«Сегодняшнее Евангелие о нашей жизни, о том, почему у нас так мало друзей, почему я никому не друг, о том, почему я всё смущаюсь и мало благодарю, о том, почему я бываю верен и неверен, о том, почему я не всегда достигаю Того, Которому, как я думаю, служу, если от этой веры, так называемой, плачут другие, одинокие и несчастные».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Что является источником нашей веры? Всегда ли Бог отвечает на веру? Может ли вера быть слабой? И какие признаки настоящей веры? Вот сегодня мы слышали Евангелие о друзьях, которые верили: верили своему другу, верили друг другу и верили Богу. Терпели, болели и верили. Я хотел бы это Евангелие вновь перечитать вместе с вами, чтобы над этим повествованием поразмышлять, или правильнее сказать, это повествование приложить к своей жизни, как цельбоносной пластырь.
Апостол и евангелист Марк пишет следующее в своём Евангелии: «Чрез несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели». (Мк II, 1-12).
Милосердие Божие не имеет границ, но границей милосердия Божия нередко становимся мы сами, или правильнее сказать, становится наша воля, через которую Господь никогда не переступает, становится наш выбор, становится наша благодарность или неблагодарность, верность или неверность.
Границами Его милосердия становимся мы, потому что наша собственная дарованная Им свобода, она до самого неба, но, там завершаясь, упираясь в вечность, именно наша собственная свобода и наш выбор становятся ответчиками на суде Божием. Какая же бывает наша свобода?
Сегодняшняя история о друзьях, которые носили на носилках своего расслабленного друга. Это большой подвиг, знать о немощах своего близкого человека, и эти немощи носить на себе. Именно носить на себе, чувствовать, что эти немощи упираются во всю твою жизнь, даже стесняют и смущают её, но, имея веру, не отказываться от немощи другого, чтобы не потерять веры.
Кстати сказать, о тех друзьях, которые повторяются или могут повториться в нашей жизни, когда мне становится что-то известно о немощи другого человека, долго ли я ношу в себе ее, эту немощь? Очень быстро перекладываю на плечи другого языком, словами, сомнением, смущением. Я, мол, поделился с другим о своём друге, который скован немощью. Я не понес, я не принял не только в своё сердце, но и в пространство своей жизни немощи этого человека, не стал ему ногами, тому, который перестал ходить, не стал ему верой, который начал терять веру, не стал ему глазами, который не видит правды, не стал ему утешением, который не знает милосердия. Я ничем могу ведь не стать и просто поделиться с другими и сказать: вот, мол, смотрите, что с ним произошло.
Помог ли я такому человеку? Нет. И когда мы задаемся вопросом: а если у нас настоящие друзья, с которыми можно поделиться чем-либо? Ведь речь идет, не просто рассказать, поболтать. Мы так часто со всеми обо всех болтаем. А именно поделиться своей слабой верой, своей слабой надеждой, своим отчаянием, своим страхом, поделиться так, чтобы этот человек взял эту твою немощь на себя и понёс. Мы говорим: как мало таких людей. Да, потому их мало, что среди них нет меня. Поделиться бывает тяжело не потому, что плохие вокруг все, а потому что эти все ненадёжные начинаются с меня.
И вот эти четыре друга, которые носят пятого на носилках. Бог весть, кем они друг другу приходились. Но мы знаем точно, что кем бы они не приходились, они были одно целое. Они научились вместе проживать каждый день своей жизни. И все свои радости, и все свои надежды они делили. Каждый из них как будто бы не бегал сам по себе, находя для себя что-то, забывая других.
Они друг с другом носили пятого, они носили то, чем поделился с ними их друг - своей немощью. Но они научились быть сильными, потому что были вместе. Сила их веры заключалась в том, что они вместе всегда шли в одном направлении, а не каждый в свою сторону. Помните, как у нашего классика: лебедь, рак и щука. Они шли все вместе в одном направлении, они, как будто бы поддерживая одного, определяли движение всех.
