О преподобном Сергии

17.10.2019
Просмотры: 1187

"Преподобный Сергий был таким тихим дуновением ветра, в котором Господь являл Свою бесконечную любовь, и рядом с ним ты понимал, для чего нужна жизнь, и почему в ней нужно бороться, рядом с ним ты понимал, что есть вечность, которая намного ценней всех наших временных обстоятельств, а значит эти временные обстоятельства нужно с легкостью переступать".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всей нашей русской земли подвижника, чудотворца, молитвенника, хранителя. Я, поздравляя вас с днём памяти преподобного, приветствую вас и с престольным праздником здесь, в городе Лермонтов, нашего Сергиевского храма.

Каждый раз, когда мы открываем житие преподобного Сергия, которое составлено людьми, что учились от него, от его дела, от его отношения, от его слова, чувствуешь, как будто бы личное, близкое присутствие рядом с преподобным Сергием. Вот и сегодня, перед тем как совершить богослужение, наверное, как многие из вас, перечитывал житие преподобного Сергия, чтобы, когда приду в храм и буду общаться с угодником Божиим, в памяти этот образ представлять совершенно отчётливо таковым, каким он был. Н е таким, каким себе я его могу представить, а таким, каким его запомнили те, кто жили рядом с ним в его святой обители.

Мы знаем, что он был человеком верного служения Богу, и он был человеком очень бесстрашным. Несмотря на все испытания, которые ему пришлось по-человечески пережить, хотя он жил не в окружении людей, а в окружении леса, однако же из его собственных рассказов, которыми он открывал свою жизнь своим ученикам, мы знаем, что и в этом дремучем лесу он испытывал то, что испытывает каждый из нас, обуреваемый духами злобы.Оказывается, что благополучное устройство жизни и некий признак этого благополучного устройства зависит не от того места, где ты пребываешь, а от того зависит, на Кого ты надеешься.

Злые обстоятельства в виде помыслов, отчаяния, страха, злых людей, недобрых прохожих, нападают на всякого человека, водимые, гонимые духом злобы, где бы этот человек не находился. Не высокие стены, не глухая и непролазная чащоба леса, не надёжные укрепления, ничто не может избавить человека от врага, который нападает на наше сердце, на нашу душу.

 Ведь поражения, как и победы, начинаются не снаружи, а внутри. Сначала человек побеждает свой страх, потом выходит на брань и побеждает внешнего врага. А если не победить внутреннего, как ты выйдешь на эту брань? Сначала человек преодолевает горечь своего сердца, своё маловерие, своё отчаяние, а уже тогда может победно любить других, доверять другим. А если ты, внутри отчаявшийся, если ты не имеешь упования на Бога, как ты тогда сможешь поверить другому человеку?

Преподобный Сергий стал примером человека, сумевшего преодолеть самое тяжёлое, самое, кажется, прилипчивое и несговорчивое – в себе ветхого человека. Как и апостол говорит: бедный я человек, что хочу доброе делать, не делаю, а злое творю. Преподобный Сергий сумел силой своей надежды на Бога, силой колоссального труда, он постоянно сам трудился, и это оставил, как завет, своим ученикам: всегда быть в состоянии подвига, никогда не ослабевать, никогда не убирать своей молитвы в глубокий шкаф вместе с закрытым молитвословом, никогда не оставлять своего человечества ни в каких обстоятельствах, всегда оставаться человеком. Как обнаженным оружием против того, кто ненавидит человека – дьявола, который от зависти к любви Божией ненавидит создание Божие и всяко старается подтолкнуть нас к этой ненависти, бросить нас в тьму, из которой бы мы сказали: нет света, нет Бога, нет надежды.

Преподобный Сергий каждый раз, когда нападения на него совершались, вооружался горячим плачем о своих грехах и о своём недостоинстве. Понимание этого недостоинства заключалась не в том, что он видел только лишь себя самым наихудшим человеком, хотя худого и недоброго он ничего не творил, но он видел себя, человека немощного без Бога, одинокого без Божественной любви. Он видел себя человека слабого без сильного Отца. Он видел себя человека, как лишенного всякой надежды без Того, Кто есть смысл жизни. И тогда, когда он изо всех сил молил Бога, чтобы преодолеть мрак, нападающий на него, его сердце загоралось светом, который потом изливался и через уста, когда он говорил: любовью и единением спасемся.

Преподобный Сергий, кажется, весь состоял из всего того, что мы можем назвать русским: из чистого неба, как своей чистой и непорабощённой свободы от греха, из прозрачной души, как наши русские прозрачные реки, которые не омрачаются отчаянием или мраком уныния. Он состоял из многоцветий, которыми Бог украсил нашу русскую землю, и эти многоцветиями в преподобном Сергии были его молитва к Богу, благоухающая и цветущая, его внимательное отношение к другим людям, когда они приходили к нему, как в русское поле выходили, снова находили для себя глоток живительного воздуха.

Преподобный Сергий сам, умея бороться с тем, кто губит свободу, помогал другим людям возвращать эту свободу себе. Он был примером не многих книг, оставленных после себя, но собственной жизни, прожитой ради Бога в любви к людям. К преподобному Сергию ходили искать человеческого утешения. Он не мог одарить золотом, ибо до конца дней своих, как он говорил, в детстве не носил золота, и в старости нечего мне притрагиваться к нему. Хотя был и игуменом монастыря, ставшим известным и любимым многими и многими: и князьями, и простыми людьми, и священниками, митрополитом.

Он был человеком, к которому приходили искать не той человеческой силы, что может решить проблемы без участия сердца. А к нему приходили для того, чтобы укрепить своё собственное сердце, свою веру. Люди смотрели на преподобного, который смотрел на Бога, и через него видели то, что видит преподобный. Он не умел злиться, и люди переставали злиться. Он говорил тихо всегда и спокойно, и вокруг него наступала тишина, которая мало-помалу вникала в душу человека, и человек начинал слышать голос своей совести, тех, кто рядом с ним. Преподобный Сергий был таким тихим дуновением ветра, в котором Господь являл Свою бесконечную любовь, и рядом с ним ты понимал, для чего нужна жизнь, и почему в ней нужно бороться, рядом с ним ты понимал, что есть вечность, которая намного ценней всех наших временных обстоятельств, а значит эти временные обстоятельства нужно с легкостью переступать.

Рядом с преподобным Сергием ты чувствовал себя, как говорят об этом те, кто был рядом с ним, любимым Богом, настоящим человеком, мужественным, как князь Дмитрий, который пришел к нему за благословением и услышал шепот преподобного в самое свое ухо: ты победишь. И говорил он это не потому, что знал будущее, но потому, что знал, кто уповает на Бога, тот всегда побеждает, тот всегда побеждает страхи, плен, тот всегда светел. Да, - говорит, - многими мученическими венцами украсится наша земля, но эти мученические венцы принесут ей у Бога славу и у людей любовь.

Вот и сегодня мы все, находясь здесь, в Сергиевском храме, как в его малой келье, большой кельей преподобного Сергия называется его обитель, Лавра, где он и почивает своими многоцелебными мощами, находясь здесь, в его малой келье, а он многие обители и многие храмы благословил построить по лицу земли русской, мы как будто бы слышим его верное слово, которому нельзя не верить: ты победишь. Слышим это слово и верим ему, и вновь поднимаемся на бой против своих сомнений, отчаяний, против своей холодной молитвы, против своего иногда жестоко и бесчувственного сердца, против своей уснувшей души, чтобы разбудить её против неправды в себе, чтобы правды стало больше вокруг.

Мы, слыша голос преподобного, встаём против ветхого человека и просим: преподобне отче Сергие, помоги нам победить себя ветхих, как и ты победил, помоги нам любить Бога, как и ты Его полюбил, помоги нам достичь Его Царства, где ты, преподобне отче Сергие, встречай и нас, и поддержи нас своими молитвами. Аминь.

8 октября 2019 года. Сергиевский храм города Лермонтов

 

1187