«Вот Бог, который всегда идет рядом, если мы верим, не вопреки, а потому что Он любит нас. Если я это не просто знаю, а дорожу этим, Его любовью, и поступаю так, чтобы эту любовь не растоптать, не раскидать, не сжечь, не испачкать, тогда Он всегда рядом, даже если я и плюхнулся в грязь. Он никогда не отскочит в сторону, Он останется стоять рядом, и опустится за мной в эту самую грязь, потому что к свету грязь не липнет, и даст мне Он Своего света, чтобы отлипла от меня грязь, если только я буду верить, если я только буду вставать вновь идти с Ним».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Бывает так, когда совсем кажется, ничего нельзя исправить. Кто-то скажет: не знаю, что делать, ничего не помогает. Вот для нас, таких незнающих, сегодняшнее Евангелие, которое учит нас верить не вопреки, а потому что. Как верили кровоточивая женщина и Иаир, начальник синагоги – мы слышали в Евангелии. Я хотел бы это Евангелие перечитать, чтобы вместе с вами разобраться, как же верить не вопреки, а потому что.
Апостол и евангелист Лука пишет следующее: «и вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, Подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем». (Лк VIII:41-56).
Куда же идти? - говорил Иаир, начальник синагоги, в своём доме, когда видел, что заболевшая его дочь была обречена, по-видимому, к смерти. Ничего не помогало ей. Это был человек известный для своего времени, уважаемый, начальник синагоги, человек, с которым многие хотели бы иметь общение, но это был человек, несмотря на то что трудился рядом с алтарем Божиим, слабой веры. Когда он приходит ко Христу и просит, чтобы Он пришёл и исцелил её, он движим одним только желанием – помочь своему ребенку. Это желание всегда проистекает из полноты собственных силы: я бы помог тебе, но вот только чем? И кажется, что сама помощь может быть только физической, кажется, что сама помощь может быть только каким-то физическим усилием. Мы редко допускаем даже мысль, что сама помощь и сама сила может исходить не только от тела, но ещё и от ума, сердца.
Когда начальник синагоги просит Христа прийти и исцелить, Он двигается в его дом. И по дороге происходит нечто удивительное. Также нечто удивительное происходит и по дороге моей собственной жизни, когда я Христа веду в свою жизнь, веду и сомневаюсь. Вернее, сомневаюсь не в том, что Он может что-то сделать, а в том, что я сам могу что-то сделать. И собственное сомнение, и своё маловерие нередко перекладываю на плечи других: я не могу.
Когда они шли, женщина подошла и прикоснулась ко Христу. Христос, как мы слышали в Евангелии, спрашивает: кто прикоснулся к Нему? Дерзкий Петр говорит: что же Ты спрашиваешь, смотри сколько людей теснят Тебя? Но Христос говорит: Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Если каждый из вас действует силой Божией, то Христос говорит о Себе, как о Самом Боге, который и подаёт эту силу.
Апостолы, пророки, чудотворцы, угодники Божии не своей силой помогали и помогают людям, но силой Божией, и всякий раз, когда этой силой они прикасаются к другим людям, силой Божией, Господь чувствует из Себя исшедшую эту силу, Он причастен к каждому прикосновению. Не только я прикасаюсь к кому-то, не только я из всех сил своей души, из всех сил своей жизни кому-то говорю добрые слова и поддерживаю, но в это же время, когда это делаю я, это делает Бог, и Он даёт Своей силы через меня.
Поэтому не нужно думать, что у меня больше нет сил. Не своей силой я могу быть настоящим человеком по отношению к другим. Если только опираться на свою силу, да ещё и руководимую расчетливым умом, она быстро заканчивается и упирается в слабость, рождая неверие.
Как было с начальником синагоги: я всё, что мог, сделал, и больше ничего не могу. Можешь. Когда же женщина, не сумевшая утаиться, обнаруживает себя и говорит, что это я, которая 12 лет страдала кровотечением, и теперь получила исцеление, слышит удивительный ответ Христа: «дерзай чадо, вера твоя тебя спасла».
Святитель Феофилакт Болгарский очень удивительную вещь замечает с этим чудом. Он говорит: эта женщина принесла ко Христу всю свою собранную веру. Эта вера заключалась не в том, что она сомневалась во врачах, на которых истратила всё своё имение. Эта вера заключалась не в обиде на тех людей, которые не смогли помочь ей. Эта вера заключалась в том, что она просто знала, что жизнь можно взять только от жизни, свет можно взять от света, прощение можно взять от Бога, любовью может вылечить Бог, тело восстановить может только Тот, Кто дал это тело.
