«Человек смиренный уподобляется Самому Господу и Спасителю Христу, потому что и Господь по великому Своему смирению перед Своей собственной Божественной любовью к человеку воплощается, приходит в наш мир, и поднимается на самую высшую точку нашего мира – на Крест, стоящий на Голгофе. По смирению Своему Он отдает Себя в руки тех, кто казнит Его. По смирению Своему Он отдает Себя боли и предательству, уничижению и оплеванию, болезни и страданию. По смирению Своему Он отдает Себя служению человеку».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с нашей соборной молитвой, потому что это для каждого человека большая радость – помолиться вместе. Нам не всегда хватает и усердия, и сил, чтобы дома постоянно содержать себя в молитве. Но, вот когда собираемся вместе, то действительно чувствуем силу слов Евангелия: «где двое или трое собраны во имя Моё, там, - говорит Господь, - и Я посреди вас». Когда мы молимся вместе, мы молимся.
И сегодня я хотел бы вспомнить слова преподобного Силуана Афонского. Как эти слова кстати! Некоторые, - говорит он, - дожили до старости, а смирению не научились. В подвигах дожили до старости, а смирению не научились, а поэтому до сих пор ещё не знают, от чего бывают так печальны, унылы, раздражительны, расслаблены.
Смирение – это одна из величайших добродетелей, без которой, как без основания, невозможно никакое восхождение к Богу. Когда мы со смирением не воспринимаем даже саму нашу жизнь, то мы наполняем её безграничным отчаянием. Удивительно говорит преподобный Силуан Афонский: состарились в подвигах, но не научились самому главному.
Человек смиренный уподобляется Самому Господу и Спасителю Христу, потому что и Господь по великому Своему смирению перед Своей собственной Божественной любовью к человеку воплощается, приходит в наш мир, и поднимается на самую высшую точку нашего мира – на Крест, стоящий на Голгофе. По смирению Своему Он отдает Себя в руки тех, кто казнит Его. По смирению Своему Он отдает Себя боли и предательству, уничижению и оплеванию, болезни и страданию. По смирению Своему Он отдает Себя служению человеку.
- Не для того, - говорит Господь, - Я пришёл, чтобы Мне послужили, но чтобы Я послужил. Смирение – это во всём видеть выгоду для другого, это научиться не отвечать на происходящее вокруг, и в особенности, на какие-либо блага словами: «а мне?», «а я?», «а со мной?». Смирение – это тогда, когда, прежде всего, радость того, кто рядом с тобой является и твоей радостью, и другой ты не ищешь. Всем был как служащий, - о Христе говорит нам Священное Евангелие.
И Сам Господь, показывая пример Своим ученикам, когда омывает им ноги, говорит: для того пришел, чтобы вам послужить, и чтобы каждого из вас научить служить каждому. Тогда через это смирение мы можем преодолеть любое отчаяние, любую печаль, мы можем преодолеть любые потери и всё, что бывает в нашей жизни, которые прилепляются к нам тогда, когда мы не смиренны.
Ещё смирение можно сравнить с птицей, которая отрывается от земли и парит ввысь, к небу, птицы, которая свободна в своём передвижении. Смирение всегда поднимает человека от прежнего и возводит к новому. Несмирение навсегда связывает человека узами прежнего. Поэтому, - говорит преподобный Силуан Афонский, - бываем и унылы, и раздражительны, и отчаиваемся, и как будто бы не видим ничего радостного в сегодняшнем, что уж там говорить о завтрашнем дне нашей собственной жизни.
Прислушаемся к поучению преподобного Силуана Афонского и поразмышляем о своём смирении. Перед чем, перед какими обстоятельствами смиряюсь ли я? Поразмышляем о том, как же я смиряюсь? Найдем себе этот пример не для того, чтобы похвалить себя: насколько я смирен, а для того, чтобы, скорее, понудить себя к смирению, научиться во всём, как я уже сказал, искать радость другого человека, выгоду другого человека, научиться уступать место своё для другого, чтобы Бог поделился с нами Своим местом. Аминь.
17 сентября 2019 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома.