«Каждый раз, когда мы ходим по земле и хватаемся за неё своими трудами, нам кажется, мы так будем прочнее стоять. Нам на земле стоять недолго, совсем недолго. Нам нужно научиться летать, потому что впереди вечность, где земля, всё: и то, что мы приобрели на ней, и то, чему мы по-человечески радовались на ней и всё то, что мы вкушали от неё – всё превратит в тлен. А вот душа – должна вернуться к Тому, Кто говорит нам: «приди ко Мне на трапезу»».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
«Много званых, мало избранных» - эти слова мы нередко слышим, и не только из Священного Писания. Мне кажется, эти слова, если мы живём честно, мы нередко обращаем к самим себе особенно, когда чувствуем, что наша духовная жизнь как будто бы слабеет, как будто бы что-то произошло такое, что делает нас совершенно несчастными, а вроде бы всё так было хорошо.
Вот об этом сегодняшнее Евангелие: о тех, у кого хорошо, и кто остаётся без Божественного присутствия. Бывает и такое. Я перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали для лучшего понимания церковнославянского языка, и чтобы мы могли поразмышлять над этим Евангелием.
Апостол и евангелист Лука пишет следующее: «сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк XIV, 16-24).
Бесконечная суета жизни. Нам кажется, что хорошо в жизни это тогда, когда всё моё пространство наполнено служением мне самому. Посмотрите на людей, к которым Господь посылает своего раба, чтобы они пришли к нему. У каждого есть не просто извинительная причина, а причина радости: один купил землю, другой купил волов, третий, вовсе, женился.
У каждого человека не просто лучшим образом складывается жизнь, но в этой жизни есть ощутимая, осязаемая радость. И кажется человеку: вот то, что ты можешь взять в руки, то и делает тебя счастливым. И вот приходят рабы господина, который, собственно говоря, и подарил всё это, и говорят: приди к нему на трапезу.
Тоже вкуси ощутимой радости и поделись своей радостью, вкуси радости своего присутствия рядом с ним, приди к тому, с кем ты можешь поделиться этой радостью. Он зовёт попраздновать с тобою: с тобой – приобретение земли, с тобой – приобретение волов, а ты приходи со своей женой, и порадуешься вместе с господином твоей свадьбе. Каждый из них начинает уклоняться.
Казалось бы, как просто прийти и порадоваться вместе. Но ведь прийти порадоваться вместе – это значит благодарить. Почему же первый, второй и третий не захотели пойти к своему господину? Кажется, что всё моё счастье – только моё счастье. И это всё я заслужил, это всё я заработал, это всё я выстрадал, это всё я выждал, это всё я сделал, это я всё вытерпел – ну, одним словом: это всё я.
Господь зовет быть благодарным Ему. Почему один и второй, и третий уклоняются? Потому что благодарить Создателя, Отца, Бога – это больший труд, чем пойти, посмотреть на новую землю и пахать её, это больший труд, чем управляться со всем своим хозяйством, это даже больше труд, чем жить в своей семейной жизни, потому что в этом труде не усилия мышц, а усилия души, которая должна подняться к небу.
Нередко приобретения, которые бывают в нашей жизни, так прочно запирают душу в себе самом и не пускают её к небу. И разучившаяся подниматься к небу душа теперь уже, и сама говорит: «я не могу прийти, мне некогда, столько дел». Каждый раз, когда каждый из нас говорит себе это оправдание: «мне, мол, некогда помолиться», «мне некогда благодарить Бога», «мне некогда быть рядом с другими людьми, у меня сегодня столько своих собственных забот, хлопот, кто бы мне помог», - каждый раз обнаруживается ущербность души, которая разучилась подниматься к небу.
А летать к небу, подниматься к Богу – это больший труд, чем ходить по земле. Потому что, чтобы летать надобно оторваться от земли, надо стать легче, надо стать независимее от всех своих обстоятельств. Каждый раз, когда мы ходим по земле и хватаемся за неё своими трудами, нам кажется, мы так будем прочнее стоять.
Нам на земле стоять недолго, совсем недолго. Нам нужно научиться летать, потому что впереди вечность, где земля, всё: и то, что мы приобрели на ней, и то, чему мы по-человечески радовались на ней и всё то, что мы вкушали от неё – всё превратит в тлен. А вот душа – должна вернуться к Тому, Кто говорит нам: приди ко Мне на трапезу. Силы для того, чтобы душой парить можно брать только на Его трапезе.
Всё то, чем мы наполняем себя в своей физической жизни редко даст силы для души. А вот Его Божественная трапеза, Его Божественная Евхаристия, присутствие в Его доме, молитва в Его доме, радость с Ним – всё это и дает пищу для души, которая поднимается к Богу вверх.
Что делает хозяин? Его дом пуст никогда не будет. Хозяин говорит Своему верному рабу: «пойди, всех, кого увидишь, призови ко Мне». И не потому, что не хочу больше тех видеть, но потому что те сделали для себя выбор. Однако же, Я, - говорит Господь, - всегда отдаю, а не беру. Ведь Я звал не отобрать землю или волов, или жену. Я звал порадоваться, чтобы вкусили этой вечной пищи на трапезе. Господь никогда не отбирает, поэтому всегда зовёт тех, кому дает. И зовет для того, чтобы дать.
Нам с вами делать выбор кого послушаться: свою запертую в клетку душу, которая, разучившись смотреть на небо, постоянно суетится о земном или совесть, как раба Божиего, того самого раба, которого посылает господин и говорит: «ну, приди ко Мне», и оставить всё и пойти к Нему, чтобы вернуться от Него к своей жизни с наполненной до краёв чашей Его любви, Его надежды, Его любви к каждому из нас.
Сегодняшнее Евангелие о званых и избранных – это Евангелие о нашем выборе, о том, что мы делаем каждый день. И каждый раз, когда я буду на призыв своей совести говорить: «но только не сегодня, столько дел, давай завтра», я буду вспоминать это Евангелие и задаваться вопросом: званый, а стал ли избранным? Бог позвал, а я ответил Ему? Может быть это последнее мгновение, когда я могу Ему ответить? Может быть уже больше не позовёт?
Время пройдёт, солнце сядет за горизонт. И что тогда? Двери Его затворятся. Господь зовет нас каждый раз многими голосами людей, которые рядом с нами. И не будем откладывать на потом, потому что только сейчас можно стать избранным, когда тебя зовут. Только сейчас, когда тебя зовут, ты можешь стать избранным – то есть тем, кого Бог напитает Своей милостью. А когда тебя не позовут, кто тебя изберет?
Сегодняшнее Евангелие о том, как мы с вами живем. Помолимся горячо изо всех сил, во-первых, с благодарностью, что сегодня мы здесь, в Его доме, у Его Божественной Трапезы, во-вторых, помолимся с благодарностью за то, что Он ещё посылает к нам Своих рабов, которые зовут нас к Нему, значит еще помнит наш адрес, знает, куда послать Своего раба.
Поблагодарим Его за то, что Он всё ещё нас зовёт и помолимся о том, чтобы каждому из нас хватило решимости, смелости, мужества сказать себе: «всех дел сделать невозможно, а вот одного не сделать нельзя – надо идти к Нему, когда Он зовёт, и быть рядом с Ним, когда Он просит, и протянуть руку тем, которыми Он протягивает руки к нам», тогда, несомненно, это будет самым главным, самым важным нашим делом.
И ещё, помолимся о том, чтобы нам с вами быть подобно Его верным рабам, которые умеют звать других на эту трапезу, которые призывают на эту трапезу примером своей ревности, своей верности, своей горячей любви к Хозяину других людей – им верят и за ними идут. Дай, Господи, каждому из нас быть таким же верным. Много званых, но мало избранных. То, каковы мы, зависит только к от нас самих. Аминь.