О знаке свободы

29.02.2020
Просмотры: 1092

«Подлинным принципом и самым первым и важным знаком нашей подлинной свободы является наше уподобление Тому, Кто подарил нам жизнь. Всякий, следующий за Его словом, свободен от греха, а всякий, знающий Его слова и преступающий его, раб греха. Всякий, знающий Его любовь и живущий этой любовью, свободен от греха, а всякий, не знающий Его любовь и заменяющий её своими страстями, в которых мы ищем только лишь удовлетворение собственного испорченного внутреннего мира, является рабом греха».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мне хотелось бы поразмышлять вместе с вами над словами святого апостола о том, что каждому из нас дарованная свобода через нас самих остаётся или свободой, или большим тяжелым камнем преткновения. Мне бы хотелось вместе с вами сегодня назидаться словами апостола, который учит как сохранять настоящую свободу. И я хотел бы перечитать это апостольское послание, Послание святого апостола Павла к Коринфянам.

Вот что он в своём Послании пишет: «Братья, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее». (1 Кор X, 23-28).

Какие удивительные простые слова, которые объясняют нам принцип нашей свободы: всё мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но не все назидает. Один из толковников Священного Писания святитель Иоанн Златоуст замечает, что первое относится ко мне, а второе относится к тому, кто находится рядом со мною.

Бог каждому из нас даёт такую необъятную свободу, что даже, в этом же Послании у апостола мы читаем, если вдруг что-то вы возьмёте на рынке, не исследуйте, что это идоложертвенное или нет, потому что наша свобода дает нам право вкушать всё, что нам предлагают, ибо Господня земля и исполнение ее. То есть всё произращено Богом и дано нам в утешение и радость, и не только пища, которую мы вкушаем с рынка, с магазина, но и самое драгоценное, что утешает, назидает нас – это те люди, которые окружают нас.

«Всё мне позволительно», - говорит святой апостол, - но не всё полезно». Свобода заключается не в том, чтобы иметь возможность прикасаться ко всему, - как замечает другой толковник. Прикасаясь ко всему, мы нередко и сами становимся рабами того, к чему прикасаемся. Мы должны размышлять каждый раз о том, что, то, к чему мы приближаем свой ум, своё сердце, свою дружбу, свою любовь, свою надежду, своё общение, да и всю свою жизнь не должно становиться тем, от чего мы зависим, как рабы. Ибо если мы прикасаемся к доброму, то доброе никогда не будет властвовать над нами несвободою. А напротив, будет искать ещё большей свободы.

Проще говоря, когда мы прикасаемся к доброму, как к свету, то этот свет, наполняя нас, освобождает от страха, от уныния, от ужаса тоски, даже от самой смерти. Но когда мы прикасаемся к злому и начинаем зависеть от этого злого, то вследствие этого бываем мрачны, отсюда становимся раздражительны, унылы, завистливы, гневливы, неспокойны, становимся отсюда ненадежными.

Когда прикасаемся к злому, то последствия злого, также как последствия дурной еды, становятся сразу очевидны, отправляясь от этого злого, мы отказываемся даже и от всякого доброго. Всё мне можно, - говорит апостол, - но не всё полезно, всё мне можно, но не всё назидает других.

Моя свобода, как свет, должна распространяться и на других, тогда это подлинная свобода. Заразить можно только грехом, а свободой можно вылечить. Если мой грех, который во мне укоренился, преобладает над моею свободою, тогда я начинаю, как хищный зверь ранить других, тех, кто рядом со мною, будучи уязвлен сам. Напротив, если добродетель, как подлинная свобода, наполняет меня, тогда общение с теми, кто рядом со мной, не будет приносить им боли и потери, не будет приносить им уныние и отчаяние.

Апостол говорит о том, что свою свободу я должен хранить в руках других людей, не только в себе самом, но и в руках других людей. И свою свободу я храню тогда, когда от доброго не отказываюсь, а от злого бегаю. Поэтому и говорит нам апостол: если придете что-либо взять на торгу, без смущения вкушайте всё, ибо Бог всё освятил для пищи. Доверяйте свою свободу тем, кто продает вам то, что вы принимаете.

Но если скажет вам «это идоложертвенное», тогда воздержитесь, чтобы через своё воздержание показать для другого человека свою свободу. Мы свободны не тогда, когда вместе с другими творим злое, а тогда, когда, воздерживаясь от злого, показываем свою независимость от того, что называется рабством греху, рабством пороку, наследием смерти. Сегодняшнее назидание святого апостола зовет всех нас, мои родные, дорогие братья и сёстры, хранить свою свободу и свободу тех, кто рядом с нами, хранить её от зависимости страха и от зависимости греха.

Подлинным принципом и самым первым и важным знаком нашей подлинной свободы является наше уподобление Тому, Кто подарил нам жизнь. Всякий, следующий за Его словом, свободен от греха, а всякий, знающий Его слова и преступающий его, раб греха. Всякий, знающий Его любовь и живущий этой любовью, свободен от греха, а всякий, не знающий Его любовь и заменяющий её своими страстями, в которых мы ищем только лишь удовлетворение собственного испорченного внутреннего мира, является рабом греха.

Всё мне позволительно, всё мне можно, но не все полезно, - говорит святой апостол. Будем всегда размышлять о полезности и своей собственной жизни для других людей. Насколько моя жизнь и моя свобода полезна для них. Насколько эта полезность приводит их к радости и достоинству собственной жизни.

Будем размышлять и о своей полезности для тех, кто доверяет нам свою свободу, как мы сохраним эту свободу в себе самих для тех, кто нам доверяет, не искажаем ли мы их доверие своей ложью, своей слабостью и трусостью, своим непостоянством в добром деле, и своим, нередко, немалым опытом в деле злом.

Слова апостола Павла пусть для каждого из нас сегодня станут хорошей пищей для доброго размышления, чтобы, назидаясь этими словами, мы могли бы каждый раз, когда совершаем шаг навстречу к другому человеку, когда произносим слова признания, когда зовём другого человека в свою жизнь, в свою дружбу, в свой дом, вспоминали эти слова, что всё мне позволительно, но не все полезно, всё мне позволительно, но не всё назидает.

И чтобы позволительное было полезным и назидательным, всегда будем голос своей совести настраивать на созвучие голосу Священного Евангелия, которое и является голосом жизни, дарующим нам свет. Аминь.

22 февраля 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1092