Об охлаждении любви

11.10.2019
Просмотры: 1498

«Охлаждение любви – это не тогда, когда вокруг меня холодно, а тогда, когда изнутри меня, из сути моей жизни, из моей души, из моего сердца перестает излучаться жар любви к Богу, доверие Ему, как я уже сказал об этом, тоски по Его слову, по Его имени, стремление, жажда общаться с Ним, когда всё общение с небом я заменяю на общение с тем, что мне кажется так надёжным, с миром, о котором Господь говорит: камня на камне здесь не останется».

Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с попразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И в эти дни, совершая свою молитву, мы вникаем в Священное Евангелие, которое всегда наполняет богослужение особым смыслом, и этот смысл заключается в том, что в Своем Евангелии Господь отвечает каждому из нас на вопросы нашей жизни.

Я хотел бы вновь перечитать Евангелие, чтобы вместе с вами уразуметь эти Божественные ответы на наши вопросы. Я перечитаю Евангелие, которое мы только слышали по-русски для лучшего понимания церковнославянского языка.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «и выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: 'Я Христос', и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это-начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется». (Мф XXIV, 1-13).

Каждый раз, когда мы осматриваем свою жизнь, она, вольно или невольно, особенно тогда, когда мы рассматриваем свою жизнь, не поднимая головы к небу, кажется для человека самым прочным, самым надежным местом. Вот и сегодня ученики ведут Христа показать Ему стены храма. И кажется, глядя на стены Иерусалимского храма, что ничто не может изменить существующего порядка, что, если что-то на земле сделано очень надежно, добротно, крепко, убедительно, со всей основательностью, то ничто не может это разрушить.

По-другому скажу. Нередко все наши помышления, размышления, все наши переживания, все наши заботы и хлопоты связаны именно с этим: мой дом – моя крепость, всё устроить надежно. Так некогда родители говорят о своих детях: сначала нужно побеспокоиться об этом, затем об этом, сделать для своих детей это, третье, десятое, дом, что-то ещё, и вот тогда уже можно быть совершенно спокойными о них. Всё кажущееся нам спокойствие начинается от того, что всё благополучно устроено вокруг нас, удобно, надежно. Как сказал бы современный человек: гарантированно благополучно.

Но Христос на все эти надежные в кавычках упования человека на земное говорит следующее: здесь не останется камня на камне, всё будет разрушено. Не потому, что Бог хочет разрушения, а потому, что всё, что мы делаем в своей жизни без взора к небу, рано или поздно рушится и превращается в развалины и пепелище. Всё, что мы в своей жизни делаем, уповая только на надежность своих друзей, при этом, не имея дружбы с небом, уповая на любовь людей, которых мы любим, при этом, понимая, что сама эта любовь питается не из добродетели, а из страстной привязанности, из привычки, из так называемых принятых обязательств, а не из жертвы, не из сострадания, не из милосердия, всё это рано или поздно превратится в прах.

Господь говорит, что самой главной правдой, самой главной силой, за которой мы всегда должны следовать – это сила упования на Бога и жизнь по Его закону. Или по-другому скажу: жизнь по Его слову, по слову, которым Он привлекает нас к Себе. Сила нашей жизни – это лёгкое прикосновение к ней, это постоянное устремление к Тому, Кто создал нам этот мир для того, чтобы в нём мы соскучились по Богу, а не строили для Него место, чтобы эта печаль, эта тоска о Боге привлекала нас к Нему, к небу, а не, напротив, чтобы, не лишившись этой тоски, мы не наполнили свою жизнь пустыми ожиданиями, представлениями, изображениями.

Господь говорит о последних временах, и, говоря об этих временах, апостолы задают Ему вопрос: когда же это произойдет? И задают Ему вопрос не от одного-единственного ожидания для себя – встречи с Ним. Но и мы нередко, когда слышим какие-либо предупреждения о грядущих катаклизмах, часто ли задумываемся о том, к чему они ведут нас? Или, напротив, услышав об этом, еще глубже, что называется, зарываем себя в землю, чтобы навсегда остаться в ней?

Когда мы слышим о бедствиях, когда мы слышим о боли, когда мы слышим о чужой нужде, когда мы слышим о чужом одиночестве, что происходит тогда с нами? Когда мы слышим об этих вызовах мира, который гибнет? Ведь всё это услышанное свидетельствует о том, что мир гибнет.

Мы нередко еще глубже зарываем, если так можно сказать, свою собственную совесть в себя самих, ещё глубже и сильнее начинаем задерживать в себе дыхание своих добрых дел, зажмуривать изо всех сил глаза, чтобы не видеть происходящего вокруг себя, и говорим о том, что самым надёжным только то, что сделал я является, и ещё больше укрепляем, как нам кажется, эту надёжность тем, что задраиваем наглухо все окна и двери в своей жизни.

Христос говорит о том, что от умножения беззакония во многих охладеет любовь. И сегодняшние эти Его упреждения, они так живо относятся к каждому из нас, потому что охлаждение любви, когда мы начинаем это особенно замечать, это не только тогда, когда к нам начинают относиться плохо, это естественная реакция на то, когда я перестаю сам гореть этой любовью. Охлаждение любви – это не тогда, когда вокруг меня холодно, а тогда, когда изнутри меня, из сути моей жизни, из моей души, из моего сердца перестает излучаться жар любви к Богу, доверие Ему, как я уже сказал об этом, тоски по Его слову, по Его имени, стремление, жажда общаться с Ним, когда всё общение с небом я заменяю на общение с тем, что мне кажется так надёжным, с миром, о котором Господь говорит: камня на камне здесь не останется.

Сегодняшнее Евангелие, которое говорит нам о скоротечности времени, и о том, что Господь грядет к каждому из нас, и то, что никому из нас не миновать встречи с Ним, зовет нас по-хорошему, по-человечески, от глубокого своего упования к Богу возжелать общения с Ним в молитве, в добрых делах, в богомыслии, в чтении Священного Писания, в общении с Ним посредством общения со святыми, которые угодили Богу своей жизнью, или правильней, по-другому сказать, показали Бога в своей жизни посредством своих собственных дел. Когда мы истоскуемся по Богу, тогда Бог и услышит наше упование на Него.

Сегодняшнее Евангелие зовет нас выйти из укрытий собственной жизни, из того, что мы называем созданной для нас благополучной средой, зовет нас выйти из наших собственных привычек, в которых кроме себя самих мы никого больше не видим, и посмотреть на небо, посмотреть в ту даль, которая открывается нам горизонтом, на котором стоит Его Крест, взять этот крест и понести его. Претерпевший же до конца, - говорит Господь, - спасется. Спасется тот, кто сможет пережить не войны вокруг себя, а войны в своём сердце.

Спасется тот, кто сможет искать горячей любви не от других, а самому дарить эту горячую любовь другим. Спасется тот, кто сможет преодолеть в себе всякое беззаконие через свою жертву, через свою святость жизни, через чистую молитву, через искреннюю дружбу, через настоящую любовь. Аминь.

28 сентября 2019 года. Петропавловский храм города Новопавловска

 

1498