О возвращении радости

09.11.2019
Просмотры: 1402

«Сегодняшнее Евангелие особенным удивительным образом так живо показывает нам всегдашнее присутствие Бога. В какой бы смертной тени мы не оказались. Бог всегда следует за нами, только стоит довериться Его слову, только стоит поверить Его слову. И когда Он говорит: «не плачь», - только стоит перестать верить в смерть и поверить в жизнь, только стоит перестать верить в то, что всё прах и поверить в то, что душа вечна, и поверить в то, что она не просто вечна, а ещё и в то, что она любима Богом».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сколько мы в своей жизни хороним надежд? Сколько в нашей жизни пространства смерти? Да, именно пространство смерти, как ни странно, очень много занимает в нас места. И когда Господь прикасается к нашей жизни, Он это пространство и его силу отменяет.

Вот об этом сегодняшнее Евангелие – о человеческом горе, о потерянных надеждах, и о возвращенной Богом радости. Я хотел бы вновь это Евангелие перечитать вместе с вами для лучшего и осмысленного понимания церковнославянского языка, я это Евангелие перечитаю по-русски.

Апостол и евангелист Лука в всём Евангелии пишет следующее: «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». (Лк VII, 11-16).

Эта горькая история, которая произошла в Наине, и мы только что вновь вернулись к этой истории через Священное Евангелие, нам показывает безутешную, несчастную мать, которая, впрочем, может быть похожа на душу каждого из нас. Душу, которая из своего города, из пространства своей жизни постоянно хоронит своих сыновей, хоронит добродетели, хоронит надежды, хоронит даже саму любовь. Если посмотреть на свою собственную душу, как на ту самую жительницу города Наин, то она по-настоящему несчастная вдова.

Сколько, Боже мой, сколько мы погребли доброго, того, что могло бы жить в нас, того, что могло бы приносить нам радость! Сколько мы вынесли этого из своей жизни! Сколько мы похоронили в своей памяти добрых людей, друзей! Сколько мы похоронили в памяти данных обещаний, слов! Сколько мы сделали мертвыми наших могущих быть смелыми настоящих поступков, когда мы их умертвили своей ленью, безразличием, холодностью.

Конечно, в той самой истории, которая случилась в Наине, несчастная вдова рыдала о том, что она потеряла единственного сына. И вместе с этим, ее рыдание было не рыданием отчаяния. Вот чему стоило бы поучиться у этой самой наинской вдовы! Она, хотя и хоронила своего сына, но она не хоронила своей веры.

Господь, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, сжалился над ней. От чего ж Он сжалился? Да, потому что всегда, когда Господь видит несчастную одинокую душу, всегда, когда Господь видит душу плачущую, когда Господь видит душу, как вдову, овдовевшую от своих добрых дел, Бог никогда не проходит мимо такой души.

Вдова по-матерински плакала о потере своего сына, но ещё она по-человечески задавалась единственным вопросом: теперь как же ей жить? Этот вопрос она задавала не с отчаянием таким, чтобы самой остаться на этом кладбище своей собственной жизни, а задавала этот вопрос с единственной целью: как теперь жить? потому что жить она хотела. Бог желание принимает и останавливает эту процессию, ход человеческой жизни.

Тогда Господь подошел к одру и остановил тех, кто нёс на нём умершего ребёнка и теперь Бог подходит к моей жизни и останавливает весь ужас, который направляет всего меня, всё моё существо и всё то, что вокруг меня окружает к смерти.

Бог всегда останавливает движение к смерти, потому что Он есть победа над смертью. Бог всегда стучится в мою совесть, когда она заперлась в своем одиночестве. Бог всегда прикасается к моей душе, когда она, выплакавшаяся вдова, уставшая, растерзанная, отдавшаяся боли и одиночеству, и потери. Бог всегда останавливает эту траурную процессию, направленную к погребению. И, останавливая, говорит слова, которые звучат как необыкновенное откровение Его божественной любви, говорит слова этой самой женщине: не плачь.

