Об ангельском мире

14.12.2019
Просмотры: 3598

«Святая Церковь учит об ангелах, что они защищают нас, а правильнее сказать, в нас защищают образ Божий. Верные, любящие славу Божию, любящие Создателя… защищают в нас этот образ и подобие. Пока в нас Бог запечатлён, мы живы, мы имеем возможность измениться. Пока в нас запечатлён Бог, мы можем вернуться к Тому, Кто искупил нас Своей драгоценной кровью. Пока мы можем верить, пока мы можем любить, пока мы можем свободно вставать от греха, мы можем добраться до неба. А ангелы нам в этом помогают».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я вас поздравляю с днем памяти, торжества и радости святого Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами. Ангельский мир – удивительный. Знания об ангельском мире мы черпаем из Священного Писания, из Предания Матери Церкви и соборного мнения святых отцов о мире ангельском.

Как говорят святые отцы, мир ангельский был сотворён до создания человека. И Священное Писание говорит, что, когда Бог создал весь мир, тогда ангелы Божии поклонились Ему. И создал мир небесный и мир земной. Природа ангелов удивительна. Как говорят святые отцы об этой природе, что тогда, когда Господь создал их, они, созданные разумные существа, увидев себя, поклонились своему Создателю.

Первое признание любви к Богу, первая благодарность к Богу, первое горение ответной любви к Создателю явили эти удивительные разумные существа, ангелы Божии. Когда они были созданы Богом из света, и не приобрели никакой физической плоти, но приобрели особые свойства, даруемые по благодати Божией, они поклонились Ему.

Ангелы Божии воспевали славу Божию. С чем же это может быть созвучно? Это может быть созвучно, чтобы нам понять эту удивительную любовь к Богу созданного Им существа, это можно сравнить с тем, когда мать поёт песню любви своему ребёнку, а ребёнок, не зная, может быть, своей матери ещё, только познавая её, только узнавая её голос, и чувствуя бесконечную любовь матери, начинает подпевать эту песню своей родительницы. Так ангелы Божии воспевали славу своего Создателя. Бесконечно, неизреченно, не понять того нашему человеческому естеству в теперешнем нашем состоянии, как же песнь эта изливалась.

Ангелы радовались свету, из которого были сотворены. Они сами в себе не носили ни силу, ни свет, но Бог дает им благодать творить множество чудес. Бог через Свою благодать наделяет их бесконечными удивительными возможностями. Однако же, ангелы не суть боги, но те, которые воспевают Его. Они зависимы от пространства и времени, они не могут, как Бог, находиться везде и всюду одновременно, они не могут, как Бог, творить, но всё, что творят, творят по Его воле. Отсюда, кстати, и имя ангел означает «посланник», тот, кому Бог, сообщая Свою любовь, отдает эту любовь для тех, кому её посылает.

Случилась великая битва на небе. Мы знаем, что денница возгордился и, омраченный гордостью, был уязвлен завистью. Один из святых отцов нашей Церкви говорит о деннице, что он захотел стать как Бог, но стал как тьма, потому что гордость, которая поднимается выше престола Божия, или, скажем так, которая на этот престол Божий приводит тебя самого, смещая с него всё, наполняет тебя не светом.

Как можно сместить солнце, и стать самим солнцем? Как можно сместить жизнь, и стать самой жизнью, будучи сотворенным и созданным? А зависть, - говорит святитель Василий Великий, - у денницы родилась тогда, когда он увидел созданного Богом человека. В то время, - это уже замечает Иоанн Дамаскин, - когда Бог создал человека, человек ничем не отличался от ангелов, и даже имел еще большее уподобление Богу. Созданный человек был более подобен Богу. Созданный Богом человек был выше ангельского создания, потому что имел, в отличие от ангелов, свободную волю, хотя ангелы употребили её однажды и навсегда, но ещё человек имел в себе образ и подобие Божие такими, какой этот образ и подобие не имели ангелы.

Денница позавидовал человеку. Как позже пишет один из пророков, описывая эту страшную войну, на которую встал Архангел Божий Михаил, что означает «никто кроме Бога, чтобы свергнуть возгордившегося завистливого денницу, а он за собою увлек треть ангелов, об этом и в Откровении Иоанна Богослова говорится, который вспоминает змея, что снес треть ангелов Божиих, изгоняет их с неба. Однако же, ангелы имеют природу бессмертную. Однако, хотя они и созданы, но Бог по благодати Своей, как и нашей душе, даёт бессмертную природу, которая, имея начало от Бога, не имеет окончания смертью.

Изгнанный денница с соблазненными ангелами остаётся до времени великого и страшного суда Божия. Но ангелы, имея множество удивительных свойств своей природы, однако же, повторюсь, эти свойства все есть в каждом из нас, и даже больше были до грехопадения, не имеет одной возможности, свойства – изменить теперь свой выбор. Денница со своими падшими ангелами не может покаяться, а ангелы света, Божьи ангелы, предстоящие перед престолом Божиим, посылаемые Богом с Его благодатной силой в наш мир, в мир людей, никогда не могут пасть, ибо навсегда запечатлены своим выбором любви к Богу и святости в Нём.

Кстати сказать, Василий Великий пишет, что денница тогда имел возможность покаяться до тех пор, пока не соблазнил первого человека. Как только пал человек, навсегда закрылась возможность покаяния для денницы.

И опять посмотри на удивительную любовь Божию. Бог виновника, денницу делает навсегда проклятым, и не дает ему возможности покаяния не от того, что не милосерд, а от того, что сам денница теперь уже не может измениться, потеряв свою свободу. Однако же, и другому виновнику, человеку, как большему, любимому, особому сотворенному Им существу, даёт, в отличие от денницы, возможность покаяться, измениться, вернуться в Его Царство.

Святая Церковь учит об ангелах, что они защищают нас, а правильнее сказать, в нас защищают образ Божий. Верные, любящие славу Божию, любящие Создателя, постоянно вокруг нашей души, посланные от Бога, защищают в нас этот образ и подобие. Пока в нас Бог запечатлён, мы живы, мы имеем возможность измениться. Пока в нас запечатлён Бог, мы можем вернуться к Тому, Кто искупил нас Своей драгоценной кровью. Пока мы можем верить, пока мы можем любить, пока мы можем свободно вставать от греха, мы можем добраться до неба. А ангелы нам в этом помогают.

Один из святителей, замечая, об этом говорит так. Посмотри, - говорит Златоуст, - как ведут себя ангелы – они всегда любят благовония человеческой души: благодарность, любовь, сострадание. Всё то, что делает нашу душу подобно ангельской, любо ангелам. И тогда они, поддерживая человека, забирают его от темных сил.

Старцы афонские говорят о присутствии ангелов в нашей жизни так: когда на твоей душе радостно и светло, когда тебе хочется молиться и воспевать славу Божию, когда ты любишь и за эту любовь благодаришь, когда ты счастлив от этой любви или от этой дружбы, тогда, знай, ангел Божий в твоём сердце. А когда ты завидуешь, когда ты ненавидишь, когда ты злишься и раздражаешься, когда в твоей душе мрак, знай, этот мрак принесли нечистые демоны, но не сами по себе ни ангелы не входят в нашу душу, ни демоны не входят в нашу душу.

И здесь ещё одна удивительная сила, которую Бог дал нам, мало чем отличив нас от ангелов. Мы открываем сами дверь своего сердца к светлым ангелам или к мрачным демонам. И если кто-то думает о демонах, что они имеют некую особую силу, пусть вспомнит сегодняшнее Евангелие, когда Господь говорит нам: не о том радуйтесь, что вам бесы и духи повинуются, а о том радуйтесь, что имена ваши вписаны в книгу жизни. Мы навсегда запечатлены Его кровью, это имя вписывает Бог, а мы можем это имя обвести в след за Ним, слушаясь Его слова, или вычеркнуть его, ослушиваясь Его слова.

А что бесы? Они даже на свиньях не имеют силу, как мы видим в Гадаринской стране, когда, войдя в свиней, погибло всё стадо. Могут ли они иметь силу над свободной человеческой душой, которая открыта к свету? Может ли тьма победить свет? Может ли грех победить правду? Если ты повёрнут к свету и живёшь правдой, не победит. Ну, а если твоя совесть лукава и двулична, тогда мрак, мало-помалу отхватывая из твоей совести себе пространство, из твоей жизни себе место, забирает тебя самого у Бога.

