметно помочь этому человеку. Очень редко размышляем о других, когда этого человека оклеветали или произносят недобрые слова о нем, тайком о добрых делах этого человека сказать. Чаще всего в центре нашей собственной жизни о себе самом желания, мысли и стяжания.

Так вот святые апостолы, как замечает святитель Григорий Двоеслов, оставили больше, потому что они оставили даже мысль о самих себе и всё отдали служению Божьему. Призвание – это не тогда, когда тебе есть чем поделиться.

Призвание – это когда ты всё своё внутреннее устройство посвящаешь служению Богу, правде, свету, надежде, любви, вере. Это когда всё твоё внутреннее устройство, твоё сердце, твоя душа наполнены не тобой самим, а Его светом. И в Его свете ты видишь тех, кто подобен Ему, замечаешь других, любишь других, прощаешь других, дружишь с другими – становишься настоящим апостолом. Потому что апостол – это тот, кто, проповедуя Его слово, хранит это слово в своём собственном сердце.

Итак, служить Богу может каждый из нас, и не от того достатка, который имеет, и не от тех возможностей, которые нам предоставлены. А служить Богу, оставив всё, как апостолы, может каждый из нас, когда оставит мечту о самом себе. И в своём уме, в своём сердце, в своей душе возымеет образ Христов, и тогда будет служить Ему через своё отданное совершенно искренне, жертвенно сердце и душу.

Призвание святых апостолов – это указание и каждому из нас с вами пути ко спасению. Как те, оставив свои сети, последовали за Христом, так и нам пора оставить свои сети, которыми мы пытаемся уловить счастье для себя: сети хитросплетений и сложностей, сети неправды и лукавства, сети, в которых мы пытаемся изловить добычу только для самих себя, думая, что таким образом можно сделать себя счастливым человеком («моё», «себе», «а мне?», «а я?»). Вот эти сети стоило бы выбросить вон.

Христос говорит апостолам: сделаю вас ловцами душ человеческих, ловцами такими, которые будут улавливать для вечности, такими ловцами, которые будут приносить плоды этой вечности к истинному Богу.

За сегодняшним богослужением, на которое мы вместе все собрались, за Божественной литургией помолимся о том, чтобы нам оставить то, чем часто пленяется наше сердце, оставить то, от чего часто воспаляется наш ум – помышления о себе, и научиться помышлять о других Христа ради, научиться в свой ум, в своё сердце вкладывать мысли деятельной любви к тем, которым желаем спасения, научиться в свой ум вкладывать силу молитвы о тех, которых Господь, уловляя руками нашими для Своего Царства, приводя к Себе, даст и нам Своей отцовской радости о спасении многих.

Помолимся за Божественной литургией, чтобы нам решиться и вместе с апостолами, оставив сети свои, последовать за Ним, за Христом Спасителем. Аминь.

21 июня 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1387