«Святые – это те, в которых Христос победил страх, это те, в которых Христос победил смерть. Но, чтобы эта победа наступила, эти люди, которые поверили в Господа и Спасителя Христа, всю свою жизнь сделали воплощением Его слова».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня, в воскресный день наша Церковь вспоминает память Всех святых. И сегодня каждый из нас совершают день своего небесного покровителя, вспоминая его жизнь, и самое главное – вспоминая его живую любовь к Богу.
Я хотел бы вспомнить и напомнить каждому из нас о том, что память о святом – это торжество правды Божией в человеке. Святой – это тот человек, который для себя избрал эту правду, как силу и смысл своей жизни. Именно поэтому в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа Спасителя, который говорит, что если человек оставляет ради Бога, Христа ради, своих родных, близких, свои дома и земли, не в том прямом смысле только лишь, который можно понять из этого текста, но ещё в том смысле, когда всё, что мы имеем, человек посвящает не себе, но Богу, и посредством этого совершает служение Ему, тогда этот человек с Богом.
Тогда Господь никогда не оставит этого человека Своей милостью. Тогда сам человек становится как бы орудием правды Божией, вместилищем Духа Божьего. Святые – это те, в которых Христос победил грех. Святые – это те, в которых Христос победил страх, это те, в которых Христос победил смерть. Но, чтобы эта победа наступила, эти люди, которые поверили в Господа и Спасителя Христа, всю свою жизнь сделали воплощением Его слова.
Кто-то может подумать, что святые – это особенные, пред избранные люди. Мол, такими особенными рождаются, или кого-то особенно Бог призывает. Мол, не всем быть таковыми, о которых говорят «святые». Но это дьявольское заблуждение, это дьявольское обольщение и бесовский обман. Это совершенно не так.
Несомненно, Господь для служения Себе и для Своего промысла пред избирает для Себя особых людей: пророков, апостолов. Но всякого человека, именуя Своими, именует его и, по слову Священного Писания, святым, ибо святой – это Божий, это принадлежащий Богу, это тот, который дышит Духом Божиим.
Или по-другому скажу: это тот, в котором Дух Божий свободен и не скован злой человеческой волей, дурным навыком, греховной привязанностью. И сегодня, когда мы совершаем память наших небесных покровителей, Всех святых, мы, прежде всего, прославляем Бога, явившего Себя в людях, прославляем потому, что просим, чтобы Господь и в нас Себя явил, чтобы и нас сделал орудием Своей Божественной любви, чтобы и нас сделал Своими во всём, чтобы, быв Его, мы не принадлежали бы ни греху, ни проклятию смерти.
Память Всех святых – это воспоминание подвига человеческого труда, в котором самой главной и важной гранью этого труда остаётся живое следование слову Божьему, труда, в котором имя Божие паче всех имен.
Чтобы понять смысл этих слов, мы можем обратиться к собственному опыту жизни, и когда нередко всё, что в нашей жизни происходит, мы связываем с самими собой: «нравится – не нравится», «люблю – не люблю», «хочу – не хочу», «буду – не буду», тогда наша жизнь становится всегда тяжелее и сложнее. Когда в центре всей нашей жизни становимся мы сами, то наша жизнь становится похожа на несчастного, попавшего в зыбучие пески или в грязное болото, и каждый шаг делается с трудом и становится всё тяжелее и тяжелее.
Когда же в центре твоей жизни Христос, и ради Него ты любишь, и ради Него ты прощаешь, и ради Него ты надеешься, и ради Него ты поддерживаешь и помогаешь, ради Него ты действуешь, и ради Него ты живёшь, то тогда жизнь похожа на легкое дуновение ветра, в котором Господь поддерживает в тебе вот это пространство парения в небе.
Память Всех святых, которую сегодня совершает Церковь – это память тех, в которых Господь победил человеческую смертность. И когда мы совершаем это торжество Церкви, мы просим сегодня Бога, чтобы и в нас Он победил нашу смертность, чтобы и в нас Он победил зыбучесть нашей совести, чтобы и в нас Он победил заболоченность нашей слабой веры. Мы просим Его, чтобы Господь по молитвам наших небесных покровителей помог и нам преодолеть в себе ветхого, как говорит апостол, человека.
День памяти Всех святых – это день торжества Церкви на земле, это день торжества победы Христа в человеке. И пусть эта победа будет не только в тех, кто на иконах, но и в тех, кто смотрит на них. Пусть эта победа будет на каждом из нас.
Сегодня день ангела у каждого из нас. Я поздравляю вас с днем небесного покровителя каждого и, прославляя в молитвах и своего небесного покровителя, прошу их, этих угодников Божиих, помочь быть нам победителями над грехом и стать теми, в которых Бог воссияет светом.
С завтрашнего дня начинается Петров пост. Сегодня заговенье. И дай, Господи, чтобы этот начинающийся пост стал для каждого из нас хорошим, полезным временем преодоления своей тяжести совести, сердца, ума. Чтобы этот Петров пост, как его называют – апостольский пост, стал временем обновления в нас слова Божьего. Апостолы проповедовали Христа, и дай, Бог, чтобы этот пост помог и нам очистить наши слова, чтобы они перестали быть тяжелыми, гневными, мертвыми, горькими, но стали словами благовестия, надежды, веры, света.
Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. И, призывая на всех вас благословение Божие, поздравляю вас с днем Всех святых!
14 июня 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска