«Благодарность – это не просто сказать «спасибо», благодарность – это не вежливость, это не одно и то же. Благодарность – это уметь других видеть людьми. Благодарность Богу – это уметь в других видеть Его образ и подобие. Благодарность Богу – это умение не замечать себя самого ради других, это умение сострадать, прощать, терпеть. Благодарить это и значит верить».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О благодарности, которая бывает, как самое большое чудо в нашей человеческой жизни. О благодарности, которая всегда возвращает нас к Богу. Сегодняшнее Евангелие именно об этом. Я хотел бы это Евангелие вновь перечитать вместе с вами, для лучшего понимания церковнославянского языка перечитать это Евангелие по-русски и поразмышлять над ним.
Апостол и евангелист Лука пишет следующее: «и когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк XVII, 12-19).
Бывают такие в жизни обстоятельства, которые, навалившись, настолько изменяют нас, что мы становимся как будто прокажёнными: как прокажённые бегаем от полноты жизни, от больших городов, от большого общения с другими людьми, как прокажённые становимся в своём доме, в своём отечестве, на своей улице, и от нас отходят другие в сторону, и глядя на нас, показывают пальцем, презирая, говоря: «лучше бы держаться подальше от этих людей».
Прокаженный – это не только человек с тяжелобольной плотью. Прокаженный – это человек с пораженным сердцем, с пораженной душой, потому что вся его жизнь теперь становится вне большой жизни. Да и мы понимаем о чём это тогда, когда иногда говорим о самих себе: «я как прокажённый»; или о другом: «она как прокажённая». Вот с такими же людьми встретился Господь.
Впрочем, Господь никогда никого из нас не оставляет. Господь никогда не гнушается никем. Он никогда не скажет мне в лицо: «ты прокажённый, уйди от Меня». Он всегда рядом со мной. И тогда, когда эти десять прокаженных, которых встретил Христос, закричали: «Наставник, помилуй нас», - они закричали со всей своей верой, из всего своего оставшегося человечества, которое позволяло им ещё верить в сострадание других людей.
Так бывает только с человеком, который не до конца ещё потерял веру, из этой оставшейся веры кричит другому: «помилуй меня», «сотвори со мной милость», «просто побудь со мной», «не проходи мимо меня», «послушай меня», «не отказывайся от меня», «не гони меня». «Помилуй меня» – в этих словах столько оставшейся человеческой надежды, что эти люди докричались до неба.
Вот также в собственной жизни, когда мы, кажется, совершенно отвергнуты всем и вся, если ещё соберёмся с силами своей веры, и в небо обратим эту силу: «помилуй меня, Господи», Бог не заставит ждать ответа. Христос говорит этим прокаженным: «пойдите и покажитесь священнику». Он не говорит им, что исцеляю вас. Как некоторым говорит: «встань и ходи», - расслабленному. Как умершей девице говорит: «восстани». Как повелевает и многим другим болезням оставить человека, бесам выйти из одержимого.
Господь повелевает этим людям вернуться в общество: «пойдите, покажитесь священнику», - человеку, который засвидетельствует о вашем очищении, засвидетельствует ваше исцеление. Пойдите, покажите ему свою обновлённую жизнь. Вы принесли своё покаяние, вы сполна вкусили своего изгнанного состояния для того, чтобы больше никого не выгонять из своей жизни. Вы сполна пережили свою болезнь для того, чтобы не чураться чужих болезней. Вы сполна пережили презрение для того, чтобы научиться не презирать других. Вы сполна пережили своё одиночество для того, чтобы понимать тех, которым некуда прийти, не к кому прийти. И говорит этим людям: «пойдите, покажитесь священнику», - вы теперь очищены не только от своей проказы, болезни тела, но и от болезни души. Эти люди повинуются словам Христа Спасителя.
Они идут и, должно быть, с опаской смотрят на свои руки, поднимают одежду над своими ранами и видят себя исцеленными. Один из этих десяти, который не был иудеем, был самарянин, язычник, увидев, что исцелился, возвращается ко Христу. Изо всех своих ног, изо всех своих сил бежит поделиться своей благодарностью и своей радостью, как ребёнок со своим отцом, с Богом, со Христом.
Как только он почувствовал вернувшиеся к нему силы, как только он совершенно ясно увидел себя очищенным от прошлой жизни, он бежит не к своим друзьям, не к своим родным и близким сказать: «теперь я вместе с вами», «теперь вы можете не бояться меня», «теперь вы можете не презирать меня», он бежит к Тому, Кто первый его полюбил. Он бежит ко Христу, к Богу, который его очистил. Прибежав к Нему, падает ниц перед Ним.
