О страхах Страшного суда

01.03.2020
Просмотры: 2638

«Страшный суд – это не тогда, когда всем всё вернётся. Страшный суд – это не тогда, когда все будут наказаны или прощены. Страшный суд – это тогда, когда перед Богом мы станем со всей своей очевидностью, стали ли мы людьми? И, кстати, страшным этот суд будет именно от того, что, оказывается, мы могли бы ими стать, но находили множество причин, чтобы этого не делать. Страшным окажется, что, рождённый человеком, не каждый из нас живёт по-человечески. Эта очевидность и определит нас в вечности».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Эта неделя, которая начинается с сегодняшнего дня, называется Неделей о Страшном суде. Что же страшного будет на этом суде? И если кто-то из нас думает, что страшным будут наказание, кары, очень ошибается. Страшный суд страшен не тем, какие нам придется испытать мучения, а совсем другим. И прежде чем мы с вами поразмышляем на эту тему, я хотел бы снова перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, притчу, которую Господь рассказал о Страшном суде.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «сказал Господь: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф XXV, 31-46).

Страшный суд – это не тогда, когда всем всё вернётся. Страшный суд – это не тогда, когда все будут наказаны или прощены. Страшный суд – это тогда, когда перед Богом мы станем со всей своей очевидностью, стали ли мы людьми? И, кстати, страшным этот суд будет именно от того, что, оказывается, мы могли бы ими стать, но находили множество причин, чтобы этого не делать. Страшным окажется, что рождённые людьми не каждый из нас живёт по-человечески. И эта очевидность и определит нас в вечности.

Итак, Господь отделит одних от других. Одно само это уже приводит нас в состояние трепета. Мы будем разделены. Впрочем, мы нередко и сами в своей жизни делим одних на других. Но если то, что делаем мы, разделяя одних от других, это делаем сообразно своему собственному выбору, своим вкусам, своим «хочу не хочу», «могу не могу», «буду не буду», то Бог отделяет одних от других по тому одному лишь признаку, что одни жили по-человечески и служили Ему, а другие служили себе. И поэтому те, которые служили Ему теперь получают Его божественную любовь. Он служит им, а те, которым всё было недосуг, остаются, как всегда, сами для себя.

Кто-то может подумать, что быть верующим человеком или христианином – это очень тяжело. Мол, много законов, много обычаев, много догматов, очень много того, чего делать нельзя. А вот Господь говорит о том, что делать нужно: нагого одеть, больного посетить, тот, кто в темнице, продолжать заботиться о нём и любить его, даже если он оказался там совершенно справедливо по своим дурным делам, однако же не бросать его в своей любви; тот, кто нуждается в общении, общаться; тот, кто голоден, накормить.

Оказывается, чтобы быть верным Богу, быть христианином, достаточно просто быть настоящим человеком, любящим других людей. Оказывается, чтобы остаться вместе с Богом, и чтобы послужить Ему, для этого не нужно искать исключительного случая: однажды, когда вдруг, когда я состарюсь, я окажусь на пенсии, тогда, мол, переступлю порог храма; или вот когда совсем разбогатею, тогда буду помогать другим; или вот, мол, когда у меня всё само наладится, тогда услышу плач за забором соседа. Такого времени может и не наступить.

Именно таким Господь и говорит: Я нуждался, и вы не послужили Мне. Конечно, для каждого человека может найтись масса объяснений причин, почему я этого делаю: от простого «нет времени» до сложного «нет желания» или до лукавого «да, что мне его слёзы, знаем мы этого человека». И Бог всех нас знает. И Бог слёзы каждого видит и плач каждого слышит, и правду каждого знает, и о неправде каждого болезнует.

Но вместе с этим Господь повелевает нам служить тем, кто имеет нужду. И не только нужду физическую в своей жизни, но и нужду общения, веры, надежды, любви. Господь говорит о том, что если мы хотим послужить Ему, то это время наступило уже сейчас. Он очень близко к нам. Он стоит прям так близко, что мы можем услышать Его и увидеть в словах просьбы и в глазах надежды тех людей, которые к нам обращают свой взор.

Бог суд оставляет Себе. Он разделит. Он отделит доброе от злого. Он отделит свет от тьмы. Он отделит правду от лжи. Он, потому что только любовь может судить. Любовь, подарившая жизнь, может и судить силой этой самой любви. Сила любви, которая судит не потому, что ненавидит, а потому что не получила.

