«Надо вставать и идти. Верую, Господи, помоги моему неверию. Дай, Господи, мне сил изменить свою жизнь так, чтобы в ней, как перед глазами того счастливого отца, и перед моими глазами всегда был Господь, чтобы в самые радостные, самые тяжёлые, в любые моменты своей жизни я обращал к Нему свой взор: помоги моему неверию, помоги мне исправиться, измениться».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я думаю, что ближе подходить не надо. Встаньте, как стояли. Спасибо.
Мы слышали Евангелие, и когда ехал на службу и готовился к сегодняшней службе, это Евангелие уже читал, и хотел бы ещё и ещё раз его перечитать, и читал его с особой надеждой.
Апостол и евангелист Марк вот что пишет в своем Евангелии: «один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили чрез Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет». (Мк IX, 17-31).
Сколько боли у отца! У любого человека всегда бесконечно болит душа и сердце, когда рядом находится кто-то в немощи. Болеет ещё и потому, что ты понимаешь, что, как тебе кажется, ты ничем не можешь помочь. Вот как болезнь этого сына. Говорит отец Христу, что с детства он болеет. Что только он ни делал, ничего не помогает. Смириться с болезнью, сказать: ну, что ж, пусть будет так, - не мог отец этого сделать.
Не мог это сделать, и правильно, потому что любовь никогда не терпит изъяна. Настоящая любовь всегда ищет правду, она всегда ищет целостность. Настоящая любовь, она, всегда ищет жизнь. Она не может смириться с неправдой, и в особенности, с болью ребенка. Этот несчастный отец приводил своего ребёнка к апостолам, которые не смогли помочь.
Этот несчастный отец везде всегда был со своим ребёнком, и, даже кажется, уже нашёл причину, почему же это происходит: вот, мол, на новомесячье всегда его схватывает дух этот страшный, начинает, коверкая, бросать его наземь, то в огонь, то в воду, и ничего невозможно сделать. Христос смотрел на ребенка, который тут же упал перед Христом, и опять начался этот страшный приступ, и смотрел на отца.
Знаете, ведь сейчас мы говорим не только о той самой истории, ведь сейчас я ещё говорю о своей собственной душе. Она ведь тоже так же бывает как будто бы одержима какой-то силой, которая бросает нашу душу то в огонь, то в воду: то верим, то не верим, то изо всех сил молимся, то невозможно взять в руки молитвослов, то доверяем, то ненавидим, то любим, то не можем простить, то всем помогаем, то страшно завидуем, то всех любим, то ненавидим, то благословляем, говорим: «Господи, слава Тебе!», то вдруг начинаем изрыгать ругательные слова, то вспоминаем добрые события в нашей жизни, улыбаемся, то начинаем мечтать о дурном и зажигаем всё своё тело, бросая свою душу в огонь. Так же душа как у этого несчастного отца ребёнка.
Христос, глядя на этого отца, задаёт ему единственный вопрос: сколько можешь веровать, веруй, всё возможно верующему. А сколько я могу верить? Ну, в том смысле, а сколько мне хватает моей собственной веры? Особенно тогда, когда я становлюсь перед краем, вызовом поступка, когда я становлюсь перед болью другого человека, перед обстоятельствами, сколько мне хватает веры стоять? И здесь отец обнаруживает, что не луна была виновата в том, что его сын, несчастный, так страдает, нет. Как, впрочем, и я обнаруживаю, когда читаю Евангелие, что не обстоятельства вокруг меня виноваты, что я становлюсь иногда таким, каким становлюсь, нет.
Моя слабая вера. Отец тогда заплакал, упал в ноги Спасителя, говорит: Господи, верую, помоги моему неверию. Это знаете, когда ты говоришь: я больше так не буду поступать. Всё, больше не буду этого делать. «Помоги моему неверию» – это означает: «Господи, помоги мне никогда больше так не делать», это значит, что я исправлюсь.
