«Суди мне, Боже! Ты, Господи, знаешь, как я люблю Тебя, потому что Твоя, Господи, любовь, она не взамен, она не вместо, она не в помощь, потому что Твоя любовь и есть смысл моей жизни. И когда эта Твоя, Господи, любовь в центре моей жизни, всё становится тогда на свои места, тогда правды становится больше. Тогда, когда Ты, Господи, оставляешь мне мои прегрешения, когда опять Ты мне веришь, как я не могу иногда верить Тебе, когда Ты опять мне веришь, милуешь и поднимаешь, тогда я буду бороться за эту правду, прежде всего, в себе самом».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные дорогие отцы, дорогие близкие моему сердцу братья и сёстры, вместе с вами радуюсь этим дням нашей соборной молитвы, когда в начале Великого и спасительного поста все мы собираемся в храме, чтобы принести сокрушение о своих собственных грехах и этим сокрушением это место уступить милосердию Божию.
В Священном Евангелии Христос говорит нам: Я – отмщение, Я воздам. Какую силу мы усваиваем в своих мыслях и в своем сердце за Богом? Особенно тогда, когда мы становимся свидетелями какой-либо несправедливости и когда уже физические, человеческие силы, кажется, не способны установить эту самую так нужную для всех нас справедливость. Тогда мы говорим: «ну, Господь всё видит, Господь рассудит». Когда нам не хватает слов оправдания, когда нам не хватает слов надежды, когда нам не хватает слов извинения, мы также говорим: «Господь всё видит, Господь всё рассудит». И говорим это от естественного устройства нашей собственной жизни, от души, которую создал Бог и которую подарил нам – вечную и бессмертную душу. Она, созданная по Его слову, всё ещё продолжает оставаться сокровищницей этого слова, она-то слышала это слово, потому что была создана Им, и она знает не только то слово, которым Господь её создал, но, что всякое слово Его уст есть непреложная истина и всегда будет исполнена.
И если Господь говорит: Я – воздаяние, Я воздам, значит это слово, непременно, исполнится. Но вот слово это исполняется и над каждым из нас. И когда мы говорим другому человеку: «Бог рассудит», чтобы своему признанию придать особую вескость Неба, силу Неба, мы должны помнить, что тот самый суд, о котором мы просим у Бога, всегда начинается с нас самих. Именно поэтому, чтобы правды стало больше вокруг, нужно, прежде всего, сделать торжество этой правды внутри себя.
Но как же сделать правду в себе торжествующей, когда вокруг, кажется, столько много разных событий: нас обманывают нередко, говорят неправду, обещают и не сдерживают обещания, лгут, бывает, и ненавидят и даже преследуют? Но как же во всём этом внешнем обстоятельстве утвердить правду внутри себя, когда всё это внешнее, как холодный ветер, врывается иногда в сердце и в душу, и делает их как будто бы бессильными, скованными? Вот тогда-то самое время вспомнить о том, что суд Божий, он, не тогда, когда карает и наказывает, а суд Божий – это тогда, когда Бог милосердствует над теми, кто искренне, горячо кается в своих неправдах.
Быстро холодный ветер внешних обстоятельств сковывает нашу душу тогда, когда она сама уже стала почти теплохладной. Что же её выхолаживает? Собственный грех. Вот поэтому каждый раз, когда приходит время горячего покаяния, молитвы, мы вычищаем мрачное из своей жизни. Чтобы света вокруг стало больше, чтобы правды вокруг стало больше, чтобы тепла вокруг стало больше, светиться должна сначала наша собственная душа, она должна жить по правде, она должна полюбить свет, Бога, суд.
Когда мы говорим: «Бог рассудит», то мы теперь, когда произносим эти слова, должны произносить их с максимальной внутренней сосредоточенной надеждой, что Бог видит не то, как я страдаю или как мне больно или как мне плохо. А ведь нередко именно эту мысль мы влагаем в это слово: «Бог рассудит». Когда мы произносим эти слова, это означает, что Бог видит, как я горячо люблю Его, подарившего мне мою жизнь. Когда я прошу суда Божия, я словно говорю Ему: Господи, Ты же видишь, как я люблю Тебя, - повторяя эти слова вслед за апостолом Петром. Ты всё, Господи, знаешь.
Но самым главным нашим признанием и самой главной нашей жаждой суда Божия и самой главной нашей единственной надеждой на Него должно быть основание нашей любви. Почему, Господи, суди мне? Потому что я Твоего суда жду, как ответа на мою любовь. А в чём же моя любовь выражается к Богу? Она, прежде всего, выражается в слушании Его слова. Любовь к Богу – это нелюбовь ко греху. Любовь к Богу – это моя борьба со грехом, это борьба с дурными привычками, с обычаями, которые иногда прилепляются к моей жизни, как грязь после ливня. Любовь к Богу – это, прежде всего, моё сокрушение о грехах, это тогда, когда я свою жизнь делаю, как большую трапезу для Него.
Где любят? Там, где ждут. А где ждут? Где всё выметают, чистое стелют да сладкое ставят. Вот и пришло время прибраться в своей собственной душе, застелить её чистой совестью и поставить в центр сладкую молитву. Там, где ждут, там и любят. И когда я жду Бога, то всю свою жизнь делаю чистой, стараюсь изо всех сил. И знаю, когда Господь придет, то последний сор выметет Он, когда даст Свое лобызание Отца и объятия Отца, и скажет слова, которые так ждёт наша душа: придите, наследуйте уготованное вам Царство. Вы, - говорит Бог, - други Мои.
В сегодняшний вечер, размышляя о суде Божием, будем его искать, но, прежде всего, в себе самих. Суди мне, Боже, - говорит сегодня пророк Давид (Пс 42:1). Повторяем и мы вслед за ним: рассуди нас, Господи. Не в том смысле, в котором мы привыкли видеть суд – вокруг всё честно и светло, а во мне – это моё дело. А совсем в другом, в подлинном смысле: правда, свет начинается от меня.
И не тогда, когда мне больно, а когда мне невыносимо без Бога. Не тогда, когда я страдаю от других, а тогда, когда я страдаю от собственных грехов. Не тогда, когда все вокруг виноваты, один я прав, а напротив, когда я был не прав в своей самонадеянности, когда я был не прав в своих свободных поступках, которые нередко приводили меня к падению, которые приводили мою совесть к состоянию вдребезги разбитой и звенящей.
Суди мне, Боже! Ты, Господи, знаешь, как я люблю Тебя, потому что Твоя, Господи, любовь, она не взамен, она не вместо, она не в помощь, потому что Твоя любовь и есть смысл моей жизни. И когда эта Твоя, Господи, любовь в центре моей жизни, всё становится тогда на свои места, тогда правды становится больше. Тогда, когда Ты, Господи, оставляешь мне мои прегрешения, когда опять Ты мне веришь, как я не могу иногда верить Тебе, когда Ты опять мне веришь, милуешь и поднимаешь, тогда я буду бороться за эту правду, прежде всего, в себе самом.
Не впускать в свою душу страсти, порывы сомнений, ветры отчаяния; не впускать в свою душу бесконечное количество отравляющих меня слов, грязных, гнилых и не тех только, которые слышу, а которые произношу; не впускать в мою душу сомнения по отношению к другим людям, потому что, сомневаясь в том, что я вижу, и не любя тех, кого я вижу, как же мне полюбить Того, Кого я не вижу и не сомневаться в Том, Кого я не могу разглядеть?
Божественная любовь – это и есть наша жизнь, это и есть её главное русло. И когда я в нём, в этих берегах божественной любви, как в руках любящего Отца, мне бояться нечего. И я говорю Ему: суди мне, Боже, соверши надо мной суд, над моими грехами, и если, Господи, пожелаешь, прости мне их, прошу Тебя, поверь мне снова, я постараюсь уже сейчас исправить в своей жизни то, что делает мою жизнь мрачной.
Милосердный Господь да подаст всем нам, мои дорогие, обновление совести в эти дни Великого и спасительного поста, да подаст нам силы крепкой молитвы, да подаст нам мужество продолжать пост, независимо ни от каких обстоятельств, да подаст нам силу к воздержанию, тогда мы сможем приобрести через Его любовь ещё больше. Да подаст Господь нам в душе тишины беседы с Ним, молитвы, от которой всё вокруг становится сладким и тихим. Господи, суди нам, Боже, судом Своей бесконечной живой жертвенной истинной божественной отцовской любви. Аминь.
4 марта 2020 года. Никольский собор города Черкесска.