Она шла ко Христу, как к Богу, и сначала, - замечает святитель Болгарский, - она прикоснулась к Нему умом, когда верила, а затем и прикоснулась телом тайно сзади к одежде. Как только наш ум прикасается к небу, этот ум начинает с необыкновенной быстротой и силой наполняться этим небом, как если бы путник, который потерял все силы во время своего странствия в пустыне прикоснулся к источнику.
Он, кажется, сам бы растворился в этом источнике. Он пил бы его с таким удивительным благодарным чувством: наконец-таки жизнь. И с каждым глотком этой воды он чувствовал бы, что не просто жизнь возвращается к нему, а теперь он встанет на ноги и вернется в свой город, к своим родным и близким.
Сначала, - говорит, - ум прикоснулся к Богу. Прикоснувшийся ум к Богу сразу вон изгоняет всякие тени сомнения, как поднявшееся высоко солнце, мгновенно прекращаются падающие от нас тени. Как от света, который проникает во всё, прочь прогоняет тьму.
Она верила без всяких окриков и оглядок назад: мол, вы не помогли, может Он? Не так. Она верила, в том числе, и с любовью к тем, кто был в её жизни, и с покаянием о том, что она сделала в своей жизнь. Она верила, что только Давший жизнь может всё восстановить, и поэтому, прикоснувшись к Нему, не загадала желание: мол, если прикоснусь, тогда исцелению.
А это прикосновение стало для неё тактильным, видимым, чувственным знаком – теперь я с Тобой, теперь я Твоя, теперь Ты мой Бог, теперь я Твоя дочь. Как святитель опять замечает удивительно, говорит: эта женщина похожа на душу кровоточивую, от которой источается кровь греха, когда она вся изранится, исковеркается, когда она вся издерётся в клочья своими дурными поступками, тогда кровоточит, и, кажется, теряет силы к жизни. И постоянно такая кровоточащая душа может находить причину нанесенной боли, и бесконечно глядя на свои раны, вспоминать тех, кто ей эти раны нанес.
Но можно взять и прийти к Богу, и попросить: Господи, не тех, кто нанес мне эти раны, накажи, а меня прости, и меня исцели, потому что немало ран и я наношу другим. Господи, помоги мне, помоги для того, чтобы теперь уже быть Твоей. Господь исцеляет. И она, радуясь, объявляет всем, как теперь же исцелилась. И не только кровь её тела остановилась, теперь в её жизни всё стало на свои места, теперь сила ее жизни не средства и деньги, которые она тратила на других, а душа и сердце, которые стали чистыми. И теперь этими чистыми душой и сердцем она начала жить.
Пока происходила радость одной, пришла горькая весть из дома начальника синагоги: дочь твоя умерла. Страшно представить, что в это время случилось в сердце Иаира, что мог думать в это время отец, который потерял единственную дочь в своей жизни. Что думает каждый из нас, когда всё рушится. Когда кажется, что единственная надежда, которая есть у нас, и теперь вот она превращается в смерть, ни во что. Страшно представить себе, что происходит в душе.
Опять, опять кто-то виноват? Опять виноват Он, Кто дал жизнь, отнял ее? Опять виноваты те, которые не смогли помочь, виноваты те, которые оказались бессильными, и даже Сам Бог опять? Христос, только что исцеливший эту женщину, и сказавший о причине ее исцеление – потому что она верила не вопреки, а именно потому что полюбила, сначала умом приложилась, а затем рукой притронулась, говорит начальнику: не бойся, только веруй. Не вопреки, а потому что Я с тобой, - говорит Он. Я с тобой иду к твоей умершей дочери. Я не бросаю тебя в твоих потерях. Я не бросаю тебя в твоих поисках. Я никогда, - говорит Бог, - не оставлю тебя в каких обстоятельствах жизни ты бы не оказался, только веруй, пока ты веришь, Я рядом. Твоя вера – это Моё место рядом с тобой, дай Мне это место. И Я буду с тобой.
Твоё неверие – это душное пространство захлебнувшейся от отчаяния души, закрывшейся от света, в которую не проникнуть солнцу. Пока ты сам эту душу не откроешь, как настежь открываешь окна утром к восходу солнечного дня, к свежему глотку воздуха. Только веруй, дай Мне место в твоей жизни не вопреки, а потому что Я люблю тебя, но Моя любовь всегда останавливается там, где начинается твое неверие.