Настоящая истинная вера – это тот самый удивительный дар Божий или сила, которые приводят нас вместе с теми, кто мне дорог, кто близок моему сердцу к Богу, к моей надежде. Если к Богу я прихожу один без всех, надобно задуматься: а к Богу ли я пришёл? И если кто-то говорит: ну, вот всю мою веру и все мои подвиги другие не понимают, - может быть, это и вовсе не подвиги веры? Ведь язык любви, дружбы, верности, чистоты, преданности поймёт любой человек.
Что мог дать расслабленный своим друзьям? Он давал им любовь, благодарную любовь. И это ещё один урок, который сегодня мы находим в Евангелии, что слышали – быть благодарным тем, кто носит на себе твои немощи, быть благодарным тем, кто научил тебя делать первый шаг, быть благодарным и любить тех, кто принял твою первую исповедь, преподал тебе Святые Тайны, быть благодарным тем, кто научил тебя прощать примером собственного прощения, быть благодарным тем, кто научил тебя по-настоящему любить, и радоваться оттого, что тебя любят или ты любишь.
Этот несчастный расслабленный был благодарен своим друзьям так, как может благодарить человек верный Богу. Его благодарность – это всегдашняя была молитва о друзьях. Должно быть, рядом с ним они мирились, отдыхали, набирались сил, плакали и смеялись, надеялись. Они жили, как будто бы, не замечая немощи другого. И вот они приносят своего друга ко Христу.
Вы знаете, когда я перечитывал это Евангелие, мне вдруг подумалось: а что произошло бы, если они так и не смогли бы увидеть Христа? Ну, вот что произошло бы, если не решились они подняться на эту крышу, раскопать её, спустить к ногам Христа Спасителя своего друга? Ведь вокруг было столько людей. Мне кажется, они так впятером и пошли бы дальше по жизни. В их жизни бы ничего не поменялось.
Настоящая вера – это тогда, когда ты никогда не ставишь условий. Настоящая вера – это тогда, когда ты всегда верен, чтобы вокруг не происходило, чтобы ты не услышал. Вот сказали этим людям те, кто стоял у дома в Капернауме, где был Христос: знаете, места нет, давайте приходите другим разом, сегодня, ну, никак не выйдет, смотрите, сколько народа. Что было бы если их вера преломилась об их собственные условия? Вот, мол, сделаешь – верю, не сделаешь – не верю; увижу – поверю, не увижу – не поверю. Что было бы, если их вера спотыкалась бы об окружающую их смерть, болезни, страдания, скорби? Что было бы? Они бы давно друг друга оставили.
Но они все вместе преодолевали все эти препятствия своей жизни. Сейчас слово какое-нибудь услышишь и говоришь другу: не ожидал от тебя такого услышать, не буду больше с тобой общаться. Сейчас какой-нибудь жест увидишь и говоришь: ну, уж как это на тебя не похоже, мол, всё это меня очень смущает и всё это во мне растаптывает мою веру. Какая же тогда это вера? Какая ж это вера? Если она у тебя только может ходить по земле. Вера, она, всегда в небе. Она всегда поднимается в небо, а вместе с собою поднимает и тебя от всего того, от чего ты спотыкаешься по земле. Вот те четверо научились не спотыкаться и не ронять своего пятого друга.
Вот они поднялись на крышу, вот они прокапали её, спустили к ногам Христа Спасителя. И что? Они не кричат ничего с крыши Ему: помоги. Они ничего не говорят Ему: спаси. Даже тот, кто оказался у ног Спасителя, этот друг, ничего не говорит Христу Спасителю.
Мне кажется, он лишь только смотрит на Него и имеет счастливую возможность сказать Ему: спасибо Тебе за друзей, спасибо Тебе за тех, кто по-настоящему верит, и я здесь перед Тобой, расслабленный телом, но всей душой люблю своих друзей. Христос отвечает этому человеку: прощаются тебе грехи твои. Заметьте, он не просит прощения своих грехов. Об этом не просят и его друзья. Но Господь знает помышления сердца каждого из нас и слышит эту молитву друзей, потому что они давно смогли простить, и слышат эту молитву того, кто находится у ног Спасителя, потому что его сердце наполнено любовью к своим друзьям.
Тогда те, которые были рядом, начали говорить: как же Он может прощать грехи другим? Как же Он может прощать грехи, разве только один Бог может простить грехи? Как и мы всегда, постоянно, копошимся роем смущений, да ещё эти смущения выдаём, как нечто важное: мол, смущает это меня. Любящего человека не смущает ничто. Верного человека не смущает ничто. Преданного человека ничто не смущает, потому что его сердце наполнено светом Божиим. А в свете нет препятствий и преткновений.
Господь отвечает тем, кто смущается: чтобы вы знали, что легче сказать: «прощаются грехи», то есть сотворить невидимое дело, или сделать видимое дело, сказать, чтобы он ходил. Нам иногда сложно и то и другое сделать. Мы и помочь иной раз не хотим, и простить не умеем. Стать для кого-то сильными ногами, руками не можем или любить не умеем ни внешнего, ни внутреннего. Вот Христос и учит нас. Но чтобы вы знали, - говорит, - что Сын Человеческий может прощать грехи, - говорит больному: встань и ходи, и иди в дом твой. Этот больной встал, взял свою постель и пошёл славить Бога. Дождался, пока друзья слезут с крыши, всех обнял и сказал им: пойдёте теперь со мной, не я с вами, носимый вами, а теперь я вас поведу к себе домой, чтобы порадоваться нашей настоящей вере, которая всегда в одном направлении.
Сегодняшнее Евангелие, особенно сейчас, в дни Великого спасительного поста – это живое слово Божие, которое звучит в пространстве моей жизни и как для друга, который, может, чужие немощи на себе несёт, и как для немощного, который оказывается в руках друзей, перед Богом и мысленно приносит своё покаяние, и благодарность и любовь к тем, кто смог простить, к тем, кто смог не оставить, сострадать, любить, жертвовать, действовать.
Святитель Феофилакт Болгарский говорит: сегодняшнее Евангелие – это как четыре евангелиста, которые приносят меня расслабленного к Богу, и вот они эти четыре евангелиста спускают меня к ногам Христа Спасителя, раскапывая крышу, которая символизирует собой как бы ум, заваленный землею, черепицею – своими испугами и страхами, маловерием и сомнением, неблагодарностью и жестокосердием. Они спускают меня к ногам Спасителя, чтобы принести меня к Тому, Кто есть источник жизни. Они прощают меня для того, чтобы и Господь меня простил. Они прощают меня для того, чтобы я смог простить. Они любят и верят мне, чтобы я смог верить и любить.
Сегодняшнее Евангелие о нашей жизни, о том, почему у нас так мало друзей, почему я никому не друг, о том, почему я всё смущаюсь и мало благодарю, о том, почему я бываю верен и неверен, о том, почему я не всегда достигаю Того, Которому, как я думаю, служу, если от этой веры, так называемой, плачут другие, одинокие и несчастные.
Сегодняшнее Евангелие, я очень надеюсь, что для каждого из нас станет очень хорошей закваской для совести, это слово пусть станет для каждого из нас семенем, которое пусть упадёт в самую глубину сердца. Пусть это Евангелие станет образом, который будет каждый раз возникать, когда кто-то меня прощает или кого-то должен простить я, даже не должен, а мог бы. Пусть это Евангелие станет семенем, которое прорастет и принесёт нам плод, из этого плода мы вкусим силы к тому, чтобы верить, любить, жить, идти к Тому, Кто есть причина всему.
И ещё, конечно, помолимся сейчас за Божественной литургией о тех, кто столько с нами носится: и о родителях, и о друзьях, и о близких и даже о тех, которых, может быть, я и не знаю, но замечаю таких людей, когда они всегда смотрят в мою сторону со взглядом, полным любви и надежды. Помолимся о тех, кто меня несет ко Христу своим терпением, своим настоящим жертвенным служением, своим большим сердцем, кто служит мне своей молитвой и приносит меня к ногам Христа Спасителя. Помолимся о тех, кто сумел нас простить и поблагодарим их за их большое сердце, и поблагодарим Господа за тех, кто любит, и попросим: Господи, научи нас верить и любить, и ходить по Твоему слову с друзьями прямо и верно. Аминь.
15 марта 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска