О заботливой руке Божией

«Если во мне хватит совести и честности оглядеться вокруг себя, я могу посмотреть на эти наполненные рыбой лодки своей жизни. Бог столько мне всего и всегда даёт, даже с преизбытком, но я всего этого очень часто не замечаю. Вернее, я замечаю только то, что хочу сам выхватить для себя, я не всегда благодарю за это, я всегда всё списываю на обстоятельства, но никогда перед своими глазами или, во всяком случае, очень редко вижу Его заботливую руку, Его любовь».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Бывают такие в жизни обстоятельства, глядя на которые, некоторые из нас говорят: одно к одному, когда же это всё закончится? И, действительно, когда заканчивается черная, и начинается белая полоса? Или жизнь вовсе не полосатая? Вот об этом сегодняшнее Евангелие.

Я хотел бы вновь вернуться к этому евангельскому тексту и вместе с вами его перечитать, и для лучшего понимания церковнославянского языка я прочту это Евангелие по-русски. Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии пишет следующее: «однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». (Лк V, 1-11).

Человеку, который не умеет видеть жизнь в себе и вокруг себя, всё происходящее кажется только лишь стечением обстоятельств, то есть всё происходящее – это те события, которые складываются из разных совокупностей явлений. И, как будто бы, тот человек, с которым складываются эти обстоятельства, вовсе и не при чём, он, как будто бы, стоит со стороны и наблюдает за происходящим, и всё, что происходит наваливается на него.

Ему кажется, что нет его собственной причины в том, что так бывает, и, в особенности, если происходит какая-то череда неудач. Вот, не повезло, - один скажет. Другой скажет: ну, так вышло. Третий ещё найдет какую-то причину. Такую же причину нашёл и апостол Пётр. Что же за причину он нашёл?

В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Христос, придя на озеро, проповедует людям, собравшимся там. Святитель Феофилакт Болгарский очень интересную вещь замечает. Говорит он так: Христос просит Петра, чтобы тот позволил Ему сесть на его лодку и немного отплыть от берега. Не хочет, - говорит он, - чтобы кто-то был за спиной у Христа. Господь всегда общается к нам лицом, даже тогда, когда, как мне кажется, я прячу от Него своё собственное лицо, даже тогда, когда, как мне кажется, что я могу спрятаться от Него за какие-то обстоятельства.

Бог и там всегда находит меня и поворачивается ко мне Своим лицом. Он всегда прямо смотрит на меня и вот оттуда учит. Люди слушают Его слово. И каждый, как и сейчас мы здесь в храме, это слово прислоняет к разным фактам, событиям своей собственной жизни.

Вот, как и сейчас, Бог всегда видит меня, и как бы я не отворачивался от Него и не заходил за Его спину, Он всегда повернётся ко мне лицом. Никогда не оставит меня в тени. Так вот и тогда люди слушали слово Христово.

Мы не знаем о чём говорил тогда Христос, но со всей очевидностью можем говорить, что, как всегда, Он говорил людям о самом главном: о том, что Бог их любит. И это означало очень многое в жизни, потому что тогда, когда тебя любят, тогда, когда твоя жизнь небезразлична, и тогда, когда всё происходящее вокруг тебя, это не просто какие-то обстоятельства, а Его промысел о тебе, Его забота о тебе, тогда многое начинает проясняться.

Наверное, Пётр также думал. И вот тогда он думал: ну, что ж так мне не везёт с ловлей рыбы? что мне принести сегодня домой, кроме пустых вымытых сетей? чем же мне теперь кормить семью? Всё вроде бы понятно и ясно, но как можно принять вот эти обстоятельства плохой рыбалки, которая не принесла никакой пользы, одни потраченные силы, надежды, усталость, а может быть даже граничащая с отчаянием – вот что теперь он принесёт домой?

Христос просит Петра: выплыви, брось свои сети вместе со своими друзьями. Опытный рыбак Пётр отвечает Ему: мы всю ночь ловили и ничего не поймали. Он хорошо знает, как складываются обстоятельства. Видите, он прямо указывает на них: мы делали всё вовремя и правильно, но вот вышло так, весь наш труд не увенчался никаким успехом. Он опять не замечает того, что Бог есть причина всего происходящего вокруг нас.

И если ты к этому происходящему вокруг тебя относишься как Его слову, как к Его желанию, как к Его испытанию, которое Он даёт, чтобы увидеть во мне любовь к Себе, то тогда всё может поменяться.

Пётр так и говорит Христу: но по слову Твоему я сделаю, что Ты говоришь. То ли от отчаяния, то ли от досады, а то ли от того, что сейчас перед ним громадное количество людей, которые только что слышали Христа, и вот теперь они станут свидетелями – чему? Пётр ловит рыбу, тащит на корабль, не справляется, подходят товарищи, обе лодки начинают тонуть. И последнее хуже первого.

Только что эти лодки были пустыми, и они, сохранив свои жизни унылые, стояли на берегу, а теперь эти лодки полные, и они как бы и счастливые, но, видящие такой улов, тонут. Что же с ними происходит? Петр говорит Христу: выйди от меня, Господи, я человек грешный.

Вот только теперь он начал понимать, что все обстоятельства его собственной жизни – это не что иное, как бесконечное проявление любви Божий, заботы. Бог всегда говорил с ним, только вот Петр не всегда отвечал Ему. Ведь ответить Богу – это значит стать сопереживателем этих обстоятельств, и пережить их таким образом, чтобы в том, что ты говоришь в ответ, была жизнь.

Проще говоря: вот есть обстоятельства болезни, а твой ответ – благодарность и надежда. Вот есть обстоятельства каких-то кажущихся одно за одним происходящих печальных событий, а твой ответ – терпение, смирение. Это не тогда, когда ты на эти обстоятельства, отмахиваясь рукой, говоришь: один я никому не нужен, и никого нигде нет, и всё проклято, и жизнь закончилась, и всё не имеет смысла, глупость. Глупость.

Бог всегда стоит ко мне лицом, только вот я очень часто отворачиваюсь от Него и пытаюсь Его увидеть там, где Его нет: в своих отчаянии, лени, неблагодарности, в нежелании что-то поменять в жизни, в нежелании добрых дел, даже в нежелании о ком-то сказать хорошее слово. Легче сказать дурное. Ну потому, что так складываются обстоятельства, все вокруг плохие. А я в пустой лодке.

Апостол Пётр, тогда ещё только призываемый, говорит: Господи, выйди от меня, я человек грешный, Ты даёшь мне то, чего я не просил. Даже был как бы и против этого, - ничего, мол, не поймаю. И не просил, но хочу поймать, помоги мне. Ладно, - говорит, - потому что Ты так говоришь, я это сделаю. Но не от того, что сам в этом нуждаюсь, а от того, что не просил и поймал такой улов, уразумел, что с ним Сам Бог, который всегда дает нам то, что нужно в жизни, и столько, сколько нам нужно.

Если во мне хватит совести и честности оглядеться вокруг себя, я могу посмотреть на эти наполненные рыбой лодки своей жизни. Бог столько мне всего и всегда даёт, даже с преизбытком, но я всего этого очень часто не замечаю. Вернее, я замечаю только то, что хочу сам выхватить для себя, я не всегда благодарю за это, я всегда всё списываю на обстоятельства, но никогда перед своими глазами или, во всяком случае, очень редко вижу Его заботливую руку, Его любовь.

Мол, так случилось, так вышло. Да нет, Бог в моей лодке. Ничего бы не вышло. Даже собственной моей жизни бы не вышло. Не жить мне, если бы не Его взгляд в мои глаза. Не жить мне, если оказаться у Него за спиной. Да и Он всегда отыскивает меня.

Спасаются лодки, спасаются будущие апостолы, вытаскивают на берег громадный улов, радуются. И теперь уже так свободно радуются, свободно от обстоятельств. Потому что, если раньше всё их возвращало к прежней жизни, в том числе, и улов, то теперь они всё там бросают и идут за Христом Спасителем. Становятся Его учениками после слов Христа: сделаю вас ловцами душ человеческих.

Теперь все обстоятельства, которые случились с ними, становятся не поводом вернуться к обычной жизни, а поменять всю свою жизнь, стать по-настоящему другими.

Вот и в моей жизни сколько раз было много таких обстоятельств! Сколько было таких чудесных уловов! Сколько раз было столько Его милости ко мне! И сколько раз это меня поменяло? Что-то это поменяло в моей жизни? Не схватился ли я за эти обстоятельства, как будто бы голодное создание, думая, что теперь на долгие годы мне хватит этого пропитания? Не сделал ли я этот дар пользой для других: дар жизни, дар слова, дар памяти, дар любви, дар дружбы, дар свободы, дар ума?

Сколько Господь каждому из нас таких даров дал. Но сделались ли эти дары средством, чтобы, во всём видя Его промысел, поменять свою жизнь и послужить Тому, Кто есть причина всех обстоятельств? И наконец-таки, их сделать совсем иным поводом быть человеком: прощать, надеяться, верить, молиться, ждать, терпеть, помогать другим, и прощать, и терпеть, и надеяться, и верить.

И ещё сегодня святитель Феофилакт Болгарский замечает: смотри, никого Господь не оставляет без награды: Петра попросил о малом: отплыви на лодке, побуду в ней. И сколько дал ему награды. И нас просит совсем о малом: чуть-чуть потрудись, немножко, самую малость, без своей награды не останешься, твоя жизнь будет полна рыб и больших, и малых. Никогда не оставлю твою жизнь пустой, если впустишь Меня к себе и немножко со Мной побудешь. Увидишь, она будет наполнена до краев жизнью, смыслом, любовью, надеждой. И ты всегда пристанешь к берегу, к вечной жизни.

Эта удивительная история продолжается каждый день. И сегодня Господь сидит на корме лодки моей жизни. И сегодня говорит мне: потрудись немного. И сегодня мне, как и Петру, следовало бы ответить Ему: по слову Твоему сделаю, хотя вся моя жизнь сплошные печальные обстоятельства, всю ночь трудился, сколько бьюсь. Ничего не выходит. Но по слову Твоему сделаю. И увидишь, не лишишься радости, любви Давшего жизнь великого и святого Бога. Аминь.

6 октября 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

Просмотров: 217

Поделиться

VK:39834