О том, какие мы

13.11.2019
Просмотры: 1284

«Каков я? - чтобы ответить на этот вопрос честно, возьму в руки свою жизнь, как почву, и рассмотрю её, растёт ли в ней семя Божие, пригодна ли она для роста? Если нет, постараюсь всё исправить. Если нет, постараюсь поменять себя. Себя поменять могу только я сам. И для начала – принять Его слово, взять Его драгоценное благословение, которое может преобразить всю мою собственную жизнь».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы должны задаваться очень важным вопросом в своей жизни, если хотим быть настоящими людьми: какие мы? Но не так отвечать на этот вопрос, как мы отвечаем другим людям: каков я, а в том смысле, как Сам Господь показывает каждому из нас себя – об этом сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы вновь Евангелие перечитать, которое мы только что сейчас с вами слышали, Его Слово Божие.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии пишет следующее: «сказал Господь притчу сию: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк VIII, 5-15).

Итак, какие мы? И как Господь дает нам понять силу нас самих? Вот когда мы думаем что-либо делать на земле, которую Господь даёт нам в пропитание, берем в руки свои семена, и выходим сеять, мы, прежде чем посеем, внимательно рассматриваем землю. И понимаем, что не семя бывает никчёмным, а земля может быть плодородной или не плодородной.

Святитель Феофилакт Болгарский, толкуя это Священное Евангелие, говорит, что Господь всегда даёт доброе. Заметь, - говорит он, - Бог не выбирает землю, в какую сеять, а сеет всюду, бросает Своё семя, Своё слово, как Сам толкует в Евангелии, в каждого человека. Но принесёт ли это семя плод, зависит не от того, каково оно, ибо Божие доброе всё, но оттого, каким естеством я принимаю это слово.

Чтобы разглядеть свою собственную жизнь, чтобы понять себя, и ответить на вопрос: каков же я? - нужно всего лишь посмотреть на то, как растёт во мне слово Божие. Именно слово Божие. Как растёт во мне не какое-либо доброе назидание или какие-либо правила принятые, или какие-либо слова сказанные, а именно слово Божие, потому что оно-то и есть мерило доброго. Оно всегда сильно. И если оно во мне прорастает и приносит плод, значит моя душа, значит моя жизнь плодородна.

В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам какими мы бываем – пыльными при дороге. Но Господь идет по этой дороге и там оставляет Свое слово. Когда мы бываем поглощены всевозможными заботами, и терние прорастает в нас и губит в нас слово. Когда мы бываем каменистыми, и временами веруем, а когда приходит испытание, отпадаем.

Но, смотри, Бог проходит все чащобы моей жизни. В кого бы я в своей жизни не превратился: в пыльную дорогу, в болото или в твердый безжизненный камень, иссохший, разочаровавшийся, утвердившийся лишь только в своей нелюбви, в своей недружбе, каким бы я не был, Бог всюду находит меня и бросает в меня Своё слово, потому что верит, что я могу стать другим.

Бог, давая нам Своё слово, и даря нам нашу собственную жизнь, не выбирает, кому отдать, а у кого взять, сеет всюду, как настоящее солнце, как истинный свет, как подлинная любовь, которая не ищет только отражение для себя самой, а проникает во всё, к чему только не прикоснется. Бог верит, что я могу из придорожной пыли встать, очиститься и стать доброй почвой.

Бог верит, что, какой бы моя жизнь не стала болотистой, и как бы она не заросла тернием, и какими бы заботами не было бы занято моё сердце, Он верит, что я могу иссушить всё то, что погибло во мне заботой об этой скоропреходящей жизни, и стать доброй землей. Бог верит, что как бы в жизни я не разбивал свою совесть, как бы в жизни я не ранил себя самого о твёрдость своего неверия или своей нелюбви, лишь только стоит мне самому покаяться в прежнем, я стану доброй землей.

Заметь, Господь в Своих руках, в Своей горсти держит не меня, как землю, чтобы пощупать каков я, а семя, Своё слово, Свою любовь, Свою жертву, Свою дружбу, Своё Отечество, чтобы отдать его мне. А собственное естество я держу в своих руках, и только всё от меня самого зависит, каким же это естество предстанет перед Богом.

Евангелие, которое мы слышали сейчас, Господь, говоря о нём, призывает нас: «имеющий уши слышать, да слышит!», это Евангелие открывает нам удивительную тайну, во-первых, бесконечной, безграничной, безусловной любви Божией, но ещё и тайну о нас самих.

Мне только стоит со своей обочины жизни, как у дороги, или со своих заросших тернием полей, или со своих гор высоких, в которые я забрался, и уже никого и ничего не вижу, стоит лишь только прислушаться к Его слову, и выйти из придорожной пыли, и вылезти из болота жизни, и спуститься с нагороженных громад собственных обид и непрощений, услышать Его слово и поверить Ему, жить этим словом.

Каков я? - чтобы ответить на этот вопрос честно, возьму в руки свою жизнь, как почву, и рассмотрю её, растёт ли в ней семя Божие, пригодна ли она для роста? Если нет, постараюсь всё исправить. Если нет, постараюсь поменять себя. Себя поменять могу только я сам.

И для начала – принять Его слово, взять Его драгоценное благословение, которое может преобразить всю мою собственную жизнь. И если попадёт в меня, и не будет исклёвано моими вечными сомнениями, пыльными мыслями, даст плод, и земля моя, и душа моя станет благодатной. И если попадёт меня, и не будет заглушено бесконечной моей суетой о том, что вокруг без любви к тому, что в вечности, то даст плод, и сделает мою жизнь плодоносной.

Если попадёт в меня и не погибнет, как во мне многое гибнет от моей черствости или жестокости, или от страха перед испытаниями, то тогда Бог даст мне добрую жизнь. В терпении, - говорит, - спасайтесь. Моё терпение – это начало роста слова Божия во мне самом. Имеющий уши слышать, да слышит!

И ещё сегодня Господь нам, собранным во имя Его, говорит: вам дано знать тайны Царствия Божия, а остальным же в притчах. Дай, Бог, чтобы эта удивительная радость и Его доверие нам не были бы напрасными, и чтобы познание Его тайны было смыслом, силой нашей собственной жизни. Аминь.

27 октября 2019 года. Георгиевский храм города Тырныауз, КБР.

1284