О силе молитвы

24.03.2020
Просмотры: 1831

«Молитва – это особое действие благодати Божией, которая, собою заполняя всё наше внутреннее пространство, из нас, изнутри, вытесняет наружу, в бездну всё то, что падает в нас тенью, мраком, дурной памятью, обидами, горечью, то, что мы ещё иногда в своей жизни называем осадком. Молитва как бы вымывает нашу душу, высвобождая в ней пространство для Бога».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, каждый из нас переживает, я это чувствую всем своим естеством, и, прежде всего, делюсь с вами своим переживанием, особую радость сегодня в благословенный вечер второй седмицы Великого поста после Причастия Святых Христовых Тайн. Сегодня мы совершили по сложившейся традиции в нашем соборе Божественную литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время, как совершали ее наши благочестивые предки, и стали причастниками Великих Тайн Божиих.

Я бы сегодня хотел вспомнить поучение одного из насельников святой горы Афон Ефрема Катунакского, который очень точно и метко говорит о том, что такое молитва. В течение всего поста мы будем размышлять о молитве, потому что для каждого из нас это не просто слово, это смысл, который приобретает особые грани, грани не здесь, в плоскости нашей временной жизни, а грани в плоскости вечности, приобретает особый путь во время Великого поста.

И вот старец говорит так: молитва – это оружие против дьявола. Что же это за оружие такое? Это такое оружие, которое ослабевает дьявольское действие в нас тогда, когда мы творим молитву. Молитва – это особое действие благодати Божией, которая, собою заполняя всё наше внутреннее пространство, из нас, изнутри, вытесняет наружу, в бездну всё то, что падает в нас тенью, мраком, дурной памятью, обидами, горечью, то, что мы ещё иногда в своей жизни называем осадком. Молитва как бы вымывает нашу душу, высвобождая в ней пространство для Бога.

Представьте себе, наша душа, которая наполняется со временем своей жизни вот этим всем скарбом обид, проблем, непрощенных и неразрешенных, и всё это выше и выше поднимается со дна до самого верха, и вот мы уже как будто бы задыхаемся, в нас не хватает жизни. Всё в нас плохо, ничто в нас не вмещается, ни радость долго не держится, ни счастье долго не остаётся, ни благодарность, даже сама молитва бывает очень поверхностной – тогда, когда душа заполнена всем этим мраком.

И если взять в руки оружие, как лопату, которой мы расчищаем двор, и вычистить свою душу, тогда в ней места хватит больше для Бога, для Света, тогда она станет глубже, тогда душа станет легче. И дальше преподобный учит нас особенности молитвы или силе молитвы. Он говорит следующее: всегда, когда молишься, чтобы молитва оставалось сильной, сосредотачивай свое внимание на словах в молитве.

Как многие здесь из нас спотыкаются и падают! Как только ты открываешь перед собою молитвослов или, как только ты в уме начинаешь повторять молитву, сколько приходит разных размышлений, и слова как будто бы льются, но мимо, мельница. Душа наша как неподвижная мельница, так и не может перемолоть в муку всех своих грехов, потому что вода эта льется мимо.

Но если, - говорит преподобный, - мы заострим своё внимание на словах, которые произносим, вот тогда почувствуем силу молитвы. Каждое слово, выхватывая, как будто бы ты слушаешь слово своего судьи. Как если бы над тобой совершался суд, разве стал бы ты пропускать эти слова? Ты бы впивался памятью в каждое слово, всем своим вниманием в каждое слово, чтобы не пропустить самого главного – оправдания себе. Так и в молитве: хватайся за каждое слово и тогда не пропустишь оправдания Божие. Тогда молитва приобретает силу.

Дай, Господи, каждому из нас научиться владеть этим оружием против греха и против тьмы, против того, что лежит мраком в нашей душе, и против того, что так накрепко связало и обессилело нашу совесть. Помоги, Господи, молитвой, как оружием, освободить совесть от этих уз, душу от этого осадка, да и саму жизнь от прошлого. Помоги, Господи, через молитву жить сегодняшним, настоящим ради вечного. И, дай, Господи, чтобы сегодняшнее Причащение Святых Христовых Тайн и наша соборная молитва послужила бы удобрением для нашей молитвы, надёжной рукоятью для острого оружия, которым будем продолжать, сражаясь, посекать грех, и в особенности, сейчас во время брани, во время Великого и спасительного поста. Аминь.

11 марта 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1831