Верить – это меняться. Верить – это идти постоянно. Верить – это постоянно шагать дальше. Верить – это проснуться, наконец. Господи, верить – это прекратить возвращаться к старым лужам грязным. Верить – это прекратить смотреть назад. Верить – это как этот отец, вот к ногам упал Христа: верую, Господи, - смотрит на Него, - помоги моему неверию, чтобы не вернуться обратно в ту грязь, в которой я уже побывал.
Христос запрещает немому духу, изгоняет его из мальчика, отдаёт его живым и здоровым отцу. А апостолам, которые спрашивают: почему они не могли ничего сделать, говорит: род сей изгоняется постом и молитвой. Вот этими двумя постоянными шагами в жизни.
Чтобы избавиться от власти дьявола, от власти страха, от власти ненависти, чтобы избавиться от власти сомнения, от власти отчаяния, чтобы избавиться от власти одиночества, чтобы избавиться от власти гнева, зависти, ненависти, вот этого всего, что в нас, как пыль, забивает душу, надобно эту душу хорошо встряхнуть. Ей нужно поститься и молиться. Ей нужно воздерживаться, ей нужно общаться с Богом, тогда Бог освободит её от злого духа.
В этой евангельской истории Господь возвращает мальчика своему отцу. И знаете, мне кажется, точно, что отец больше никогда не возвращался к своим прежним дурным поступкам, что он больше никогда не говорил себе: «живем один раз», что больше никогда не говорил себе: «что мне делать, у меня больной ребёнок, вот я почти в отчаянии, могу себе всё позволить», он уже больше никогда такого не говорил, и не потому, что у него ребёнок выздоровел. Но потому, что наконец-таки понял, почему вокруг нас, бывает, страдают даже наши дети. Он наконец-таки понял, почему он сам страдал.
Не потому, что обстоятельства были виноваты в этом, а потому что сам не имел твердой веры, не имел этих настоящих дел веры. Вот и страдал. Вот сегодня так же говорю своей душе, которая, как этот ребёнок, кажется, немой, кажется несчастной, в которой столько воюет страстей, и с ужасом говорю своей собственной душе: когда же это всё ты оставишь?
И она мне отвечает словами Христа: сколько можешь веровать, веруй. Что можешь делать сейчас, делай. Можешь любить, люби. Можешь простить, прости. Можешь забыть, забудь. Можешь помочь, помоги. Можешь первым сделать шаг, сделай. Сколько можешь веровать, веруй. Можешь помочь другому человеку, помоги. И тогда, - говорит мне моя душа несчастная, - я стану свободной. Вот только тогда я смогу освободиться, - скажет мне моя несчастная душа, - от всего того, что так сковывает.
Помолимся сейчас за литургией вместе с теми, кто здесь в храме, вместе с теми, кто сейчас здесь не может быть, и кто видит и слышит нас через средства современной связи, помолимся все вместе той самой молитвой отца, как он молился: «Господи, верую, помоги моему неверию», помолимся о том, чтобы Он помог нам исправиться, чтобы вот все внешние обстоятельства наконец-таки перестали быть причиной наших оправданий, чтобы мы наконец-таки отыскали главного виновника всех собственных проблем – это мое маловерие, это мое нежелание исправиться, это мои вчерашние лужи, в которых я продолжаю лежать.
Надо вставать и идти. Верую, Господи, помоги моему неверию. Дай, Господи, мне сил изменить свою жизнь так, чтобы в ней, как перед глазами того счастливого отца, и перед моими глазами всегда был Господь, чтобы в самые радостные, самые тяжёлые, в любые моменты своей жизни я обращал к Нему свой взор: помоги моему неверию, помоги мне исправиться, измениться.
Уже сейчас, уже сегодня, шаг за шагом, продолжая пост и продолжая молитву, изгоняя власть того, кто боится света, выйдем в свет Христов и помолимся: верую, Господи, помоги моему неверию. Аминь.