«Сегодня, когда мы совершаем Торжество Православия, когда мы лобызаем иконы, потому что Церковь утвердила возможность изображения Господа и Спасителя Христа и святых Его угодников, ибо и Бог изобразил Себя, воплотившись от Пречистой Богоматери, мы, приступая к Святым Тайнам, просим: Господи, ненаглядный мой, изобрази Себя во мне, обнови Свой Образ во мне во время этого поста, Господи, я, как чистое полотно перед Тобой, хотя и не совсем чистое. Господи, не отвергни этого полотна, возьми его в Свои руки, выбели его Своей любовью. Прости меня, Господи, изобрази во мне Себя. Дай мне, Господи, видеть Твой Образ и Твоему Образу радоваться».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня наша Церковь, все мы совершаем Торжество Православия. Праздник имеет историческое обоснование, когда на Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было принято решение и утверждено постановление об иконопочитании. А спустя некоторое время, уже в IX веке торжественно установлен чин, который мы совершим сегодня после Божественной литургии. В жизни Церкви, как и в нашей собственной жизни, никогда ничего не происходит исключительно как историческое событие того времени. Потому что всё, что происходит в Церкви, происходит для нас в вечности.
Всё, что происходит с нами и в нашей жизни тоже происходит для вечности. Ничего из происходящего в нашей жизни не будет иметь значение только сегодня. Это будет иметь значение навсегда. Этим бесконечно ценна и драгоценна наша жизнь, неповторяемая, не возобновляемая, неповторяющаяся, однажды через рождение бессмертной души начавшаяся и никогда уже не завершающаяся, хотя и плотски имеющая завершение, но до Второго Пришествия, до всеобщего воскресения из мертвых, однако же душой продолжающаяся.
Вот и сегодняшнее событие – иконопочитание, почитание святых икон. До сих пор, хотя уже прошло много времени с того древнего периода, когда вся Церковь спорила о возможности изображения на иконах Господа и Спасителя Христа и Его святых, и в наше время находятся совопросники, которые сомневаются в том, что иконопочитание является приемлемым для верующего человека. Чтобы ответить и нынешним совопросникам, мы вернёмся к тем древним временам, когда догмат об иконопочитании был утвержден.
Главный смысл этого утверждения заключался в том, что Бог Сам Себя явил и показал в воплощении Господа и Спасителя Христа. Христос – это не посланный пророк или не избранный среди людей. Христос – это Сам Бог, который облёкся человеческой плотью. Для некоторого человека это может казаться совершенно невозможным. Мол, разве может Бог снизойти до человека и стать подобным человеку?
Да, так утверждает человеческий ум, не знающий о причине собственной жизни, ибо изначала Бог создал человека по Своей любви и по Своей любви не оставляет никого из нас. И по-отцовски всегда рядом с нами. Бог не прячется от нас за разными образами и словами. И в этом самая главная суть сегодняшнего праздника.
Бог являет Себя нам совершенно видимым, совершенно понятным образом. Он ничего больше не нашёл для Своей любви, как воплотить её в человеческую плоть, чтобы, воплотившись, избавить нас от вечного проклятия и совершить Свою любовь до конца на Кресте, и победить смерть во гробе, и выйти из него.
Изображение икон, изображение Самого Господа и Спасителя Христа, Пречистой Богородицы, изображение святых угодников Божиих – это для каждого из нас очень значимый, важный, признак присутствия Божия среди нас. Бог показывает Себя нам, общается с нами, являет Себя нам. Иконопочитание – это образ воплотившейся любви Божией. И теперь, когда мы лобызаем святые иконы, мы мысленно возносим свою душу, свой ум к первообразу, который изображён на образе, что мы лобызаем.
Через некоторое мгновение мы прикоснемся к ещё одному воплощению Божественной любви, которое тоже было бы невозможно без пришествия в мир Господа и Спасителя Христа, без Его воплощения. Мы прикоснемся к Божественной Плоти, к Божественной Крови и станем Его причастниками. Вспомним, прежде чем прикоснемся к Божественному Причащению, что каждый из нас есть образ и подобие Божие. А Божественное Причащение, которое сейчас мы будем дерзать вкушать есть ничто иное, как обновление этого Божественного образа в каждом из нас. Когда мы приступаем к Божественным Тайнам мы снова обновляем руку Художника, который в нас, как на драгоценном полотне, изобразил Самого Себя. Подумать только, каждый из нас есть бесценное сокровище в Его руках. Каждый из нас есть свиток, в котором Он отображает Свой образ. Каждый из нас бесконечно дорог для Него.
И если бы мы могли найти слова, которыми могли бы выразить эту бесконечную Его любовь к нам, то, наверное, по-человечески произнесли слова, которые относим к нашим любимым образам, когда говорим с бесконечной любовью: «ненаглядная ты моя» или, когда обращается жена к своему мужу: «ненаглядный ты мой». Что же это за «ненаглядный»? Это тот, в которого глядя, невозможно насмотреться, и не потому, что это ласкает только глаз, и не потому что это является только прикрасой для глаз. Но потому, что от виденного и любимого душа радуется.
Когда душа видит в другом человеке образ Божий, она и восклицает: «ненаглядная, ненаглядный, насмотреться не могу, нарадоваться не могу». И не оттого что моё и мне принадлежит. Нет, а как раз оттого, что Бог изобразил Себя в другом, и самое драгоценное – дал мне счастье – увидеть это изображение, Своё изображение в другом человеке. Полюбить другого человека – это и значит получить счастье увидеть образ Божий в другом человеке.
Торжество Православия – это торжество возможности поклоняться изображённой Любви, служить этой Любви, воплотившейся Любви. Это торжество любовь иметь к тем, кого Бог дал нам в утешение в друзья, в близких, в родных, тех, кто рядом именно сейчас.
Торжество Православия – это не то, что мы победили других, и другие побеждены, это то, что любовь Божия в нас побеждает наши страхи, наши слабости. Любовь Божия в нас побеждает наше одиночество. Любовь Божия в нас побеждает нашу нерешительность. Любовь Божия в нас побеждает, когда мы искажаем Его в себе образ.
Он вновь берёт нашу руку, как любящий Отец, как прекрасный и ненаглядный Художник, и обводит Свой образ контурами нашей совести, нашей души в нас самих. Он вновь обновляет в нас то, что мы омрачаем иногда своими падениями вдребезги, своими слезами в отчаянии, своей болью с надрывом, своим грехом с горечью. Он вновь обновляет в нас образ, как любящий, однажды создавший этот шедевр, нас с вами по образу и подобию Своему, не скомкивает и не рвёт, не бросает в мусорную корзину небытия, а по-отечески с любовью опять в нас вырисовывает Свой образ. Ты, - говорит, - Мой, Я – твой.
Сегодня, когда мы совершаем Торжество Православия, когда мы лобызаем иконы, потому что Церковь утвердила возможность изображения Господа и Спасителя Христа и святых Его угодников, ибо и Бог изобразил Себя, воплотившись от Пречистой Богоматери, мы, приступая к Святым Тайнам, просим: Господи, ненаглядный мой, изобрази Себя во мне, обнови Свой Образ во мне во время этого поста, Господи, я, как чистое полотно перед Тобой, хотя и не совсем чистое. Господи, не отвергни этого полотна, возьми его в Свои руки, выбели его Своей любовью. Прости меня, Господи, изобрази во мне Себя. Дай мне, Господи, видеть Твой Образ и Твоему Образу радоваться.
И ещё, сегодня, когда мы будем причащаться Святых Божественных Тайн, этого присутствия Божественного изображающего Себя в нас Художника, мы помолимся и о том, чтобы Он нам помог не осквернять, не черкать, не рвать, не комкать образы других людей. Это тоже дело, которое мы должны совершить, ибо Бог нас не отвергает, и мы не должны никого отвергать. Бог убеляет нас паче снега, и мы должны всякого убелить и не сквернить его не мыслями, не подозрениями, не обидами, не ссорами. Бог заново во мне изображает Себя, и я должен научиться в других людях заново отыскивать, отмывать, добывать образ Божий.
Дай, Господи, чтобы в моих руках ничей бы образ человеческий не был бы скомкан. Дай, Господи, чтобы в наших руках хранились драгоценные полотна образы в других людей, которых Бог дал нам. Дай, Господи, чтобы нам вместе с Божественным Художником беречь это Его отображение в этом мире. Больше Бог нигде не отображается: ни в воде, ни в воздухе, ни в цветах, ни в птицах, ни в красивой природе – нигде Бог не отображается так, как только в человеке. И когда мы хотим увидеть Его и познать Его, нам стоит только оглянуться вокруг себя.
Сегодня Торжество Православия. Вкушая Божественного Тела и Крови Господней, будем торжествовать, что Божественная любовь изображена, обновляется в каждом из нас. Аминь.
8 марта 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска