Об освобождении от греха

28.12.2019
Просмотры: 1506

«Каяться в грехах – это не значит постоянно сожалеть только лишь о том однажды сделанном. Каяться в грехах – это значит отвязаться от воспоминания этого греха, это значит отвязаться от общения с этим грехом, это значит оторвать свою собственную душу, своё сердце сейчас от того, к чему оно постоянно возвращает тебя обратно назад, к тому самому моменту, когда произошло то, что иногда кажется тебе непоправимым».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Иногда в жизни приходится слышать слова, чаще их произносить, к сожалению: что-то я совсем запутался, как бы выпутаться из всех обстоятельств своей жизни. И об этом сегодняшнее Евангелие – как Господь помогает выпутаться. Я хотел бы это Евангелие перечитать вместе с вами и поразмышлять над этим евангельским текстом.

«В одной из синагог учил Иисус в субботу, - пишет апостол и евангелист Лука, - там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его». (Лк XIII, 10-17).

Когда мы читаем толкование святителя Феофилакта Болгарского, он говорит о том, что с этой женщиной недуг приключился, должно быть, из-за её какого-то перед Богом поступка дурного. Грех всегда связывает человека. Грех – это не просто совокупность плохих поступков: мол, ну, было, ну, прошло. Грех – это силки, которые дьявол расставляет на пути жизни человека. И если эти силки не отменять в своей жизни, если их не распутывать, если не разрешать их, рано или поздно человек попадает в них с такой силой, что уже не может из них выпутаться.

Вот тогда несчастная душа и говорит изо всех сил: что-то я совсем запутался, не знаю, что делать, что не делаю, всё только хуже становится. Несчастная женщина, о которой сегодня повествуется в Евангелии, 18 лет страдала недугом, который проистекал от её греха – она была скрючена. Вся её внутренняя жизнь сначала была сорвана, оторвана от неба, вся её внутренняя жизнь, её душа, её сердце сначала поработились греху, а затем в эту бездну увлекли тело.

Что же в таком состоянии человеку делать? Прежде всего, мы видим, где Господь находит эту женщину. Он находит её в пространстве храма, туда приходя, она изо всех сил могла обратить свою душу к небу, могла, несмотря на все свои внутреннее изменённое перевязанное сознание, плененное, запутанное, там, в храме она мало-помалу могла почувствовать свободу от грехов своей жизни тогда, когда начинала в них каяться.

Каяться в грехах – это не значит постоянно сожалеть только лишь о том однажды сделанном. Каяться в грехах – это значит отвязаться от воспоминания этого греха, это значит отвязаться от общения с этим грехом, это значит оторвать свою собственную душу, своё сердце сейчас от того, к чему оно постоянно возвращает тебя обратно назад, к тому самому моменту, когда произошло то, что иногда кажется тебе непоправимым.

Эта женщина изо всех сил, должно быть, сколько у нее оставалось веры, несмотря на всю её собственную теперь уже и физически немощную жизнь, продолжала, горячо молясь, уповать на Бога.

И в тот самый момент, когда она наконец-таки сделала последний шаг, чтобы больше не возвращаться в мыслях к прошлому, чтобы больше не пленить своей свободы воспоминанием греха, когда она сделала последний шаг для своей внутренней свободы теперь, несмотря на своё скрюченное тело, как только она обрела свободу души от покаяния, изменения своего сознания, она сначала услышала голос Христа, подойдя к Нему, а затем почувствовала Его. Когда Христос сказал ей: «женщина подойди ко Мне», - призвал её к Себе после того, как учил в синагоге, возможно, она так решительно и так живо в первый раз последовала голосу Божиему.

Нередко не только она, каждый из нас следует голосу своего убеждения, который ласково, окутывая нас сетями, говорит, что другой жизни уже не будет, или говорит нам: поступай так, как считаешь теперь нужным по своей собственной справедливости, понимая, что это твой собственный поступок сейчас, это твой собственный шаг сейчас, он основан не на том, что Бог зовёт тебя, а на том, что зовёт тебя сделать твоя собственная душа, связанная, твоё сердце, пораженное. Как часто мы ходим вслед нашего связанного и пораженного сердца, души, нашей свободы.

Да разве можно назвать это хождением! Так, передвигаемся мало-помалу, и тогда же говорим себе: как я сильно запутался. Прекрати прислушиваться к испорченному своему сердцу, перестань ублажать своим слухом твою пораженную душу, в которой гнездятся страхи, хватит отдавать ей все свои силы. Обратись к Тому, Кто словом Своим создал весь мир видимый и невидимый, обратись к тому слову, в котором всегда есть свобода, к Слову, который зовет тебя к Себе вперёд, а не назад.

Женщина, услышав призыв Христа «подойди ко Мне», подошла к Нему. И тогда Господь говорит ей, что отныне она исцеляется от своего недуга. В тот самый момент, когда она сделала шаг напротив к Христу, по направлению к Богу, в тот самый момент, когда смогла подняться над всеми своими обидами, когда смогла подняться над всеми своими непрощениями, упреками по отношению к другим людям, должно быть, которые были причастны к её болезни и к ее теперешнему положению, может быть не напрямую, а теперь уже своим безразличием или насмешками, или воспоминанием жизни этой женщины, мы не знаем, отчего она уходила, мы знаем, к Кому она шла – она шла к Богу.

Христос притрагивается к ней, возлагая на неё Свои руки. В это самое мгновение она выпрямляется. Безгранична любовь Божия. Господь никогда не прячет Своих рук, Своих глаз, Своего слова от любого человека, в каком бы состоянии он не находился, и как только человек делает к нему первый шаг, Господь оставшееся расстояние покрывает Своей вытянутой рукой, объятиями Отца, покрывает движением Отца, привлекая к Себе всякого человека.

Она мгновенно распуталась от всех своих проблем, как только почувствовала прикосновение Божие, как только сделала шаг к Нему. Всё время, сколько мы будем пытаться развязать узлы, они будут появляться новые. Сколько мы будем пытаться распутаться от данных обещаний или слов, распутаться от своих обид, от своих непониманий, от своего непрощения, от своего жестокого слова, от своего безразличия, своей холодности, сколько бы мы ни пытались во всём разобраться, мы как в трясине будем погружаться ещё больше.

Из этого нужно просто уходить с надеждой к Богу. Есть Тот, Кто в мгновение всё выпрямляет. Как и Креститель Господень Иоанн говорит: выпрямите пути вашей жизни, сделайте прямыми ваши дороги, ибо Господь идет по прямым дорогам. Там, где я всё своими «но» и «если», своими «вот если бы» или «вдруг», своими «ну пусть тогда первый», своими бы другими вот всякими такими извилистыми дорогами с испорченной души, Господь не войдёт в злохудожественную душу.

Как только мы её выпрямляем своей надеждой на Бога, своим прощением других, своей любовью к Богу, через которую прощаем других, как только мы высвобождаемся от того, что бесконечно зовет нас в прошлое и делаем шаг к Богу и говорим: «верю Тебе, Господи, иду от своей прежней жизни и больше не возвращаюсь к своим свиным кормушкам, как блудный сын, - Его руки мы почувствуем в своей жизни, на своей голове, Его руки возьмут нашу совесть, и она выпрямится, и вся жизнь изменится. Бес этого не даёт, он каждый раз подбрасывает нам новые петли, он знает, что всякое упование на Бога и всякое доверие Ему, и жизнь по Его слову – это наша сила прямого стояния.

Тот же толкователь святитель Феофилакт Болгарский замечает: посмотри, как бес, когда видит, что женщина исцелилась, набрасывается на начальника синагоги и связывает его завистью. Это второе, о чём нам стоило бы тоже поразмышлять в своей жизни, в особенности, людей, которые находятся в пространстве храма – как мы должны всегда радоваться успехам других людей, как мы искренне должны радоваться первым их прямым шагам.

Мы должны рассмотреть свою собственную совесть, чтобы понять свободна она или тоже связана. Что больше нас внутренне радует: когда рядом с нами человек спотыкается или о нём говорят плохо, и в это время сравнивают тебя с другим, и о тебе говорят хорошо – если я этому радуюсь, горе мне, значит я сильно связан. Значит демон давно уже связал мою собственную жизнь. Значит я нахожусь в его силках. Наша радость должна всегда проистекать только от одного – от победы жизни в других людях.

Мы бесконечно должны радоваться не тому, что называется успехом, а тому, что называется счастьем другого человека. Мы всегда должны радоваться тому, когда человек выпрямляется и горевать, и печалиться, когда человек, ошибаясь, спотыкается. Брать его в удел своей молитвы, и через молитву, обращённую к Богу, через воплощённую любовь выправлять жизнь такого человека.

В сегодняшнем Евангелии Господь исцеляет несчастную женщину сначала от греха, от прошлого, и выпрямляет её жизнь в настоящем и для будущего века, для жизни вечной. И теперь вся эта прямота и вся эта новая приобретенная ей сила, конечно, могут быть употребимы свободной волей. Но мы знаем, что теперь она употребит её на благо, потому что приобрела опыт быть связанной и прощенной, приобрела опыт преодолеть свой грех, который довлел над ней, приобрела через покаяние радость и счастье жизни во Христе через прощение Им её грехов.

Сейчас за Божественной литургией горячо помолимся о том, чтобы из всех хитросплетений нашей жизни Господь помог нам сделать шаг к Нему, чтобы мы их оставили в прошлом, все целиком, какие они есть, чтобы мы поверили в то, что Бог дает нам новую, обновлённую совесть, что Бог дает нам как бы новую жизнь, что Он нас сызнова рождает, отмывает нас от всех последствий этих хитросплетений, отмывает нас от греха.

Помолимся о том, чтобы сделать к Нему шаг из всего своего согбенного состояния и выпрямиться надеждой на Него. Не будем разрешать, что было в прошлом, оставим все на суд Божий, будем любить сейчас, прощать сейчас, надеяться сейчас, не в прошлом, возвращаясь к тому, что мы не успели полюбить или простить, или надеялись напрасно, а сейчас и теперь будем совершать свои веру, надежду и любовь, и тогда премудрость Божия коснется каждого из нас, также как коснулась и сегодняшнюю согбенную женщину, исправив ее жизнь, выпрямив ее перед лицом Божиим.

Милосердный Бог да дарует каждому из нас Своего прикосновения в ответ на наш шаг на Его голос: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Аминь.

8 декабря 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1506