Представить себе, что тогда было в его сердце – какое торжество жизни. Теперь он – как все. Теперь он – со всеми. Но посмотри, что делает этот человек. Он бежит не в это окружение торжествующей вокруг жизни, а бежит к Богу, возвращается ко Христу и благодарит его.
Христос задаёт вопросы этому человеку для того, чтобы ответ на него услышали другие, чтобы они не сомневались, что Бог кого-то одного выбирает или Бог для одних, только любим, а для других – нет, или Бог одних любит, а других – презирает, или Бог к одним относится хорошо, а к другим – не очень. Как иногда мы относимся выборочно, не для всех одинаково. И более того, и страшнее того, вот эту свою неодинаковость ещё и распространяем до самого неба, думая, что-меня-то Он любит больше, а того – меньше, ко мне Он милосердный, к тем – нет, или, наоборот, их любит больше, а я вот такой несчастный и нет у меня того, что сделает меня счастливым.
Господь говорит этому человеку: не десять ли очистились? Разве не все исцелились? Где же девять? Почему только ты один пришёл? Его Божественная любовь одинакова ко всем. Она не выбирает, кого любить, потому что этот выбор Божественная любовь однажды показала на Кресте. С Креста Бог любит всех. И над добрыми, и над злыми понимает Своё солнце, и добрым и злым даёт Свой дождь. Бог одинаково любит всех и каждого, кого любит, посещает Своим голосом совести, Своим явлением в жизни, Своим милосердием, Своей отцовской силой – поднять, поддержать, помочь.
Этот иноплеменник ничего не отвечает Христу. Он научился от своей болезни теперь самому главному – видеть Бога. Он научился от своей болезни быть благодарным. Он научился от своей болезни самому дорогому – он вернулся к Богу. Христос говорит этому человеку: встань и иди, вера твоя спасла тебя.
От чего же спасла вера этого человека? От того, что он, благодаря своей вере, перестал презирать, и сам перестал быть презираемым, перестал ненавидеть, теперь и он может вернуться к тем, кто любит его. Через свою болезнь он перестал смотреть на других сквозь лохмотья своей жизни и примерять их на других. Или напротив, применять другую жизнь к себе. Он наконец-таки научился свою жизнь соразмерять с Тем, Кто подарил эту жизнь.
Вера – это значит с доверием, с силой жизни в поступках следовать за Словом, которое стало причиной жизни. Говорит: «иди, вера твоя спасла тебя». Вера, которая привела его Богу. Вера, в которой он научился самому драгоценному – быть благодарным за всё. И не только благодарным тогда, когда он исцелился, но и до того, как Христос услышал его и до того, как кто-то подавал ему крохи хлеба, и до того он уже мог благодарить, когда находился с этими своими новыми друзьями, которых приобрёл от одной болезни. Его благодарность и исцелила этого человека. Благодарность – это не просто сказать «спасибо», благодарность – это не вежливость, это не одно и то же. Благодарность – это уметь других видеть людьми. Благодарность Богу – это уметь в других видеть Его образ и подобие. Благодарность Богу – это умение не замечать себя самого ради других, это умение сострадать, прощать, терпеть. Благодарить это и значит верить.
Сегодняшнее Евангелие так ярко живописует вот всё то, что происходит теперь с каждым из нас. Каждый из нас один из этих десяти. И у каждого из нас есть страшные раны, которые лежат, как проказа, на душе, на совести, на сердце. И каждый из нас, когда возвращается к этим ранам и осязает их, горячо страдает от этих ран: сколько было потеряно в нашей жизни и людей, и драгоценного времени, и самой жизни.
Чтобы избавиться от этих ран, чтобы навсегда исцелиться от них, нам нужно, как и тем прокаженным, изо всей своей надежды обратиться к небу: «помилуй нас, Господи! От Тебя, Господи, всякая жизнь. От Тебя, Господи, суд. От Тебя, Господи, любовь. От Тебя, Господи, наказание, как наказ отца. И от Тебя, Господи, милость». И поверим, в то, что Господь, как тем десяти, так и нам говорит: «иди и покажись священнику, очисть тебя покаянием, измени свою жизнь, теперь ты чист».
И нам, как одному из этих десяти, есть за что благодарить Бога, и как одному из этих десяти стоило бы прийти и сказать Ему: «благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты исцелил меня от этой страшной проказы моей прошлой жизни. Благодарю Тебя, Господи, что Ты подарил мне жизнь». И каждый из нас пусть поверит Его слову: «иди, вера твоя спасла тебя». Аминь.
22 декабря 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорск