О хозяине виноградника

22.10.2019
Просмотры: 1552

«Как это возможно? XXI век на дворе. Какой наследник? Какой сын виноградаря? О чём вы говорите? Весь этот виноградник, вся эта жизнь – она наша. О чём вы говорите? Кто это ещё приходит? Тот, Кто привел тебя сюда, в твою жизнь. И Он приходит не отнять эту жизнь, Он приходит, чтобы в этой жизни сделать тебя счастливым, разделив с тобой твою радость, не отнять, а разделить, чтобы вкусить от твоих плодов и порадоваться твоему старанию».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Почему нам мешает Бог? Для кого-то этот вопрос может показаться очень странным. Может быть, и было бы хорошо, чтобы это вопрос остался странным, если бы не наши дела, которые так и говорят: Ты нам мешаешь, не место Тебе в нашей жизни. Вот дела так говорят. Конечно, если спросить меня: Он мешает тебе? Навряд ли я скажу: мешает. А дела? Они говорят об очень многом.

Сегодняшняя притча о нас, да, о нас, которым мешает Бог. Я хотел бы перечитать эту притчу на русском языке для лучшего понимания и усвоения церковнославянского языка.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф XXI, 33-42).

Святые отцы, говоря об этой притче, размышляя о ней, указывают на нашу жизнь. Всё, что мы имеем, виноградник нашей жизни – это подарок доброго хозяина, который позаботился обо всём. Он посадил этот виноградник, оградил его, поставил точило, поставил башню, чтобы сохранять его, дал законы, а самое главное, в этот виноградник привел Своих делателей.

Говорит: возьмите всё это и пользуйтесь этим, и от вас жду только одного – когда придёт время плодов, не сейчас же, не каждый раз, не каждый день, но когда придёт время плодов, как то, что является естественным проистеканием вашего труда, тогда поделитесь со Мной этими плодами, потому что всё это ваше, но то, чем вы поделитесь со Мною, будет тоже вашим, но это станет вашей благодарностью.

В этой притче мы видим, как виноградари поступают с теми, кого посылает хозяин: с пророками, с апостолами. Они приходят и говорят о правде: мол, Хозяин, Отец, Он ждёт твоей благодарности. Ты можешь даже сам к Нему как бы и не приходить, в том смысле, что Он не ждёт, чтобы ты сейчас же наложил эту поклажу, и бросив свою жизнь, свой виноградник, отправился к Нему в путь. Оставайся здесь, в своём винограднике, мы принесём Ему эту благодарность.

Приходят к нам и сегодня в нашу жизнь те, кого Господь посылает, говоря им: вот это Мой, он не оставит вас. В том понимании, когда рядом с нами оказываются люди, нуждающиеся в нашем элементарном человеческом внимании, когда в нашей жизни всё для этого есть, и появляются те, которые смотрят на нас глазами неба. Или правильнее сказать: через которых Господь смотрит на нас Своими глазами.

Когда человек перестает жить благодарностью, об этом и постоянно напоминаем себе, то эта неблагодарность делает его хищником, вороном. Ведь моя неблагодарность – это не просто то, чем я не поделился, а то, что я божественного, себе не принадлежащего украл у других для себя, потому что благодарность – это слава Бога в других. И когда я благодарю, я славлю Его в других.

Виноградари, будучи злыми не от рождения, а от испорченности, которая наступает от того, что человек перестает размышлять и вспоминать о Том, Кто привел его в этот виноградник, Кто подарил ему жизнь, Кто подарил ему всё, и не потому что ты заслужил, а потому что Он просто любит тебя и подарил тебе всё это, когда человек перестает об этом размышлять, он всё присваивает себе.

Мол, и жизнь – это моя жизнь. Как будто бы ты сам себе её создал! И всё, что вокруг – это моё. Как будто бы ты сам себе родил этих друзей, которых Бог тебе привёл! И всё, что я умею и всё, что я могу – это потому, что я всегда над этим трудился, и я этого хотел.

Да, - говорит Господь, - но Кто дал тебе разум, Кто дал тебе душу живую? Кто дал тебе свободу? Кто дал тебе интерес к жизни, Кто подарил тебе радость любить, Кто подарил тебе радость дружить? Кто подарил тебе эти чувства, которые вдруг вспыхивают в твоём сердце, как яркий огонь среди темной ночи, и согревал этот огонь сколько раз тебя, сколько раз тебе показывал правильную дорогу? Кто зажигал этот огонь? Твой ум? Твои знания? Или Тот, Кто всё это подарил тебе?

И ищет Он от тебя благодарности, как если бы ты, увидев путь, дорогу, по которой можно выйти из сложных обстоятельств жизни, ночью найти тропу или в пустыни найти источник, так вот благодарность – это значит взять кого-то с собой на эту тропу, кого-то с собой подвести к этому источнику.

Благодарность – это не значит растолкать всех и встать первым, это позвать с собой: пойдём, вот она дорога, пойдём, вот он источник. Вот Христос, рассказывая притчу, говорит: Бог посылает к этим виноградарям таких людей, в надежде на то, что они поделятся с ними этой дорогой, этим светом, впрочем, который принадлежит не виноградарям, а их труд заключается в том, чтобы взять с собой тех, для которых позаботился хозяин виноградника. Он достаточно его насадил, этого винограда, и всем места хватит.

Но неблагодарность всегда делает из людей хищников. И когда приходит наследник, помните, этот хозяин посылает своего сына. Самый, наверное, трагический ужас этой притчи заключается в том, что виноградари узнают этого сына. Трагический, потому что мы понимаем, что этот самый хозяин этих людей взял из своего дома и сказал: вот вам ваша свобода, моя свобода.

Они узнают в нём наследника, потому что знали его прежде. И что говорят? Мешает он нам, пойдем, убьем его и завладеем всем его наследством. Мы станем наследниками не через любовь Сына, а через кровь Сына. И весь парадокс любви Отца заключается в том, что так и происходит.

Христос эту притчу говорит о Себе. И когда Его убьют, и когда оголтелая толпа закричит: кровь Его на нас и на детях наших, - так и окажется, Его кровью будем искуплены от проклятия смерти. Через Его кровь приближаемся к наследству, но завладеть этим наследством можно только тогда, когда с этой кровью смешается наша благодарность.

С этого мы начали с вами размышлять – как часто нам кажется, что Его присутствие в нашей жизни, с одной стороны, безусловно, важно и нужно, мы это понимаем, но, с другой стороны, сколько налагает на нас того, что мы называем для себя невозможным.

Мол, как это возможно? XXI век на дворе. Какой наследник? Какой сын виноградаря? О чём вы говорите? Весь этот виноградник, вся эта жизнь – она наша. О чём вы говорите? Кто это ещё приходит?

Тот, Кто привел тебя сюда, в твою жизнь. И Он приходит не отнять эту жизнь, Он приходит, чтобы в этой жизни сделать тебя счастливым, посредством того, чтобы разделить с тобой твою радость, не отнять, а разделить, чтобы вкусить от твоих плодов и порадоваться твоему старанию.

Вот Бог приходит в виноградник моей жизни, чтобы вкусить этих плодов: каковы они? А может быть их вовсе и нет? Именно поэтому я прогоняю Его постоянно из виноградника своей жизни. Может быть потому, что я очень ленивый?

И, в общем-то, голос Отца, голос совести, голос Церкви для меня так внутренне напряжённо горько звучит, не потому что что-то хочет взять у меня, а потому что мне и дать-то нечего. Потому что этот голос звучит о любви, а я научился только ненавидеть. Этот голос звучит о правде, а я научился только врать. Этот голос звучит о честности, о святости, о чистоте, а вся моя жизнь – это мрак, оборванные слова, недописанные письма, нераскаянные грехи.

Виноградари, может быть, потому и выгоняют Его, что им и поделиться нечем. Но тогда тут бы сказать Наследнику: видишь, у нас совсем плохой урожай, останься с нами, помоги нам всё исправить. Но и с этим кислым виноградом некоторые из нас соглашаются остаться и выгоняют его из своей жизни, вон, подальше, и там за воротами жизни убивают.

Притча, которую мы услышали, конечно, о ветхозаветной церкви, но эта притча и о нас с вами. И о том скольких людей мы вывели за ограду своей жизни и там убили своим безразличием, насмешками, безумством. Скольким людям мы так и не смогли дать плодов своего винограда, постоянно, как нам кажется, делились с ними тем, от чего их просто корежило, от кислоты и горечи этих несъедобных плодов нашей жизни.

Скольких мы пичкали своими поучениями, наставлениями, высокомерием, лицемерием. Сколько раз мы, принимая Его слуг – голоса совести, прочитанной из книги святого отца строки, которые врываются в нашу вдруг жизнь каким-то вопросом или укором, сколько раз этому прочитанному или услышанному мы отвечали своими горькими плодами: одних побили, а других убили.

И всё ещё продолжаем отравлять нашу жизнь, потому что-то, что делает её пригодной, оставляем за оградой – Бога, Его слово, деятельной к Нему любви. Мы все живём этими страстями, и так больно раним других.

Притча о винограднике – это ещё притча о том, что Господь уже сейчас идёт Сам к нам. Вот прямо сейчас. И говорит, что во времена свои придёт за Своими плодами. И Бог это время называет сегодняшним временем. Коль скоро мы сейчас слышим эту притчу, значит и сейчас Бог идёт ко мне. Каким урожаем я Его встречу? Да и замечу ли я Его?

А самое главное, хватит ли во мне мужества открыть перед Ним дверь Его виноградника? Что Он там обнаружит? Истоптанные надежды? Вырванные с корнем добрые посевы? Измятый с грязью виноград надежды, любви, веры? Что Он увидит в моём винограднике?

Если я сейчас же вижу ужас своего виноградника, значит самое время попросить Его, как доброго хозяина: останься со мной, прости, я не смог сохранить то, что Ты мне подарил, но помоги мне всё исправить, научи меня любить, научи меня верить, помоги мне надеяться.

Господи, может мне сейчас и нечего дать Тебе, но не от того, что я не хочу, но от того, что мне горько делиться этим кислым виноградом. Господи, стань солнцем в моей жизни, чтобы этот виноград стал смелым, стань дождём в моей жизни, чтобы омыть меня от грязи, в которую я втаптываю Твои дары, таланты, которые Ты мне, Господи, дал.

Господи, войди в виноградник моей жизни и найди в нём то, что угодно Тебе, и меня, Господи, найди в нём угодного Тебе, и не отдай меня злым другим виноградарям, и не отдай меня злой смерти, и не погуби меня, Господи, всё моё – это Твоё, а всё Твоё – это моя жизнь, Господи. Аминь.

15 сентября 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1552