Страшный суд будет именно в этом – Бог не получил нашей любви. И тогда мы уже не сможем искать и Его любви. Страшный суд будет заключаться в том, что, имея для этого все силы, сам дар жизни, счастье жизни, всё Господь дал нам к этой жизни, мы прожили, не замечая всех других и вечно их разделяли на хороших и плохих. А когда пришли на суд, оказалось, что этим своим разделением мы не служили Богу.

Однажды я встретил замечательные слова, которые очень уместно повторить именно сегодня, когда мы слышим эту притчу о Страшном суде: лучше ошибиться в любви, чем не ошибиться в ненависти. Лучше подать и ошибиться в этом. Лучше прийти на помощь, и потом, может быть, кто-то будет жалеть об этом. Лучше поделиться и не ждать благодарности в ответ, чем, никому не отдавая ничего из пространства своей жизни, думать, что в этом и есть сила твоей правды.

Правда не тогда, когда ты не замечаешь. А правда тогда, когда ты умеешь прощать, умеешь надеяться, умеешь быть рядом, умеешь не предавать, умеешь терпеть. Правда – это не тогда, когда ты отдаёшь и тут же забираешь обратно. А правда – это тогда, когда ты, отдавая, обратно не ждёшь ничего, потому что знаешь – Бог на Своём суде даст тебе то, что ты дарил другим: тем, кто любил, того полюбит; тем, кто прощал, того простит; тем, кто был честен, того помилует; тем, кто был жертвенный, тому подарит Своё Царство.

А как же быть с теми, кто не любил, кто был жестоким, кто жил неправедно, кто каждый раз говорил себе: «ну, не сегодня, в другой раз», кто ничего не менял в своей жизни, кто кроме себя ничего не замечал? Как же быть с теми, с козлищами? Идите, - скажет Господь, - в ад, уготованный для вас и слуг ада. В ад мы сами превращаем свою собственную жизнь, когда вокруг нас, да и внутри нас, всё горит адским пламенем нашей лени или осуждения, нашей нелюбви или жестокости, нашего непрощения или гордости, нашего неумения преодолевать себя, нашего неумения отказываться ни от чего – всё тогда превращается в адское пламя.

Страшный суд в этом и будет состоять: судить нас будет Господь, но по нашим собственным делам. И кстати, не тем делам, на которые я захочу обратить Его внимание. Скажу: вот видишь моё сделанное дело. Бог будет судить нас словами тех, которые от нас не услышали добрых слов, и слезами тех, чьи слёзы мы не вытерли, и упреками тех, что одиночество в тюрьме или в больнице, в боли или в нужде, мы не разделили, хотя знали о таких людях.

Всю эту неделю, которая готовит нас к началу Великого поста, мы будем размышлять об этой притче. Мы знаем, как Бог будет нас судить. Он будет судить нас за простые человеческие поступки, не за большие подвиги и не за единственный подвиг, а за каждодневную борьбу оставаться человеком: борьбу со своей ленью, со своим черствым сердцем, борьбу со своими привычками, в которых мы кроме себя многих не видим, борьбу со своими тенями, которые появляются тогда, когда мы становимся спиной к Солнцу Правды, и тогда видим эту самую тень.

Всю эту неделю мы будем бороться в маленьких поступках, но для большой любви Бога. Мы будем бороться, чтобы в маленьких поступках оставаться человеком, замечать и слышать других, не судить, потому что знаем, однажды этот суд придёт и в нашу жизнь. И тогда Бог разделит одних от других. У нас, пока мы живы, есть ещё драгоценное время стать человеком, по-человечески относиться к другим, сомкнуть уста и разомкнуть руки, меньше, лучше и вовсе не говорить дурных слов осуждения, а лучше поделиться словами надежды, потому что на Страшном суде именно этих слов нам с вами может и не хватить.

Дай Бог, чтобы от нашей собственной жизни те, кто рядом с нами, напитавшись этими словами, произнесли их на суде Божием: «он, Господи, или она, Господи, посетили меня, когда я болел»; «он, Господи, или она, Господи, напоили меня и накормили, когда я был в нужде»; «он, Господи, или она, Господи, посетили меня, когда я был в темнице, когда все от меня отвернулись, когда все меня бросили, когда все испугались»; «он, Господи, или она, Господи, не испугались, не бросили, остались рядом, помилуй их, Господи, они послужили Тебе». Тогда Господь и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам, тем, кого называю Моими меньшими братьями, от создания мира». Аминь.

23 февраля 2020 года. храм священномученика Харлампия хутора Порт-Артур.

2638