«Источник счастья не в том, чтобы тебе было хорошо и собой заполнить всё, а в том, чтобы себя сделать меньше всего, дабы все оставшееся было заполнено Его светом, Его присутствием, Божиим присутствием».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти святой блаженной Ксении Петербургской, в память о которой освящен этот предел нашего Пантелеимоновского храма здесь, в любимом городе-курорте Кисловодске.
Сегодня мы вспоминаем одну из удивительных подвижниц, жившую близко к нам по времени, которая просияла особым подвигом – юродства. Я думаю, что каждый из нас, когда перечитывает житие Ксении блаженной, удивляется многим обстоятельствам её жизни. С одной стороны, может показаться, что эти обстоятельства вызваны вполне естественными событиями, когда она в 26 лет от роду теряет своего мужа и становится молодой вдовой.
Кому-то может показаться, что именно это событие не только изменяет её собственную жизнь, но и особым образом влияет на неё так, что вызывает, прежде всего, чувства переживания, отчаяние, иногда и страха у её родных и близких. Из жития мы знаем, что, когда Ксения похоронит своего мужа, она начнёт раздавать своё имение, дом свой подарит своей знакомой приятельнице. И всё, что у неё было, начнёт раздавать другим людям.
Её родственники, глядя на неё, думают, что она обезумела от переживания смерти своего мужа. И должно быть, как и сегодня, наверное, также и тогда, предлагали ей некоторые лекарства от безумия: мол, ты ещё молодая, ну, что ж, произошло так, у тебя вся ещё жизнь впереди, подумай о себе, развейся, куда-нибудь съезди, отвлекись от всего. Ну, вот как сегодня очень часто можно услышать совет, когда человек, в особенности, переживает трагедию потери другого человека в браке или в дружбе, в хороших отношениях.
Наверное, такие же советы давали и тогда Ксении, но она, должно быть, как и мы сегодня услышала Евангелие, которому горячо поверила, как некоторая вдова пришла в храм и в сокровищницу положила всё пропитание своё, какое имела, отдав эту жертву Богу. И Христос, замечая это, говорит, что она положила всё, что имела, и поэтому более приобрела благоволение у Бога, потому что не только в своём внешнем жесте свое пропитание положила в эту сокровищницу, но самое важное – всецело доверила себя Богу, отдала себя в Его волю, в ту самую волю, которая надломленной трости не переломит и курящегося льна не потушит. Ту самую волю Божию, которая никогда не преломляет человека и не задувает в нём дыхание жизни.
Иногда нам кажется, и может так представиться, что отдать себя в волю Божию – это перестать жить. Напротив, отдать себя в волю Божию – это начать жить с целью, зная, для чего ты живёшь. И вот, когда в разных тяжелых обстоятельствах предлагают отвлечься, забыться, развлечься, куда-нибудь уехать, просто забыть обо всём – цели не предлагают. Но когда человек видит перед собою Самого Бога, Которому следует, тогда он от всего, что есть у него как будто бы отлепляясь, движется в верном, в правильном, в нужном направлении.
Блаженная Ксения переживает смерть своего мужа через подвиг юродства. Она не отдает себя больше никому, потому что это было бы для неё предательством любви к мужу, который рано умер. Она больше ни с кем не связывает своей жизни, потому что знает, что однажды эта жизнь ее была связана с мужем, она была венчана с ним, и теперь пред Богом она желает предстать вместе с ним. Но умереть не от тоски и боли, а совершив подвиг жизни.
Как та самая вдова в храме, она всё, что имеет, отдает Богу, всё пропитание своё полагает на Его руки, к Его алтарю. И Господь принимает подвиг Ксении. Из её жизни мы знаем, что она скитается по городу, а ночью совершает молитву в поле, а ещё помогает строительству храма. Мы знаем, что за ее глубокое смирение, которое произрастает от любви к Богу, она знала, для чего она теперь живет. Господь даровал ей многие таланты и дары.
