О зове Евангелия

03.04.2020
Просмотры: 1558

«Сегодняшнее Евангелие зовёт каждого из нас, дорогие мои братья и сёстры, к внимательному рассматриванию тех, кто рядом с нами. Евангелие зовет нас не отвергать жаждущего искреннего, доброго участия в своей жизни человека. Евангелие зовет нас поддерживать такого человека своим естеством веры, своим естественным устройством любящей христианской души».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы собираемся в храм, чтобы общаться с Богом. И ответ Божий всегда звучит нам в словах Священного Писания, которые мы слышим за Божественной службой. И я хотел бы вновь вместе с вами перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над ним и найти важные ответы на вопросы нашей жизни. А сегодняшнее Евангелие о том, кого стоит бояться, а кого бояться не стоит. И каждого ли принимает Бог? Или всякого ли отвергает Он?

Апостол и евангелист Марк в своем Евангелии пишет следующее: «Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним И, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им». (Мк I, 35-44).

Мы нередко слышим слова, а ещё, к сожалению, нередко говорим другим: «не прикасайся к этому человеку», «не общайся с ним», «этот человек может быть очень опасен для тебя». Одно дело, когда идёт о том, когда человек, совершенно намеренно, не ища сострадания, сам повергает себя какому-либо заболеванию своей души: ненависти или злобы, и этой ненавистью или злобой, как некой заразой, заражает других людей, но другое дело, когда человек ищет сострадания от других людей.

Сегодняшний прокаженный – человек, который был тяжело болен. Кстати, эта тема тяжелых болезней сегодня особо усердно обсуждается в пространстве нашей жизни, в нашем обществе. Человек был тяжело болен, и болезнь его было настолько опасной, что даже одно только прикосновение к этому человеку эту болезнь распространяла на тех, кто прикасался к нему. И этот человек приходит ко Христу и говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

То есть говорит Ему: если пожелаешь, можешь прикоснуться ко мне, сам же я не прикасаюсь к Тебе, потому что знаю правила, которые повелевает мне ограничивать это прикосновение, но, Господи, я знаю и правила Твоей любви – Ты дышишь там, где уже не под силу дышать человеку, Ты являешь Свою любовь там, где заканчивается человеческая любовь, где её не хватает. Преподобный Ефрем Сирин говорит так: у Бога, в Его глазах прекрасно всякое творение, даже тогда, когда это творение искажено или поражено болезнью, даже тогда, когда это творение поражено какой-либо страстью, однако же, в глазах Божиих всякое Его творение прекрасно.

И Господь это прекрасное всегда восстанавливает в Своём творении, стремится сделать всё, чтобы освободить человека от приобретённого уродства греха, страсти, порока, страха, нежелания исправить свою собственную жизнь. Господь прикасается к этому человеку и дарует ему Своё исцеление, восстанавливает в нём его свободный образ.

Вместе с этим, через это прикосновение смотрит и вглубь совести каждого из нас, смотрит на каждого из нас, и как бы немолчно вопрошает: а ты, когда искал человек твоего прикосновения, когда смиренно просил твоих молитв или твоей любви, твоей дружбы или твоего внимания, твоей помощи или твоего участия, твоего прощения или твоего милосердия, ты прикоснулся к нужде другого человека? Ты прикоснулся к его израненному сердцу? Ты поддержал его слабеющую жизнь?

Или ты всё продолжал бояться, что это прикосновение принесёт тебе самому некоторое неудобство, отвергал этого человека? Боялся ли ты заразиться ненавистью и не прикасался любовью? Боялся ли ты заразиться злопамятством и не прикасался прощением? Боялся ли ты заразиться сребролюбием или стяжательством и не прикасался милосердием? Если всё это в тебе есть, значит ты уже несёшь в себе страшную печать этой болезни, потому что, боявшись сделать первый шаг, потому что, боявшись сделать решительный шаг навстречу протянутой руке и нужде другого человека, ты сам себя поверг в страшное заболевание души, ты сам себя поверг в страшное отчаяние собственной жизни.

Христос, прикасаясь к другим людям, к тем, о которых мы говорим, что лучше бы держаться подальше от этого человека, показывает нам Свою бесконечную божественную отцовскую любовь и бесконечную Свою веру Своего Божества в силу человеческого выбора и в силу человеческой воли к тому, чтобы исправить свою жизнь. Но смотри, кому Господь дает Свое прикосновение – тому, кто со смирением приходит к Нему.

И если мы видим перед собой человека с надеждой и смирением, человека с упованием, не страшись прикосновения к такому человеку, а напротив, ответь ему своей искренней, открытой, верной и надежной, насколько это возможно, любовью, молитвой, вниманием, сосредоточенным участием в жизни того, кто обращает к тебе свой взор. Не останавливай этого прикосновения тогда, когда его ищет твоя совесть, когда его ищет, этого прикосновения, твоя христианская душа.

Христос показывает нам пример, что всякое, даже искалеченное болезнью и грехом Его создание – человек, любим Им и прекрасен в Его очах. Но приобретенная болезнь, приобретенные изъяны человека – это не то, что сотворил Бог, а то, что приразилось к человеку через его слабую поверженную волю, через его неверный выбор. Однако же, Бог всегда даёт надежду человеку и возможность изменить всё в себе самом.

Сегодняшнее Евангелие зовёт каждого из нас, дорогие мои братья и сёстры, к внимательному рассматриванию тех, кто рядом с нами. Евангелие зовет нас не отвергать жаждущего искреннего, доброго участия в своей жизни человека. Евангелие зовет нас поддерживать такого человека своим естеством веры, своим естественным устройством любящей христианской души.

Евангелие об исцеление прокаженного – это ещё одно бесконечное свидетельство божественной любви к каждому из нас. И ещё, напоминание о том, что какой бы проказой и какой болезнью души и сердца я не был бы поражён, если со смирением обращусь к Создавшему меня Богу: «если хочешь, то очисти меня», Господь, видя моё смиренное, сокрушенное сердце, никогда не пройдёт мимо, но прикоснется к самым глубоким язвам моей собственной жизни, залечит их, как раны прокаженного.

Если в моём сердце есть смирение, то Его божественная любовь найдет место в моей жизни. Бог всегда с теми, кто смирен сердцем и сокрушен о своих грехах. Аминь.

14 марта 2020 года. Покровский храм города Баксан, КБР

1558