О ближнем

18.12.2019
Просмотры: 1736

«Научись видеть Бога в том, кто сотворён Им по любви, но ещё одарён бессмертной душой, в том, кто рядом с тобой. А мой ближний – это тот, кто сейчас рядом, он и есть мне ближний, каким бы он ни был, кем бы он ни был, это мой ближний. И Бог зовёт меня быть милосердным к нему, чтобы и Его милосердие Отца всегда было бы с нами».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня перед нашей совестью встает рассказ Господа и Спасителя Христа о милосердном самарянине. Эта история достаточно известна, но мне хотелось бы снова эту историю перечитать вместе с вами, потому что каждый раз, когда мы открываем Священное Евангелие, мы открываем для себя живую силу Божьего слова, и когда мы начинаем жить этим Евангелием, то слово мало-помалу прорастает в нас. А ещё Священное Писание даёт нам силы к тому, чтобы это слово проросло. Сила Божия всегда заключена в Его слове. Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, и вместе с вами поразмышлять над ним.

Апостол и евангелист Лука пишет следующее: «и вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». (Лк X, 25-37).

Законник, который подходит ко Христу и спрашивает Его о том, как спастись, очень похож на многих из нас. Каждый из нас нередко задается вопросом: что нужно делать в своей жизни, чтобы эта жизнь принесла благо? Или даже больше, задается вопросом: какой должна быть наша жизнь, чтобы она не была напрасной? И конечно, на этот вопрос каждый из нас по-своему отвечает, но ответ на этот вопрос всегда лежит через соприкосновение с другими людьми.

Проще говоря, самим по себе хорошим человеком быть невозможно, то есть твоя хорошесть или твоя плохость, твоя светлость или твой мрак, твоя любовь или нелюбовь, твоё настоящее или твоё ложное – узнаются и познаются только тогда, когда ты соприкасаешься с другими людьми. Через соприкосновение с людьми соприкасаешься с Богом. То, какова будет твоя вечная участь зависит от того, какова твоя временная участь.

Когда законник спрашивает у Христа: что нужно сделать, чтобы спастись, чтобы не погубить свою душу, чтобы жизнь и здесь на земле была достойной, но, чтобы достигнуть и вечной жизни? Господь спрашивает у него: а как ты читаешь в законе? Он отвечает: о любви к Богу и к ближним. Христос говорит: поступай так и спасешься. Но дальше начинается наше нередкое луковое о том, каковы же должны быть свойства любви по отношению к Богу и по отношению к ближним. Или по-другому: каков я разный по отношению к тем, кто окружает меня, и с которыми я встречаюсь, и эта моя разность – это хорошо или плохо? Потому законник и спрашивает: а кто мой ближний?

Как же определить, через кого из людей, которые рядом со мной, мне надлежит спастись? Одного люблю, другого – нет, одного прощаю, другому – никогда, одному помогаю, другого – не замечаю, один мне дорог, другой безразличен, кто же мне тогда ближний? И вот тогда Христос рассказывает историю, которую, полагаю, мог бы повторить каждый из нас, если бы мы внимательно относились к своей собственной жизни.

Христос рассказывает историю как будто бы из моей жизни. Некоторый человек попал в руки разбойников и оказался на обочине жизни. Весь окровавленный, его ограбили, у него отняли то, что внешне казалось для других вполне приятным и признаком его благополучия, отняли внешнее здоровье, избили. И вот, только что человек, который был достойно одет и достойно выглядел, ровно стоял и достойно шествовал, с кем-то неспешно беседовал, оказавшись через разбойников в канаве, теперь имеет другой вид.

Нередко так разбойничья жизнь нападает на некоторых из нас, нападает особенно тогда, когда двери нашего сердца открываются через грех, через разные обстоятельства нашей жизни. Сегодня кажется человек совершенно благополучным, и уже через совсем короткое мгновение его благополучие становится таким, о котором говорят: лучше бы с этим человеком не видеться, вон что с ним случилось.

Сегодня с ним все здороваются, ищут возможности даже сделать совместную фотографию, чтобы всем похвалиться: «смотри, с кем я знаком», а завтра, попадись он в руки к разбойникам, которые могут оклеветать его, ограбить его, избить его, которые могут, лишь только питаясь собственной желчью и ненавистью, и жаждой наслаждения, сделать с человеком всё, что возможно, как стыдливо пролистываем ту самую фотографию с тем самым человеком, с которым вчера ещё хвалились своим общением. Вот так же быстро пролистнули эти образы люди, которые проходили мимо этого человека: и священник, и левит – люди, которые не только по своему внутреннему составу, но и по своему призванию обязаны не только говорить о милосердии, но и творить дела милосердия, как и каждый из нас.

Если ты веришь в Бога, ты видишь людей. Если ты не видишь людей, ты не веришь в Бога. Ведь Бога мы рассматриваем не в чистом безоблачном небе, не только в пении прекрасном птиц, не в красивой природе, Бога мы рассматриваем не только в красивых зданиях и сооружениях, прекрасной музыке или творениях искусства. Бога мы, прежде всего, рассматриваем в людях, потому что именно людей Бог сотворил по Своему образу и по Своему подобию.

И как только мне становится стыдно посмотреть на другого человека или, как только я стыдливо убираю свои глаза от этого человека, как только я перелистываю этого человека, как фотографию в своём фотоальбоме, нисколько не останавливаясь на этом образе, а, может быть, даже отдавая свое сердце каким-то прежним обидам, горечам, вопросам, упрекам, как только я прохожу мимо, мимо меня проходит Бог.

Даже правильней: не Он мимо меня проходит, а я сам прохожу мимо Него. Христос говорит нам, что ближний – это всякий, кто рядом с нами, - так толкует эти слова святитель Феофилакт Болгарский. Всякий человек, который оказывается рядом с нами, он и есть нам ближний, не тот, которого я знаю или не тот, который особым расположением своей жизни дорог мне, а тот, кто сейчас ищет моего внимания, моего участия. Тот, кто плачет, или тот, кто надеется, тот, кто молится и просит поддержки, тот и есть мой ближний.

Тот, у кого может и не хватает уже сил сказать мне: «помоги», но стонет от своих ран и от неправд, и я должен встать на стороне правды, восстановить в нём силу в жизни, веру в Бога, веру в любовь, веру в свет. Если я пройду мимо, значит я не дам этого света. Самарянин, который остановился, чтобы помочь попавшему в руки разбойников человеку, оказался человеком большого сердца. Хотя и был он для иудеев как нечто инородное, чужое, другой веры, других взглядов, других отношений, других принципов, других традиций, но вся его инаковость перед нуждой обнаруживают всегда подлинность.

Неважно теперь, когда кто-то нуждается в твоём милосердии, каковы твои убеждения. Если эти убеждения в истинного Бога, то тогда ты никогда не пройдешь мимо другого человека. А если эти убеждения заставляют тебя проходить мимо нуждающегося, значит много вопросов к тому, в кого ты веришь, значит тот, в кого ты веришь такой же, проходит мимо тех, кому нужна помощь. А что же это за тот тогда, каков он? Свет ли это или тьма? Правда или ложь? Бог или дьявол? Когда Господь рассказал эту притчу и сказал о том, как самарянин позаботился о попавшем в руки разбойников, как он привез его в гостиницу, как он сам оказал ему первую помощь, возливал имеющееся у него масло и вино, которые берёг для себя, для своих путешествий. Но вот теперь он понимал, для чего всё то, что он сберег, нужно использовать – для того, кто сейчас рядом с тобой.

Человеком мы становимся всегда от одного шага, а не человеком становимся от многих шагов. Вот самарянин стал человеком от одного шага к тому, кто попал к разбойникам. А прошедшие перед этим люди потихоньку, мало-помалу становились как бы недолюдьми от многих шагов, которыми удалялись от этого человека. Чтобы прийти к Богу, достаточно одного шага, чтобы уйти от Него, достаточно не замечать других людей и проходить мимо их глаз, надежд, молитв, любви, дружбы.

Самарянин привез этого человека в гостиницу и помог ему, и даже гостиничнику дал денег, чтобы тот позаботился о нём столько, сколько нужно. Почему он сделал это дело доброе? Ну, потому что сам был добр. Возможно, потому что сам оказывался в руках разбойников, и знает, как иногда несправедливость бывает тяжёлой ношей, и как нужно, чтобы кто-то оказался рядом, кто дал бы тебе руку помощи и вытащил бы тебя из этой несправедливости, и помог бы тебе вновь стать и внешне опрятным, и благополучным, чтобы вернуться в свой дом, в пространство людей.

Самарянин, должно быть, знал и о самом главном условии уважения к своей жизни, как к дару, который дал Бог. Ты можешь только тогда любить свою жизнь, когда ты эту жизнь любишь вокруг, потому что всегда жизнь, она не изнутри, она снаружи. Потому-то Господь и говорит: как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте. Жизнь, она не изнутри, не из меня самого, а всегда снаружи.

И как только больше я расчищаю пространство для этой жизни, как только больше я помогаю этой жизни, как малому ручью, биться, вот как тот самый самарянин несчастному попавшему в руки разбойников, как будто заваленному грязью источнику большими камнями, как только он очистил его, расчистил, этот источник забил с новой силой, с прежней радостью – жизни вокруг стало больше.

Милосердие – это то самое, что Господь всегда совершает для каждого из нас. Своим милосердием Он всегда вокруг нас, для нас расчищает нашу собственную жизнь, которую мы заваливаем своими грехами, своими страхами, своими проступками, своими падениями. Но Бог всегда милосерд к каждому человеку и прощает не от того, что Ему безразлично, а от того, что любит.

Безразличный – проходит, любящий – помогает, безразличный – ненавидят, любящий – прощает, безразличный – мстит, любящий – восстанавливает правду. Бог – любящий, от того и не проходит мимо каждого из нас, когда мы оказываемся заваленными, избитыми и ограбленными, потому что милосерд и любит. Любовь никогда не перебирает, не выбирает. Любовь, как солнце, светит, и в этом свете всё становится светлым. Любовь, как тепло, которое, когда греет, отогревает всякого, кто прикасается к нему. Любовь, как источник, который питает и увлажняет всё, что оказывается в русле этого источника.

Господь, приводя эту притчу, эту историю из моей собственной жизни, задает мне вопрос: а кто я из этих троих: те двое, что прошли мимо или тот третий, который остановился, по отношению к Его божественной любви? Кто я из этих троих по отношению к небу и где я сейчас стою? Продолжаю бежать по этой дороге, перелистывая страницы, повороты, забываю людей, которые оказываются там на обочине? Или останавливаюсь и делаю самый главный шаг в своей жизни, который и может привести меня к Нему в вечности и к Нему сейчас во временной жизни? Бог никогда не остаётся должником, как тот самый самарянин, который говорит гостиничнику: все, если что-то потратишь больше, я, когда приду, всё воздам тебе. Не бойся на кого-то потратить больше своего времени, не бойся на кого-то потратить больше своего сердца, не бойся, что тебе не хватит из-за кого-то, - Бог говорит, - Я когда приду, всё тебе возмещу и даже больше дам. Не бойся быть человеком, потому что Бог моё человечество искупил Своей божественной кровью, и моё человечество драгоценно перед всем миром, и человечество того, кто рядом со мной, любого человека.

Господь любит одинаково, и для любого Он – ближний. И меня зовёт тоже для любого быть ближним. Вот и говорит нам: поступай так, и спасешь свою душу. Сделай самый главный один шаг в твоей жизни. Не спеши бегать по дорогам твоей жизни, рассматривай её, и увидишь Бога не только в Его тварном мире, который сотворён по Его бесконечной любви, но которому не дал Бог живой бессмертной души.

Научись видеть Бога в том, кто сотворён Им по любви, но ещё одарён бессмертной душой, в том, кто рядом с тобой. А мой ближний – это тот, кто сейчас рядом, он и есть мне ближний, каким бы он ни был, кем бы он ни был, это мой ближний. И Бог зовёт меня быть милосердным к нему, чтобы и Его милосердие Отца всегда было бы с нами.

Господи, милосердный Отец, помоги нам в нашей любви, в нашей надежде, в нашей вере. Господи милосердный, помоги нам быть благодарными к тем, кто милосерд и к нам. Господи, помоги нам, как и Ты милосердствовать над другими, потому что там, где милосердие, там любовь, там Бог. Аминь.

24 ноября 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1736