Она переживала много обстоятельств, над ней смеялись, её считали умалишенной, к ней относились с небрежением, да, и в общем-то, её теперь это не трогало, потому что она жила не для себя и не собой. И вот ещё один очень важный пример из её жизни: когда мы живём только для себя, когда вокруг нас есть только мы сами, к чему не притронься, всё нас задевает. Человека, живущего для себя, задевает всё: чье-то слово, взгляд, даже укоризненное молчание, покачивание головой, погода, громкий разговор чей-то, детский смех или плач – задевает всё, потому что вокруг кроме него самого, никого нет. Вот и задевает всё, как неуклюжее чудовище, которое ко всему прикасается.
А, напротив, человек, который живет не самостью, а который живёт горизонтом, имя которому Христос, и идет к этому горизонту, он не замечает вокруг как бы ничего, споткнувшись, поднимается и быстро продолжает идти, ударившись, отряхивается, остановившись, недолго думает и двигается дальше. Человек, который живет ради Христа, он очень стремительный и вместе с этим внимательный к другим, потому что он думает не о себе, он видит – кто-то лежит на обочине, остановится, поднимет, он видит – кто-то в нужде, скажет доброе слово. Этот человек как бы в себя ничего не принимает, поэтому не слышит не обид, не упрёков, но слышит просьбы о помощи и плачь других людей.
Вот такой была Ксения – она помогала другим людям, она слышала тех, кто плачет, тех, кто в нужде, и быстро спешила к ним на помощь. Себя она не замечала, оттого-то Бог её заметил, и дал ей много талантов. Из её жизни мы знаем, что люди стали замечать, когда зовут её к себе домой, то бывает в доме радость и утешение. Если Ксения переступит порог дома, то вместе с ней в этом доме воцаряется мир. Её начали звать, как воплотившегося ангела в свою жизнь даже те, кто раньше смеялся над ней и прогонял её прочь, потому что она учила людей не занимать собой всё пространство, а всё вокруг она занимала Богом, Которому верила и Которому отдала все, что имела, как та сегодняшняя героиня из Евангелия, вдова.
Господь прославил Ксению при жизни, прославляет её и после смерти. Многие из нас обращаются к ней со своей молитвой и никогда не остаются неуслышанными. Многие из нас вдохновляются её подвигом, ее умением жить ради Христа. Многие из нас, дай Бог, учатся этому подвигу: не занимать всё собою, не развлекать и отвлекать себя, не обманывать себя, а с достоинством человеческой жизни принимать всякое посланное от Бога испытание.
Многие из нас учатся от неё вере, крепко, твердо стоять на ногах не потому, что ты хочешь кому-то что-то доказать, а потому, что ты изо всех сил тянешься к небу. Вот тогда ты твердо стоишь на ногах, когда руки твои упираются в само небо, тогда Бог и дает сил стоять, Он держит, как и Ксению держал. И поныне, приняв её в Своё Царство, сохраняет её бессмертную душу.
Сегодняшний день памяти блаженной Ксении Петербургской – это напоминание нам о том, что главное в жизни счастье – это не уметь ни о чём не думать, это, как раз-таки, каждому сострадать. Источник счастья не в том, когда ты себя отдаёшь в ничто, а когда ты живёшь Христом. Источник счастья не в том, чтобы тебе было хорошо и собой заполнить всё, а в том, чтобы себя сделать меньше всего, дабы все оставшееся было заполнено Его светом, Его присутствием, Божиим присутствием.
Блаженная Ксения учит нас и терпеливому перенесении скорбей и безграничному доверию воле Божией, чтобы никогда и никто из нас в каких бы обстоятельствах жизни не оказался, не сказал лживо: «всё», а сказал с надеждой: «Слава Богу за всё!», чтобы никто из нас не обманывал себя лживой мыслью: «ничего, мол, не исправить, не изменить, теперь осталось только горевать», не доверял бы этой мысли, а жил живым упованием на Того, Который говорит нам: «если и мать тебя оставит, Я не оставлю тебя», жить упованием на Того, Который говорит нам: «не бойтесь, Я с вами во все дни жизни вашей». Аминь.