Святая Церковь учит нас, что Господь сотворил ангелов однажды и в великом множестве, и даёт Своих ангелов, и каждому человеку, и городу, и церкви, и стране, посылает Своих ангелов беречь Своё человеческое достояние. И ангелы Божии, об этом мы знаем из множества удивительных историй, связанных с их явлением, с их заступничеством о человеке, всегда переживают о каждом из нас, желая, чтобы мы оставались с Богом. Ангелы Божии в нас любят Бога и этому учат нас.

Когда мы в ком-то начинаем любить Бога, такая любовь приносит многие плоды. Когда мы в ком-то любим только себя или то, что любо нашей иногда искушённой душе, тогда эта любовь мало приносит счастья, она становится ненастоящей, горькой, и как правило, приносит одиночество и глубокую боль. Но когда, подобно ангелам, которые мало чем отличаются от нас, разве что теперь нашим приражением ко греху, когда мы, подобно ангелам, любим в себе самих и в других Его образ, тогда Его света становится больше.

Мир ангелов – это мир, который не только на небе, но и на земле. Да, и мы этот мир очень часто чувствуем. Ведь как нередко мы говорим друг другу, когда хотим сказать самые искренние и добрые слова благодарности: «ты для меня как ангел, который спас меня, который помог мне, который поверил мне, который меня не оставил, который меня наполнил надеждой, который как будто крыльями покрыл меня от окружающей лютой ненависти, злобы, неправды, ты как ангел», - говорим мы тем, которые бескорыстно любят нас.

И действительно, когда человек в себе являет эти добродетели, он более всего подобен ангелу. Когда человек любит и верен, когда человек честен и светел, когда человек встает в полный рост своей человеческой жизни и не боится никаких прошлых ошибок, потому что кается в них, он превосходит даже падшего ангела денницу, который и верит в Бога, и боится Его, но не кается, а потому не изменяется.

Наша ангельская жизнь – это покаяние в своих грехах, это горечь от тени, которая падает на нашу совесть, это желание побыстрее выйти на свет Божий, на солнце. Наше уподобление ангелам – это славословие во всей своей жизни, Бога, Создателя, это тогда, когда мы начинаем любить Бога, прежде всего, в себе и в других. Бога любить, не себя в себе и в других, а Создателя, Творца. Вот это уподобление и делает нас ангелоподобными.

Сегодня, когда Церковь чтит память святых ангелов, она совершает эту память ещё и потому, что, как замечает тот же святитель Иоанн Златоуст, ангелы посылаются к нам для того, чтобы хранить нас для Бога. Будем помогать им в этом.

И когда на нашу совесть или на нашу жизнь, на нашу волю или на наше сердце, в наш ум падает тень сомнения, раздражения, зависти, лжи, неправды, страха будем знать, что это тень мрачных ангелов, от них света не увидать. Они, увлекая за собой, нас превращают в тьму. Будем быстро выходить из этой тени, не отдавая ни минуты драгоценного времени, чтобы оставаться в этом состоянии. Как только наша совесть или наш ум смущается этим, будем быстро отвергать это и не размышлять с этим, чтобы не давать демону места в нашей жизни.

Но будем стремиться к свету, как если бы мы делали последний шаг, выныривая из бездны из последних сил, разводя руками кверху, поднимались бы к живительному свету, к вдоху из тьмы и дна погибели. Каждый раз, когда перед нами будет выбор, будем делать его таким, чтобы он через покаяние возвращал нас к Создателю.

Бог бесконечно любит нас и ждёт по любви Своей, когда мы вместе с Ним запоем песнь жизни, повторяя за Ним Его звук жизни, Его слово, которое всегда дарит свет. Да будет свет, - сказал он, - и стало так. И каждый раз, когда в нашей жизни сгущается мрак, позовём ангелов светоносных, и вместе с ними скажем слова: «да будет свет, «да развеется мрак, да исчезнет грех, да пропадёт проклятие, да сгинет смерть, да стану я другим, пусть этот свет будет во мне силой моей жизни, моих добрых поступков, моих правильных слов, моей достойной и светлой жизни».

Святые Ангелы и Архангелы, небесные покровители наши, Престолы, Силы, Господства, Начала, Власти, как Господь создал всю эту небесную удивительную иерархию, чтобы они, служа друг другу, служили и нам, созданным Богом созданиям, молите Того, Кто подарил всем нам свет, Господа и Спасителя, Святую Живоначальную Троицу. Аминь.

21 ноября 2019 года. Михайловский собор Пятигорска

3598