Иаир идет со Христом в свой дом. Его сердце переполнено одновременно ужасом и малой надеждой: а вдруг, а вдруг все же не умерла, а вдруг ошиблись. Что еще могло быть в его сердце? Он вспоминал, наверно, самые яркие минуты жизни своей дочери, как он ее пеленал, как он с ней гулял, 12 лет – уже взрослая девочка. Он вспоминал её первые слова, как они вместе, наверное, пели песни. Что ещё мог думать отец, когда бежал к дочери, которому сказали, что его дочь умерла? А ещё что он мог сделать – это верить.
Мне кажется, он пока шёл к дому, постоянно смотрел в сторону Христа. Идёт ли Он со мной? Как знак света. Не погасла ли во мне вера? Мне кажется, он постоянно смотрел в Его сторону, и может быть, даже иногда замедлял шаг, чтобы они шли вместе. Он верил, не потому что другого больше не было, и не от отчаяния, и не вопреки, а потому что это и была жизнь. Вот сейчас он себя почувствовал настоящим отцом, когда в дом вел Бога. Он почувствовал себя настоящим отцом, который может сделать самое драгоценное для своей семьи – верить и являть в доме Бога.
Когда все пошли в дом, увидели плачущих, Христос берёт отца, мать дочери, нескольких из Своих апостол и говорит: не плачьте, она спит. Сквозь слёзы страдающих людей раздается смех и упреки. Правда, всё так в жизни смешано, и плачут, и смеются, когда от страсти – тогда всё одно, а когда от покаяния и надежды – тогда приносит плод.
Потому Господь и говорит: не плачьте, - указывая на то, что слёзы эти рождены не от покаяния перед тем, что наше человечество оказалось слабым перед смертью, наследником этой самой смерти, отказавшись от жизни, а потому что каждый как бы терял свое, и не приобретал ничего. Христос поднимает дочь, говорит душе: вернись в тело. Возвращает её душу в тело. Она воскресает из мертвых. Он просит дать ей есть, чтобы все видели, что это не призрак.
Радости в доме нет конца не потому, что дочь ожила, а потому что человек уверовал. Он увидел не только свою воскресшую дочь, но и в себе почувствовал воскресшую собственную душу, как та самая женщина, которая кровоточила много лет и затем исцелилась. Так теперь его душа исцелилась от кровотечений греха, теперь она стала здоровой.
Теперь всё встало на свои места. Жива не только дочь, а жив тот, кто слабо верил или почти не верил, или вопреки, но не потому что Бог всегда рядом. Святитель Феофилакт Болгарский замечает, что начальник синагоги – это как наш ум, который если приведёт к себе Бога, то помыслы становятся добрыми, то тогда сила этого ума рождает жизнь.
Эта удивительная история ведь не про те давно минувшие времена и события, она про наши сегодняшние дни. Почему мне не хватает сил к вере? Почему я о Боге думаю только тогда, когда кажется, что ничто больше не может изменить моей жизни? Это верно. Но почему эти мысли не меняют меня?
Если я всё ещё не иду искать Бога, чтобы привести Его в свой дом, если я Ему оставляю место только в молитвослове на высокой полке, в иконочке, спрятанной среди книжек, если я Ему оставляю место тогда, когда просто мне хорошо или, когда у меня есть время, а когда я занят, не нахожу для Него места ни в молитве, ни в мыслях о Нём, ни в делах, посвящённых Его имени. Если я не оставляю Ему место в своей жизни, когда дружу, люблю, всё для себя, то где же тогда взяться счастью? Откуда же ему быть?
Вот и женщина, всё потратившая в суете на свою жизнь, ничего не приобрела, но научилась верить. А из этой веры приобрела больше. Вот и начальник синагоги, потерявший, отчаявшийся, перед смертным ложем своей дочери возвращает себе веру и дочь.
Вот Бог, который всегда идет рядом, если мы верим, не вопреки, а потому что Он любит нас. Если я это не просто знаю, а дорожу этим, Его любовью, и поступаю так, чтобы эту любовь не растоптать, не раскидать, не сжечь, не испачкать, тогда Он всегда рядом, даже если я и плюхнулся в грязь. Он никогда не отскочит в сторону, Он останется стоять рядом, и опустится за мной в эту самую грязь, потому что к свету грязь не липнет, и даст мне Он Своего света, чтобы отлипла от меня грязь, если только я буду верить, если я только буду вставать вновь идти с Ним.
Дерзай, - говорит, - дщерь, - Господь моей душе, вера твоя спасла тебя, иди с миром. Со Мной вместе пойдём в Мой дом, уготованный тебе от создания мира. Аминь.
17 ноября 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска