О родительском празднике

03.10.2019
Просмотры: 1124

«Праздник Рождества Божией Матери, конечно, по-своему, наверное, первейшему значению – это праздник родителей, это праздник родительской любви, это праздник настоящих отношений, в которых нет характеров, которые сходятся или не сходятся, в которых нет того, что мы лукаво, лживо называем: совпадение или несовпадение, а в которых есть исповедание».

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, жители Крем-Константиновского, паломники, гости, я всех вас поздравляю с престольным праздником этого храма, с Рождеством Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сегодня, совершая здесь молитву вместе с вами, естественно, памятуя о празднике, пытаясь насколько это возможно человеческим силам, благодаря Преданию нашей Церкви, вернуться к тем событиям Рождества Преблагословенной Марии, и переживая эти события, совершенно очевидно представляю себе, что тогда праздник рождения Марии, как и теперь для всех тех, кто сюда сегодня приехал, пришёл, собрался, был праздником своей радости.

Это было не торжество рождения в семье величайшего человека. Когда, если бы у императора родилась дочь, тогда, должно быть, вся империя ликовала, или у вельможи какого-то. У Иоакима и Анны родившаяся дочь собрала, должно быть, небольшое количество людей в их дом. Да, хотя бы потому, что сами Иоаким и Анна были людьми уже престарелыми, и многие их родственники, и особенно старшие, должно быть, к этому времени уже радовались рождению в их семье дочери, глядя на это рождение с высоты вечности. И тогда в том доме собралось немного людей.

Но те, кто собрался, каждый по-разному воспринимая происходящее, одинаково говорили: Бог посетил народ Свой. Уже престарелые Иоаким и Анна становятся родителями. Всю свою жизнь они, перенося поношение безчадства, не имея возможности родить детей, сохраняли в своей семье самое дорогое – верность Богу, преданность Ему. Не знаю, были ли в их жизни минуты тяжкого испытания, должно быть, были, как и в жизни каждого человека, когда в эти минуты кто-нибудь из них, да и говорил: ну, если Бог не даст, значит… И тогда принимал какие-то для себя решения.

Но для них, и мы это знаем из их жизни, эти обещания не означали, что они поменяют всю свою жизнь, и больше перестанут уповать на Него. Они продолжали надеяться на Его милосердие. И эту свою надежду они воплощали в любви друг к другу и преданности, и радости по отношению друг к другу. Они знали, что Господь их не оставил по одному только лишь признаку: эти люди очень друг друга любили, потому что они вместе любили Бога.

Так всегда бывает, когда человек, особенно, в своей семейной жизни, всю свою надежду, вот все свои глубокие чувства, всю свою радость, всю свою силу надежды возлагает на любящего Бога, тогда любовь этого человека простирается к вечности, тогда она не временна, тогда она не страстная, тогда эта любовь не подвержена тому, что, мы называем, сегодня или завтра. Она, питаясь из вечности, вечную радость приносит и в жизни людей.

В нашей жизни можно нередко услышать горькие слова признания: разлюбили, разошлись, не сошлись характерами, что-то там не сошлось, не склеилось, не получилось. И очень часто, к большому горю и к большой горечи, очень часто, к большому дурному примеру, эти поводы или, правильней сказать, ложные оправдания расставания в семье выдаются как нечто непреодолимое. Ну, ничего не поделаешь, не сошлись они своими характерами, не получилось у них.

И все вокруг как будто бы начинают кивать, говоря: да, расставание людей – это лучше. Расставание – это лучше? Нарушенные обещания – это лучше? Несохраненная, как добродетель, любовь – это лучше? Одиночество – это лучше? Кто-то скажет, что уж лучше тогда, расстаться, чем жить, страдая. Но сколько Иоаким и Анна вместе жили, сколько им приходилось страдать.

Ему говорили: жена твоя бесплодна, и по закону ты можешь взять себе другую, чтобы она родила тебе множество детей, и тогда ты продолжишь свой род. Сколько раз Анне, должно быть, говорили: не случайно ты бесплодна, должно быть, есть на тебе какой-то гнев Божий, какой-то грех, который не даёт тебе радости. Но, посмотрите, как они вместе преодолевали испытание бесплодия в своей жизни! Как они вместе верили! Как они вместе любили правду! И Бог не посрамил их любви.

Пожалуй, самое драгоценное достижение их жизни было то, что они оставались вместе даже до глубокой старости. А мы знаем: где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь. И вот Господь, видя любовь Иоакима и Анны, дает им Свое благословение, и через них делает последний шаг навстречу к человечеству – через них рождается Пречистая Богородица, Та, Которая без мужа родит Господа и Спасителя Христа. Через них в пространство человеческой жизни приходит правда Божия, которая основана на любви людей, верности людей, настоящей, искренней преданности людей – рождается Мария Дева.

Праздник Рождества Божией Матери, конечно, по-своему, наверное, первейшему значению – это праздник родителей, это праздник родительской любви, это праздник настоящих отношений, в которых нет характеров, которые сходятся или не сходятся, в которых нет того, что мы лукаво, лживо называем: совпадение или несовпадение, а в которых есть исповедание.

Любовь – это тоже исповедание. Любящий человек исповедует Бога, а человек, который быстро изменяет своей любви, также скоро изменяет и правде, и Самому Богу. И теперь, когда я произношу эти слова, я говорю не о других, а о нас с вами, потому что сегодня мы сопричастники радости рождения Божией Матери. И мы сегодня в доме Иоакима и Анны перед образом родившейся Марии размышляем о чуде любви в семье, которая всегда, даже и бесплодная, с плодом, которая всегда приносит утешение.

Порадуемся вместе с родителями Божией Матери, и не просто порадуемся вместе с ними, а эту радость распространим на всю свою жизнь, на жизнь своих родных и близких, на жизнь тех, кто с нами и на тех, кто вдруг когда-то нам скажет: ну, что-то у нас не выходит, наверное, нам лучше разойтись.

Тот, кто расходится друг с другом никогда не сойдется с Богом, потому что верность, обещание семейной жизни, потому что любовь и дружба, если они взгреваются добродетелью, они всегда настоящие, глубоки, живы, они всегда приносят свой плод. Конечно, если их поливать страстями, конечно, если их заливать своими сомнениями и человеческими немощами, то и живое погибнет, и не даст никакого плода.

Праздник Рождества Божией Матери – это обращенная к нам радость Иоакима и Анны, которым Бог дал дитя. И пусть эта радость найдёт в нашей жизни себе место. Пусть эта радость в каждом из нас найдёт себе надёжное место, из которого принесёт добрый плод.

Пусть Рождество Пречистой Богоматери, пришедшей сегодня в мир людей, отверзающей двери Царства Небесного для каждого из нас, будет желанным горизонтом жизни. Устремимся к Той, через Которую Бог стремится к нам. Аминь.

21 сентября 2019 года. храм Рождества Пресвятой Богородицы села Кременчуг-Константиновское, КБР

 

1124