О Введении во храм Пресвятой Богородицы

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! - повторяем сегодня мы слова Архангела, и сегодня вместе с родителями Иоакимом и Анной радуемся, как Пречистая Богородица делает Свои шаги к храму. И вместе с этим, глядя на это трогательное событие, конечно, горячо молимся о том, чтобы и наши дети переступили самый главный порог в своей жизни – дома Божия, чтобы какие бы пути-дороги ни предстояли перед нашими детьми, они смогли через покорность воле Божией делать правильные шаги, и чтобы эти шаги всегда приводили в дом Божий».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас тепло, всем сердцем, всей душой поздравляю с сегодняшним торжеством, с праздником воспоминания Введения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Историю этого праздника сохранило для нас Предание Церкви. Мы знаем, что в совершенно юном возрасте, отроковицей Пречистая Богоматерь Своими родителями приводится к храму Господню, а перед тем, как родители Её привели к храму, они прожили долгую жизнь, в которой самой главной, самой острой их надеждой оставалось рождение дитя. Они были бесплодны, Иоаким и Анна, родители Божией Матери не имели долгое время детей.

В народе, в котором они жили, не имение детей не считалась, как теперь, возможностью свободы, а всегда было знаком того, что, может быть, Бог отнял руку от этой семьи. Ведь тогда, когда не было детей в семье означало, что Господь положил конец этой семье. Это теперь конца многие ищут, говоря «не время», «не сейчас», «может быть позже или потом», думая, что рождение ребёнка – это лишь только желание людей, это ещё и желание Бога, и в первую очередь.

Господь, несмотря на желание Иоакима и Анны иметь детей, не давал им чад. Можно много размышлять о том, почему же так происходило, мы не знаем причины, почему так Бог благословил, но мы знаем последствия. А последствия были назидательными.

Иоаким и Анна глубоко любили друг друга, были верны друг другу. Они жили, хотя и дожив до глубокой старости, всегда совершая свою молитву и благодарности к Богу. Для них самым драгоценным было сохранять друг друга и оберегать друг друга. И, наверное, в семье звучали разговоры о том, какова же будет их старость или какова будет их жизнь на закате лет, и когда говорил об этом Иоаким, Анна отвечала, и когда говорила Анна, Иоаким отвечал, и говорили друг другу: Бог не оставит нас.

И когда они отвечали это друг другу, дожив до глубокой старости, Бог дал им утешение – у них рождается Дочь. Её называют Мария. По прошествии определенного времени, Предание говорит о трехлетнем возрасте Пречистой Богоматери, родители приводят Её к порогу храма, и уже сами будучи престарелыми, отдают Ее в храм для воспитания и для назидания. В своей жизни Иоаким и Анна переступали многие пороги, они переступали многие ступени, входя в дома и своих родственников, и друзей, и в каждом доме они слышали, находили разные слова. Но, конечно же, нередко, должно быть, они слышали слова сожаления о том, что как жалко, что в вашей семье нет детей.

Но они в своей жизни знали один важный порог, переступая который, они никогда за своей спиной не услышат осуждения; они знали одну важную дорогу, пройдя по которой, они никогда не вернутся к своей боли, а всегда друг с другом вместе станут перед лицом надежды и радости – это порог храма Божия, это дорога, ведущая в храм. Они любили ходить по этой дороге, и каждый раз, когда они переступали порог храма и скрывались под его сенью, когда они входили в особое пространство на земле – пространство дома Божия, они становились совершенно счастливыми, потому что счастье для человека не то, что ты можешь взять в руки, а то, что ты можешь принести в сердце.

Счастье – не то, что ты можешь почувствовать своими естественными свойствами осязания, а счастье – то, что ты можешь увидеть очищенным сердцем, как Евангелие говорит: «блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» (Мф 5:8). Иоаким и Анна, глядя друг на друга, несомненно, всегда видели присутствие Божие. И вот в своём уже престарелом возрасте, зная из опыта своей жизни о том, что самым большим счастьем для человека является то, когда он стоит перед лицом Божиим в полный рост своей правды, своей жизни, своей верности, своей чистоты, приводят свою Дочь в храм и отдают Её в храм на воспитание.

Тогда ещё Господь не совершает никакого действия над этой милой Отроковицей Марией, тогда Господь дышит на Неё любовью родителей. Нет никакого пред избрания, но, несомненно, есть воля Божия, несомненно, есть Его Божественный суд, которой Господь определяет человеку, но не без воли человека. Тогда ещё будущая Богородица, маленькая девочка Мария не могла ответить: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему», став после этих слов Той, через которую Господь, воплотившись, войдёт в мир, тогда Она лишь только слушалась Своих родителей. А доверяла Она Своим родителям и слушалась их, потому что видела в них Своими детскими глазами, Своим маленьким детским опытом безграничную любовь друг к другу.

Только можно представить себе с каким чувством смотрели Иоаким и Анна в спину поднимающейся по высоким ступеням храма девочке своей, дочери Марии, с каким чувством они смотрели на то, как Её за руку взял первосвященник, и с каким трепетом и ужасом они стали свидетелями тому, что он ввёл Её в Святая Святых, куда сам мог входить только раз в году для принесения жертвы.

Всё происходящее тогда в храме для них было продолжением их таинственной жизни, в которой они друг другу говорили: Бог не оставит нас. Теперь так они говорили о своей Дочери: Бог не оставит Её. Даже если мы по возрасту своих дней будем призваны Им и уйдём из этой жизни физической, Бог не оставит нашей Дочери, - говорили они друг другу.

События, которые сегодня мы вспоминаем – это праздник, который можно с полной уверенностью назвать торжеством первого шага, расставания и надежды. Наверное, каждый родитель всегда переживает, вспоминая первые шаги своих детей, первые слова, которые они произносят. Иоаким и Анна смотрели на свою Дочь, которая так живо и так уверенно поднималась по ступеням храма, и нисколько, хотя, должно быть, по-человечески внутренне тосковали, однако же, не раздирали своего внутреннего естества от того, что Дочь их теперь делает Свои шаги, следует выбору Своих родителей.

Для них это было не горечь расставания со своей Дочерью, для них это была исполненная радость родительской любви, в которой, главное – они были друг с другом, в которой важное – они эту любовь передали своей Дочери, и самое драгоценное – они увидели воплощение присутствия Божия в своей жизни в рождении их Дочери. Они не расставались с Ней, как если бы расставались мы со своими детьми. Они отдавали Её в руки Тому, в чьих руках были сами, а значит нисколько не оставляли Её.

Мы знаем, что Господь через Пречистую Марию войдет в мир, мы знаем, что Она вырастет в храме, приобретя большой опыт собственной молитвы, научаясь смирению, мы знаем, что, проживая свою жизнь в храме, Она приобретет бесконечный дар благодарности Богу и покорности перед Ним.

Впрочем, этот дар Она видела у Своих родителей – покорность воле Божией. Эта покорность однажды воплотится в Её слова, когда Она скажет: «Я раба Господня». Эта покорность однажды станет дверью, через которую войдет Господь в Ее утробу, эта покорность станет светом, которым Бог наполнит Её сердце, эта покорность станет радостью, когда Она будет величаемая от Серафимов и Херувимов, от людей, когда Она наречется Той, которую сегодня мы с любовью именуем Преблагословенная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. Её человеческая покорность станет ступенью к небу, на которую сойдёт Господь, и по которой поведёт каждого из нас обратно в Свой отчий дом.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! - повторяем сегодня мы слова Архангела, и сегодня вместе с родителями Иоакимом и Анной радуемся, как Пречистая Богородица делает Свои шаги к храму. И вместе с этим, глядя на это трогательное событие, конечно, горячо молимся о том, чтобы и наши дети переступили самый главный порог в своей жизни – дома Божия, чтобы какие бы пути-дороги ни предстояли перед нашими детьми, они смогли через покорность воле Божией делать правильные шаги, и чтобы эти шаги всегда приводили в дом Божий.

В праздник Введения во храм Божией Матери мы молимся и о наших семьях, и просим: Пречистая Богородица, введи нас, как Тебя Твои родители, в стены дома Божия, введи и нас в Царство Небесного Отца, приведи всех нас к радости и к жизни вечной. Аминь.

4 декабря 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

Просмотров: 386

Поделиться

VK:39834