Об изгнании Адама

07.03.2020
Просмотры: 1844

«Воспоминание Адамова изгнания – это наше честное: «Господи, не Ты меня гонишь, а я Тебя гоню», это наше настоящее: «не вокруг плохо» и люди здесь не при чем, какими бы они не были, нет. Мой рай и мой ад начинается с меня, а не вокруг».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь вспоминает Адамово изгнание в этот день Прощеного воскресенья перед началом Святой Четыредесятницы, Великого поста. Адамово изгнание. Знаете, когда я сегодня готовился к службе, чтобы вместе с вами принести молитву у престола Божьего и дерзнуть причаститься, то задумался вопросом: а кто же кого тогда изгнал?

Кажется совершенно очевидной библейская история, которая повествует нам о том, как Адам согрешил, вкусив плода от древа познания добра и зла, запретного плода, за что претерпел необратимые изменения после того, как как не отозвался на голос Божий. И тогда покинул рай. Кажется, всё совершенно понятно и ясно: сделал плохое – уходи, нарушил – изгнан, не смог – вини себя. Но ведь не всё так просто.

Там на пороге рая в одной точке сошлись любовь Бога и свобода человека. На пороге рая всегда в одной точке сходятся любовь Божия и наша человеческая свобода. Ещё кажется, в раю не перестал слышаться голос Бога Отца, который эту Свою любовь воплощает в словах. Помните, когда Адам согрешил, как Господь в раю кричал: Адам, где ты? - когда он спрятался от Него от стыда, от страха и от своей свободы, сделав выбор.

Ещё так сильно звучат эти слова и продолжают звучать всегда на пороге рая, обращённые к каждому из нас: Адам, где ты? Бог не гнал Адама, не выгонял, не отталкивал его от Себя, не закрывал на запоры двери рая. Бог искал Адама: «где ты?», дойдя вместе с ним до этого самого порога рая. Что же Адам? Опыт первого греха, падение, разбитая собственная воля, любовь, боль, стыд – всё в его душе теперь приобрело как будто бы единое пространство. Всё в нём соединилось.

Никто из нас не может судить Адама, потому что, чтобы судить Адама, сначала нужно осудить себя. Как Бог звал Адама: «где ты?», не зовёт ли Он меня голосом моей совести, обстоятельствами моей жизни, событиями, которые происходят в моей жизни? «Где ты?», - тогда говорил Бог Адаму и теперь мне. Кажется, так всё ясно и понятно, скажи тогда Адам: вот я, Господи, здесь, я согрешил на небо и пред Тобою, и теперь уже не достоин называться Твоим сыном, но может быть возьмёшь меня в раба, - мог бы сказать Адам словами блудного сына.

Мы знаем, что отвечал Адам, и мы знаем, что там на пороге рая он воспользовался, как и до того, своей свободой. Он уходит из рая. Адамово изгнание – это не тогда, когда Бог гонит, а тогда, когда мы Его не слышим, не отвечаем Ему. На пороге рая Адам сам себя гнал.

Сегодняшний день, он ведь не только напоминание нам о той трагедии Адама, он – напоминание нам о трагедии каждого из нас. Когда сошла любовь Бога, и моя свобода гонит меня от этой любви, когда моя свобода гонит меня от любви Божией, когда моя свобода дороже мне прилипчивостью ко греху, к привычкам, к страхам, когда свобода моя не оставляет места во мне любви Божией, когда вместе с апостолом я повторяю: бедный я человек, что хочу делать доброе, не делаю, а злое творю.

Адамово изгнание – это моя свобода, попрощавшаяся с любовью Божией. Что же она, любовь, стоит на пороге? Нет, она следует за Адамом. И совсем скоро мы увидим эту любовь, которая следует за Адамом и которая поднимется на ключ от двери рая, на Крест. Мы увидим эту любовь, которая с Креста уже больше не будет звать: «Адам, где ты?», но восторжествует Своим победным: прости им, Боже, не ведают, что творят.

Адамово изгнание – это точка нашего возврата, это точка нашего возвращения обратно к двери рая, это не точка отсчета наших боли и страданий, наших потерь, это точка, от которой мы можем все наши потери и боли оставить в прошлом, если вернёмся к этим дверям рая. Ведь там всегда любовь Бога и наша свобода. Когда я свободно делаю шаг к Богу, Его любовь помогает мне сделать второй. Когда свободно от проклятия греха через покаяние, через жажду света я делаю шаг к дверям рая, к Его Божественной любви, Бог никогда не оставит её передо мной закрытой.

Сегодня Церковь нам напоминает, что Господь эту дверь не закрыл, что к ней мы можем всегда вернуться, если начнем менять свою жизнь. Не всю сразу, да и не получится. Начнем тосковать по раю, начнем жаждать его. Наконец-таки среди многоголосия нашей жизни мы услышим самый главный вопрос: «Адам, где ты?»

И на него ответим: вот я, Господи, прости меня, не потому что мне плохо, а потому что без Тебя невозможно. Прости меня, не потому что у меня ничего не получилось, а потому что без Тебя смысла нет, чтобы что-то получалось. Прости меня, не потому что Ты был прав, а потому что я был не прав. Прости меня, не потому что я упал или заблудился, а потому что Ты – мой отец, а я Твой сын, Тобой созданный. Прости меня, потому что без Твоей любви моя свобода меня губит, уводит от рая, заводит в такие дебри жизни, потому что без Твоей любви моя свобода делает меня мертвецом. Прости, дай мне ступить вновь на порог рая.

Воспоминание Адамова изгнания – это наше честное: «Господи, не Ты меня гонишь, а я Тебя гоню», это наше настоящее: «не вокруг плохо» и люди здесь не при чем, какими бы они не были, нет. Мой рай и мой ад начинается с меня, а не вокруг. Сегодняшний день воспоминания изгнания Адама и Прощенное воскресенье – это дорога, на которую мы смотрим и на которую мы ступаем.

И Бог даст во время Великого и спасительного поста, может быть, мы всё же сделаем решительные шаги, во время Великого спасительного поста, может быть, мы попытаемся встать и пойти. Есть к Кому. А самое главное – есть голос, на который можно идти и нужно: «Адам, где ты?» - говорит Господь и сейчас и не умолкает.

И если всю свою жизнь сориентировать к этому голосу, если постоянно вслушиваться в него, как в голос своей совести, тогда можно выбраться из дебрей, запутанных нами самими обстоятельствами, запутанных своих отношений, непрощений, нелюбви, обид, ссор, мести, ненависти, лжи, трусости, подлости. Из всего этого можно выпутаться, если, слыша голос Отца, как потерявшееся дитя, расталкивая всех, как обстоятельства своей жизни, бежать на этот голос и по-детски кричать: «я здесь, Господи»; «я здесь, Господи»; «Господи, вот я». Вот и побежим.

Начинается Великий пост – время нашего возвращения, время, когда каждый из нас может перестать быть изгнанником. И снова на пороге рая встретится Его Божественная любовь и наша свобода. Аминь.

1 марта 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1844