О труде священника

04.02.2020
Просмотры: 1088

«Труд священника, как труд Иосифа Обручника, связан с постоянным исканием доброго места для бесценного сокровища, для Господа и Спасителя Христа. И если Иосиф искал место, где родиться Христу, и нашел его в пустыне, то каждому из нас, священнику, Господь поручает искать это место в сердцах других людей, искать это место в душах других людей, и без устали, с мужеством решимости оказаться рядом с таким человеком, трудиться, чтобы пространство другого человека стало бы местом, где от доброй проповеди, от образа верного служения Господь нашёл бы в другом место для Своего рождения».

Всечестные отцы, дорогие матушки игуменьи, дорогие братья и сёстры, в эти дни рождественских святок мы, прославляя воплотившегося Господа и Спасителя Христа, пришедшего в мир Избавителя, Искупителя, этой радостью, этой надеждой делимся друг с другом.

И в дни святок рождественских вновь и вновь, собираясь в храмах, в домах, у своих родных и близких, прославляя этот праздник, находим и себе место в рождественском вертепе, находим и себе место в той самой небольшой пещере, которая смогла вместить в себя Царя мира видимого и невидимого, в пещере, которая смогла вместить в себя невместимого и вечного Бога.

Я, размышляя о Рождестве Христовом, переживая это событие через всё своё внутреннее естество, пропуская этот вифлеемский свет через свою совесть, слова благовестия святых ангелов через свой ум, поклонение волхвов и пастухов пропуская через своё сердце, и через всего себя пропуская, в особенности, служение Преблагословенной Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, трепетную, заботливую любовь и жертвенное отношение Иосифа Обручника, мы, несомненно, ищем в этом рождественском вертепе источника, который мог бы, обновляя, наполнить наш и ум, и сердце, и душу, и всё наше собственное сознание.

Жизнь, которую мы с вами проживаем, имеет множество сходств с тем событием, которое мы сегодня воспоминаем, потому что пришествие в мир Господа и Спасителя Христа было обусловлено одно лишь только надеждой – найти человека, потерянного в раю через грехопадение, найти человека и вернуть его в Своё отцовское место. Такова единственная воля Божия, которая облекается плотью.

Но и наша человеческая жизнь, если посмотреть в самую суть, в самую сердцевину наших желаний и наших хотений – это естественное желание жить и, при этом, чтобы жизнь наша была бы наполнена светом, это желание любить и быть любимыми, это желание быть с теми, кто дорог сердцу, это естественное человеческое желание чувствовать своё подлинное человеческое счастье, которое, должно быть, может быть сравнимо только со счастьем Адама, когда он в тени рая беседовал с Создателем.

И с того самого момента, как эта тень рая была потеряна и стала зноем в жизни изгнания из рая, зноем от грехов, которые, попаляя человека, обрушивают на нас засушливость в отношениях, черствость в чувствах, зноя, которой лишает нас живительной подчас влаги надежды, прозрачной, как струящийся источник достойной божественной любви и любви друг к другу.

Вся наша знойная жизнь, вольно или невольно, устремляет нас к тени Божьего Царства, устремляет нас к месту утешения и радости, устремляет нас к месту восполнения наших сил. И вот этой божественной тенью рая становится ныне рождественский вертеп. И когда мы приходим к нему, мы приходим не к воображаемому своим внутренним взором и изображаемых для самих себя образу, а приходим к тому образу Божьему, которой Господь Сам, изобразив Себя, запечатлел в Своём боговоплощении. Мы приходим ко Христу Спасителю, который открывает нам прохладу вечной жизни, который становится в этой пустыне для нас источником, могущим побороть любой зной, любую черствость, любую безжизненность в самих себе.

Пришествие в мир Господа и Спасителя Христа была сопряжено и с человеческим трудом. Это труд Пречистой Богоматери, это труд и Иосифа Обручника, который трепетно смело и решительно, без устали, несмотря и на свой преклонный возраст, и на свою, может быть, естественную усталость от жизни, однако же всеми силами, которыми мог бы распоряжаться, сохранял Святое Семейство.

Труд Иосифа Обручника – это труд, о котором можно сказать так же, как и о труде священника, который не своё рождает, но рождаемое принимает как истинного Бога, не своё дает, но сшедший с неба огонь, освящающий и благословляющий Божественную Евхаристию, становится прежде для самого священника, а через него, через его руки и для иных радостью Родившегося Христа, Воплотившегося Бога. Труд священника, как труд Иосифа Обручника, связан с постоянным исканием доброго места для бесценного сокровища, для Господа и Спасителя Христа. И если Иосиф искал место, где родиться Христу, и нашел его в пустыне, то каждому из нас, священнику, Господь поручает искать это место в сердцах других людей, искать это место в душах других людей, и без устали, с мужеством решимости оказаться рядом с таким человеком, трудиться, чтобы пространство другого человека стало бы местом, где от доброй проповеди, от образа верного служения Господь нашёл бы в другом место для Своего рождения.

И об этом, особенно, мы размышляем теперь, когда уже по сложившейся традиции собирается сюда духовенство нашей епархии, чтобы мы вместе прославили Родившегося Христа. И я прежде всего себе самому напоминаю о том труде, который предстоит нам – чтобы бережно и трепетно хранить слово Божие, которое может быть поругаемо не само по себе, а место может быть поругаемо, где оно могло найти себе пространство обитания.

Бог не бывает поругаем, но Бог печалится, когда поругаемы бывают люди, потому что в каждом из нас есть Царство Божие. И Господь ждет от нас с вами, дорогие отцы, труда праведного Иосифа Обручника, который остаётся безмолвным как бы во всей этой истории Рождества Христова, но, вместе с этим, своим верным служением Богу, однажды услышав благовестие Архангела, не боялся принять своего служения.

И пусть то, что услышал он, услышит сегодня и каждый из нас: не бойся принять Мариам, Ту, которая рождает в мир Христа Спасителя; не бойся понести тяготы служения рождающемуся Слову, потому что, - говорит Господь, - Рождаемое есть от Духа Божия и свято, а значит может и тебя самого спасти, и тебе самому приоткрыть дверь, ведущую в вечную жизнь. Будем, дорогие отцы, трепетно всеми силами своей жизни, памятуя о том, какое драгоценное сокровище Господь даёт нам, беречь и сохранять это слово, прежде всего, в себе самих, облекая это слово в плоть дел, и беречь это слово в тех, кого Бог дает нам как нашу паству, чтобы и в них милосердный Господь нашёл место, где бы Его слово облеклось плотью.

В этот рождественский вечер, прославляя Господа и Спасителя Христа, пришедшего в наш мир, я также хотел бы поблагодарить всех вас, дорогие отцы, матушки игуменьи, братья и сёстры, за те старания, которые вы полагаете, служа слову Божьему. Каждый из вас, совершая свое дело веры, как человека верного, вы находите для Христа место в других людях. И я благодарю вас искренне за этот труд и за это служение, и верю, что утешением в этом служении каждому из нас будет свет вифлеемской звезды, путеводящий к Богу, и свет, который пробивается сквозь самые сгущенные краски нашей жизни иногда, и ещё утешением будет всегда вдохновляемое пение ангелов. И пусть наша душа всегда утешается от этого пения и находит в нём всегда начало неба здесь на земле.

Поздравляю всех вас с праздником Рождества Господа и Спасителя Христа. Всем своим сердцем молю Родившегося Богомладенца, чтобы Он сохранял всех нас в твердой вере и в верности служения матери-Церкви, сохранял нас в единстве, которое было бы обусловлено нашей жертвенной любовью к Богу и друг к другу. Молюсь о том, чтобы Пречистая Богородица, спеленавшая ныне Божественного Младенца, по-матерински прикоснулась бы и к каждому из нас, словно младенца, спеленав и наши бессмертные души в чистую ткань Своей материнской любви, Своей материнской благодарности за служение Её Сыну.

Молюсь Господу, чтобы Он даровал каждому из вас сил и тела, и доброго здравия, чтобы служить Тому, Кто всегда и непрестанно служит каждому из нас. Родные мои, дорогие отцы, матушки игуменьи, братья и сёстры, всех вас поздравляю с Рождеством Христовым и вместе с вами радуюсь этим светлым дням настоящей человеческой надежды и счастья! С Рождеством Христовым!

9 января 2020 года. Спасский кафедральный собор Пятигорск

1088