Как же не плакать? Как же не страдать, когда вокруг столько боли? Как же не страдать, когда вот теперь на руках единственный умерший ребёнок? Как же не плакать, когда вокруг столько зла, когда вокруг столько предательства, когда вокруг столько ненадежности? Как же не плакать?

Не плачь, - говорит ей Бог, - потому что Я с тобой. Не плачь, - говорит ей Бог, - потому что Я всегда с тобой, потому что твоя жизнь и твоя душа Мне бесценно дороги. Не плачь, то есть не отдавай себя терзанию боли, потому что эту боль, - говорит Господь, - Я понесу с тобой вместе. Не плачь, - говорит Бог, - потому что Бог всегда страдает за человека. «Не плачь» означает надейся. «Не плачь» означает не превращайся в постоянные слезы. «Не плачь» означает не рассыпайся прахом в могилу. «Не плачь» означает не следуй за смертью. «Не плачь» означает не хорони своей веры.

Господь, обращаясь к умершему мальчику, поднимает его с постели, воскрешает его из мертвых и отдаёт удивленной счастливой испуганной благодарной любящей матери. Как только из своей жизни, как мне кажется, я выношу то, что навсегда погибло, я всегда должен помнить, что у ворот моей жизни, как у ворот того самого города, всегда стоит Господь. Мне только надобно донести до Него свои умершие надежды. Мне только нужно до Него донести своих погребенных друзей, свои погребённые слова, свои умерщвленные обещания, мне только нужно до Бога донести.

И когда я прихожу к Богу со всеми своими вот этими внутренними мертвецами, и когда я обращаюсь к Нему со всей своей надеждой, которая во мне только осталась, когда я обращаюсь к Нему со всей своей любовью, которая во мне только ещё, может быть, совсем немного теплится, тогда Бог всегда ответит мне утешением. «Не плачь» значит прощаю тебе твои грехи. «Не плачь» значит никогда не смей больше возвращаться к тому, что Я Сам простил тебе. «Не плачь» значит никогда больше не носи в себе мёртвой надежды, она теперь жива. «Не плачь» значит все твои слова вновь имеют силу. «Не плачь» значит, -говорит Господь, - Я с тобой.

Сегодняшнее Евангелие особенным удивительным образом так живо показывает нам всегдашнее присутствие Бога. В какой бы смертной тени мы не оказались. Бог всегда следует за нами, только стоит довериться Его слову, только стоит поверить Его слову. И когда Он говорит: «не плачь», - только стоит перестать верить в смерть и поверить в жизнь, только стоит перестать верить в то, что всё прах и поверить в то, что душа вечна, и поверить в то, что она не просто вечна, а ещё и в то, что она любима Богом.

Как только мы в это начинаем верить, тогда в нашей жизни из мертвых воскресают и наша любовь, и наша надежда, и мудрость жизни, и смысл жизни. Как только мы начинаем верить, тогда на горизонте нашей жизни перестает маячить кладбище, появляется высокая Голгофа, но Голгофа – как начало первого шага к небу, к вечности, тогда в нашей жизни появляется не закатный час, а предрассветная вечность.

Господь сегодня воскресил сына наинской вдовы, потому что она поверила Его слову и отозвалась на Его призыв: «не плачь, не верь в смерть». Дай, Господи, чтобы каждому из нас хватило таких же сил не верить в смерть, чтобы каждому из нас хватило сил доверить свою жизнь Его слову, чтобы в каждом из нас хватило сил через мрак своего горя услышать Его слово любви и поверить Ему, и тогда в жизни каждого из нас света станет больше.

Господи, прими нашу надежду и нашу молитву, и как тогда, Господи, Ты прикоснулся к одру, на котором несли единственного ребенка вдовы из города Наин, так и сейчас, Господи, не погнушайся одра моей жизни, в которой столько много умершего, Господи, услышь наши надежды, утешь нас, воскресни, Боже. Аминь.

20 октября 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1402