О домашнем доброделании

«Чтобы творить добрые дела не нужно никуда бегать. Чтобы поблагодарить Его за то, что Он ради каждого из нас сделал и делает, нужно, также, как и Он занял наше собственное место в смерти, собою занять место уныния, отчаяния, боли, одиночества в пространстве других людей. Ты отчаиваешься? Вот я с тобой, не отчаивайся. Ты не веришь? Ты боишься? Я собой займу вот это место твоего страха, твоей боязни».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С каждым днём приближает нас к Светлой Пасхе Святая Церковь, воспоминая нам евангельское повествование, готовит нас к тому пути, который необходимо пройти перед Пасхой. Никому из нас не миновать, в том числе, и собственной смерти. И Христос об этом говорит. Но именно миновать, пройти, собственно говоря, а само слово Пасха на современный для нас русский язык переводится как «прохожу мимо», - это прямая речь смерти. Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы слышали сегодня, чтобы вместе с вами ответить на это евангельское слово голосом собственной совести и своего сердца.

Апостол и евангелист Марк в своем Евангелии пишет следующее (я перечитаю это Евангелие снова): «подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк X, 32-45).

Господь говорит со Своими учениками, Господь говорит с каждым из нас о том, что Ему уготовано, или правильнее даже сказать, о том, что нам уготовано от Него. Что Бог нам даёт? Он умирает за нас. И сегодняшнее Евангелие об этом прямо говорит: «Не для того, - говорит Господь, - Я пришел, чтобы Мне служили, но для того, чтобы послужить каждому из вас». Чем же Бог служит нам? Он становится таким добрым помощником, который, везде появляясь, совершает какие-то особые дела доброты? Больше. Он становится Тем, кто занимает наше место в точке нашей собственной смерти, чтобы, глядя на Него, мы со всей убежденностью своей веры, со всей силой своей любви к Нему поняли очевидное – то самое место, где я должен умереть, Им занято.

Для меня не осталось места в смерти. Для меня не осталось места в смерти. Подумать только. И Он говорит мне с этого моего места смерти: Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но, чтобы послужить вам, подарить вам жизнь. О какой же смерти мы размышляем? О вечной. Мы понимаем, что, говоря об этом, мы не говорим о физическом моменте, когда мы не сможем больше сделать вдоха, мы говорим о вечности, в которой для каждого из нас, кто поверит Ему и не будет Его отталкивать от этого самого места, уготована жизнь вечная.

О, великое человеколюбие Божие! О, безграничная Его любовь к нам! О, чудо Его жертвы! Евангелие, которое только что мы с вами слышали зовет нас к благодарному, не просто созерцанию Его служения нам, но зовет нас к делам, которыми мы не можем не наполнить свою жизнь. Если нам дарована жизнь вечная, значит к этой жизни вечной нужно прийти живым, в том смысле, чтобы прийти к тому самому месту, где Он стоит вместо нас с делами, которыми мы скажем: Господи, Ты послужил нам, а я, как мог, послужил Тебе, вот то, чем я служил Тебе.

И это самое важное и самое главное, потому что послужить Ему мы можем с молитвой своими собственными делами. Особенно это обнаруживается сейчас, когда мы так тесно оказались друг к другу. Вот в это время, когда пространство нашей жизни сузилось до одной квартиры, до одного дома, до пространства тех людей, кто находится постоянно рядом с тобой на расстоянии вытянутой руки. Это служение можно с особой силой явить именно сейчас.

Чтобы творить добрые дела не нужно никуда бегать. Чтобы поблагодарить Его за то, что Он ради каждого из нас сделал и делает, нужно, также, как и Он занял наше собственное место в смерти, собою занять место уныния, отчаяния, боли, одиночества в пространстве других людей. Ты отчаиваешься? Вот я с тобой, не отчаивайся. Ты не веришь? Ты боишься? Я собой займу вот это место твоего страха, твоей боязни.

Что значит «я займу это место»? Это значит: я послужу тебе, я потерплю за тебя. Ты говори, а я помолчу за тебя. Ты плачь, и я заплачу с тобою. Ты не можешь молиться? Я помолюсь за тебя. Тебе не хватает терпения? Я потерплю за тебя. Тебе не хватает смирения? Я смирюсь за тебя, потому что Христос за меня умер, за меня, заняв Собою моё место в мире мертвых.

Пусть эти евангельские слова: «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но для того, чтобы послужить вам» в нас живут бесконечной силой каждый раз, когда мне нужно занять место в пространстве мрака других людей. И не будем бояться этого делать. Будем с благодарностью Победившему смерть Богу делать этот шаг. Сейчас самое к этому удобное время.

Помолимся сейчас за Божественной литургией так, с такой внутренней горячей силой о тех, кто сегодня не смог прийти в храм, их много, и о тех, кто сейчас перед иконами молится, слыша наши слова посредством современных средств связи, и я хотел бы обратиться к таким людям, к вам: мы с вами, и вы с нами.

Да, сейчас я не могу заглянуть в ваши глаза, так как заглядываю в глаза всех тех, кто здесь стоит в храме, но я могу продолжать вас любить и молиться о вас со всеми теми, кто стоит здесь, в храме. Сегодня нет границ, которые могли бы разделить нас, потому что эту последнюю грань, которая и была между людьми, грань смерти, зачёркнута Христом. Бог, встав на эту грань, открыл нам бесконечно сообщающуюся жизнь между землей и Небом.

Сегодня мы одно пространство верной и любящий Церкви. И покуда мы сами стоим в этом пространстве, всегда Его Божественная любовь будет с нами, и теплая рука наших братьев и сестёр будет в нашей руке. Сегодня мы молимся все вместе, в храме, дома. И дай, Господи, чтобы этот опыт нашего единства был дороже всего, чтобы мы его не отменяли в своей жизни, опыт совместной благодарности Христу, опыт надежды. Чтобы мы всегда жили нашим этим единством.

Дай, Господи, нам, дойдя до последней грани нашей жизни, шагнув к этой грани, всем нам, обнаружить там пустой, не для нас приготовленный гроб. А пустой гроб потому, что смерти нет, Христос воскрес. Дай, Господи, войдя в эту грань своего дома, в том числе, мы бы могли увидеть и услышать светлого ангела, который говорит нам: что ищете Живого с мёртвыми? Его здесь нет.

Пусть любое место, где бы я не оказался, будет, благодаря моей вере, благодаря нашей с вами общей молитве, местом светлого ангела, говорящего нам о том, что Он победил смерть, мою смерть. Он победил грех, мой грех. Он победил отчаяние, боль, одиночество, мои отчаяние, боль и одиночество. Он победил. Он служит нам. Будем благодарны Ему в своих молитвах и в своей любви.

И ещё, родные, помолимся сейчас за литургией о тех, кто болен, помолимся о наших врачах, о тех, кто помогает нашим больным братьям и сестрам, нашим родным. Они сейчас не меньше нашего служат другим, и даже больше нашего не боятся ничего. Помолимся о том, чтобы их мужество и их добрый подвиг был для нас назиданием в жизни, чтобы мы своим безрассудством не бросали их в руки напрасной смерти. Помолимся о том, чтобы Господь милосердный этими временами подарил нам через наше собственное покаяние бесконечную надежду, Свой мир и Свою любовь. И вот в литургии Василия Великого, которая сейчас совершается, есть в молитвах такие удивительные слова: Твой мир и Твою любовь подари нам, Господи. Аминь.

5 апреля 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

Просмотров: 340

Поделиться

VK:39834