«Начало веры в нашей молитве. Вера питается молитвой, произрастает из молитвы, растёт от молитвы, впитывает от неё всю силу и приносит добрые плоды. Чтобы молитва была услышана, она должна быть не громкой и не внятной, она должна быть постоянной, как плач той самой вдовы перед судьей неправедным. Бог же праведный всегда спешит услышать тех, кто день и ночь вопиет к Нему, кто во всём и всюду, видя Его образ и подобие в людях, видя Его благодатную силу в творении, обращается к Нему, тех Бог и слышит».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы, как и каждый раз, когда совершаем Божественную литургию, слышим Священное Евангелие, которое ищет в нас отзывы на себя, слово, которое, как семя, ищет силу, чтобы прорасти в нас. И вот о чём сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы перечитать его для лучшего понимания церковнославянского языка по-русски и поразмышлять вместе с вами над этим Евангелием.
И так, апостол и евангелист Лука пишет следующее: «сказал Господь притчу сию: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, Но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк XVIII, 2-8).
Этот евангельский текст говорит нам об одной очень важной бескомпромиссной добродетели, которая должна быть в жизни человека, с которой связана вся его жизнь – это добродетель общения с Богом, молитвы, обращения к Богу.
Какой бывает наша молитва? Она, несомненно, бывает разная и дается каждому человеку как дар Божий в обмен на то пространство нашей жизни, которое мы отдаем этой молитве. Если в нашей жизни для молитвы остается совсем немного времени, то и в нас она бывает совсем небольшой. Если в нашей жизни молитва – это как некоторое требование, которая случается изредка, от раза к разу, от одной к другой ситуации, то такая молитва тоже бывает некрепкой.
Какой же она должна быть? Господь в сегодняшней притче показывает вдову, которая ходила к судье, чтобы получить от него защиту, и день, и ночь докучала ему. И хотя казалось для внешних, и сам Господь указывает на это, что судья – человек, который Бога не боялся и людей не стыдился, одним словом, как будто бы совершенно непреклонный, однако же, эта вдова всю свою жизнь, каждое мгновение своей жизни посвящала не только мысленному диалогу с этим судьей, но и присутствием рядом с ним, с его домом, с его пространством.
И тогда этот судья неправедный говорит: докучает мне эта вдова, и чтобы оставила меня, сделаю то, что она хочет, защищу её. Господь говорит: посмотрите, судья неправедный, который никого не боится и не стыдится, слышит эту вдову. Неужели вы думаете, - говорит Господь, - что Я вас не услышу? Неужели вы думаете, что Я не защищу Своих, которые вопиют к Богу и день и ночь?
Тогда же некоторые из нас могут сказать, что не всегда, как нам кажется, Господь слышит молитву. На это сегодняшняя притча отвечает, что и мы не всегда бываем подобны той самой вдове, которая день и ночь вопила перед этим судьей, которая всю свою жизнь положила на общение с ним, которая всё пространство своего времени посвятила этому общению.
Как же, - скажем, - это возможно в нашей жизни? Ведь молитва – это не только предстояние в храме перед святыми образами, это не только предстояние дома в домашней келейной молитве за утренним или вечерним молитвенным правилом. Молитва – это постоянное мысленное обращение к Богу, это искание постоянно Бога во всём и везде и всюду, и везде видеть, как та самая вдова причину своего несчастья в общении с судьей, так и нам везде причину своей жизни видеть в Боге.
Молитва – это тогда, когда мы обращаемся к Богу постоянно в своём сердце, когда общаемся с родными и близкими, когда занимаемся каким-либо делом, когда, чтобы мы не видели и чтобы не случалось в нашей жизни, мы все говорим: Господи, всюду Твоя благодать! Ты, Господи, всюду! Ты, Господи, всё наполняешь! Ты, Господи, везде присутствуешь! Если бы такая молитва в нашей жизни постоянно совершалась, тогда нам не оставалось бы совершенно места не для ссор, не для обид, не для зависти, не для ненависти, не для страха, не для смущения, потому что тогда, когда всё это попадает в наше сердце, оно попадает туда потому, что сердце бывает свободно от молитвы.
Вот другой человек, который предстоит передо мной и с которым, как мне кажется, сейчас же произойдет некоторая ссора. Но если бы я начал об этом человеке молиться, и если бы я смотрел на него, как на образ и на подобие Божие, хотя бы я и сказал бы со строгостью, что нужно было мне сказать, но в моём сердце была бы не ненависть к этому человеку, а молитва о нём, а через неё любовь к нему, потому что и он тоже есть образ и подобие Божие.
Если бы я о таком человеке молился, то моё сердце никогда бы не наполнилось обидой, злобой или злопамятством по отношению к этому человеку. Напротив, если бы это место занимала молитва, то моё сердце наполнилось бы состраданием к этому человеку. Сколь мало мы молимся, не в том понимании, как мы привыкли думать, что, повторюсь, молитва – это стояние с открытым молитвословом, или в храме стояние перед иконой.
Сколь мало мы молимся, когда мы общаемся друг с другом, когда мы общаемся с миром, который окружает нас! Сколь мало мы молимся, то есть сколь мало мы замечаем присутствие Того, Кто всё это создал и саму нашу жизнь нам подарил! Столь много в нашем пространстве бывает неуслышанных и неотвеченных Богом ответов, данных Им на нашу молитву, потому что, когда она бывает едва заметной или слабой, она становится неслышной и немощной, потому-то Господь в сегодняшнем Евангелии и говорит: когда Сын Человеческий придет на землю, найдет ли веру?
Что же это означает? От слабой молитвы бывает и слабая вера. Когда человек не наполняет себя светом, он наполняется тьмой. А когда наполняется тьмой, то вера, спотыкаясь в этой тьме, падает и разбивается. Оттого-то и говорит Господь: найду ли Я веру, когда приду?
Начало веры в нашей молитве. Вера питается молитвой, произрастает из молитвы, растёт от молитвы, впитывает от неё всю силу и приносит добрые плоды. Чтобы молитва была услышана, она должна быть не громкой и не внятной, она должна быть постоянной, как плач той самой вдовы перед судьей неправедным. Бог же праведный всегда спешит услышать тех, кто день и ночь вопиет к Нему, кто во всём и всюду, видя Его образ и подобие в людях, видя Его благодатную силу в творении, обращается к Нему, тех Бог и слышит.
Молитва – это всегдашняя наша любовь к Богу, благодарность за всё, надежда на всё, любовь через Него ко всему. Сегодняшнее Евангелие заканчивается вопросом: найду ли, - говорит Господь, - веру в людях? На этот вопрос предстоит ответить каждому из нас с вами. Этот вопрос Он задаёт к нам, не риторически, в пустое пространство, а по-отцовски мне, тому, кого Он создал. Найду ли в тебе веру? Какая она в тебе? Бывает редкой, слабой, неслышной оттого, что такой же бывает и твоя молитва? Или же твоя вера поправляется сегодня, как пламень в лампаде, в которую доливается масло оттого, что ты начинаешь наполнять свою жизнь настоящей молитвой, постоянным общением с Богом.
Найду ли веру, - говорит Господь, - обращается к нам. Господи, помоги нам эту веру в себе самих отыскать, сделать её сильной через молитву и через дела молитвы, неотступность в добрых делах, и Бог подаст просимое у Него. Аминь.
8 февраля 2020 года. Троицкий храм микрорайона Северный города Ессентуки