О том, сколько можно прощать

08.09.2019
Просмотры: 1855

«Златоуст так и говорит: мы перед Богом в неоплатном большом долгу, потому что прощает Он нам больше. Разве мы не можем простить меньше? От этого ничего в нас не убудет, а напротив, Его милость, о которой говорит сегодняшний раб: потерпи на мне, - всегда будет с нами. И весь долг простил ему. Всякое прощение начинается с любви и благодарности».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день мы слышим удивительную притчу, которую рассказывает Христос Своим ученикам в ответ на вопрос апостола Петра о том, сколько раз можно прощать. Действительно, иной раз и задаешься этим вопросом: ну, сколько раз уже можно прощать? И снова. Об этом сегодняшняя притча: о том, почему мы оказываемся всегда большими должниками, и не только мы прощаем, но еще больше нуждаемся сами в прощении. Я перечитаю эту притчу для лучшего понимания церковнославянского языка на русском языке.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». (Мф XVIII 23-35).

Сколько раз можно прощать? Знаете, мы очень часто, будем до конца откровенны, а ведь именно так, с открытой душой можно общаться с Богом. Перед Ним невозможно кривляться, как обычно мы нередко кривляешься перед другими людьми, перед Ним мы такие, какие сейчас пред Ним предстоим.

Сразу оговорюсь, и когда мы говорим, что перед Богом мы такие, какие мы есть, это не означает, что мы такие навсегда. Такие, какие мы есть, мы можем быть только сейчас, в мгновение. Мы постоянно меняемся. И когда мы задаемся вопросом: а какой я есть на самом деле? То ответ на этот вопрос лежит на поверхности: изменяющийся. Не изменяется только Бог.

Я могу быть сейчас добрым, могу быть злым; могу быть любящим, могу быть ненавидящим; могу простить, могу мстить. Я такой, какой я есть сейчас. Но это не означает, что я такой буду всегда. Именно поэтому Господь и зовет нас поменяться, как в сегодняшней притче царь захотел сосчитаться со своими рабами.

То есть позвать их и спросить: ну, каков ты есть? И нашёл должника. Тот был должен ему колоссальную сумму денег, и пригрозил ему царь, что продаст его, и жену, и детей, пока тот не отдаст своего долга.

Но, как замечает святитель Иоанн Златоуст, этот государь, который в этой притче изображает Самого Бога, позвал-то своего раба не для того, чтобы наказать, но для того, чтобы позвать его измениться. То есть сейчас ты должник, но можешь перестать им быть. Для этого нужно поменять себя. И говорит ему: продам тебя и всё, что у тебя есть, отдам, чтобы вернуть мне своё. Всё, что ты имеешь, отдам другим, чтобы другие этим пользовались, и тогда будет от этого и мне прибыль.

Говорит это не потому, что не любит, но потому что милует. И мы это узнаём из того, что происходит дальше. Этот раб говорит: потерпи на мне. Призывает он к милосердию царя, как каждый из нас призывает к милосердию Божьему, когда со всем колоссальным долгом оказывается перед Ним. Парадоксально, но Богу мы всегда должны больше, чем другим. Почему?

Святитель Иоанн Златоуст так удивительно просто и понятно отвечает на этот вопрос: да, потому что людей мы хотя бы стыдимся и не всегда идем на злое, хоть какой-то стыд перед людьми нас останавливает, а перед Богом очень часто мы совсем не стыдимся, перед Богом мы с такой легкостью творим столько грехов: судим, гневаемся, ругаемся, в своем сердце, в своей душе таим ненависть, злобу, Господи, помилуй, приходим в храм с таким мраком в своём сердце, с таким ужасом в своей голове.

Пред Богом мы очень часто становимся такими должниками, подлинно, в неоплаченном долгу, потому что кажется нам, что Он никогда не позовет нас и не спросит. Нет, позовёт и спросит. И, более того, весь ужас нашей переполненной мраком души, сердца, всех наших гнилых слов, подозрений, постоянных ссор, недоверия, лукавства, лжи, вот весь этот ужас этой глины, мрачной воды нашей человеческой жизни что делает? Делает нас рабами, лишенными родных и близких. Говорит царь: всех, кого имеешь ты, я отдам, заберу у тебя, чтобы вернуть мне свой долг.

Оказывается, когда мы так с болезнью и с ужасом остаёмся в одиночестве, когда мы расстаёмся, когда вокруг нас никого не остаётся – это не всегда потому, что все плохие, а очень часто потому, что плохой я сам, вот и нет никого рядом. Всех за мои долги я сделал рабами. Я, потому что я был должен и не возвращал: я должен был простить и не прощал, я должен был поменяться и не менялся. Чтобы не меняться я говорил себе и другим: я такой, - и верил в эту ложь. Сейчас ты такой, но ты можешь быть другим, но не хочешь: ничего не хочешь менять.

Вот царь и говорит этому своему рабу: всё заберу. Тот плачет: потерпи на мне. Да, очень много должен, и уж не знаю, как верну, но потерпи, дай мне шанс. Даже тогда этот несчастный человек верит в чудодейственную силу своей жизни, он прекрасно понимает, что ему всю жизнь не отработать этого долга. Но как он верит в силу в жизни: потерпи на мне, - то есть будь ко мне милостив, я всё верну тебе. Я верну тебе не эти деньги, которые взял, а самое драгоценное – свою свободу, свою жизнь, я отдам её тебе, чтобы она оставалась свободной, чтобы мои дети, моя жена были свободны, потерпи на мне. Что делает царь? Прощает.

Златоуст говорит: смотри, какой милосердный Бог – только понудил человека к ответу, а Сам уже готов простить, но ждёт, пока человек попросит у Него милости. Что же делает этот раб? Встречает друга, который должен ему ничтожное количество денег, хватает его за грудь, требует этих денег, не получает ничего, отдаёт его в темницу. Друзья, всё зная, увидев это, опять приводят его к царю.

Да, наши святые ангелы, как друзья, всегда рядом с нами. Они всегда будут плакать пред Богом о наших делах неправедных и радоваться о делах добрых. Эти самые друзья, святые ангелы, всегда предстоят перед лицом Божиим, они всегда Богу приносят слёзы других, особенно тех, которые плачут из-за нас, особенно эти горькие слёзы. Вот эти друзья и пришли, и рассказали царю, что было.

Царь зовёт раба и говорит: злой раб. Не потому, что ты такой, какой ты есть, вот такой ты создан, нет. Потому, что ты не хотел ничего поменять, ты захотел остаться злым, а твоя злость начинается от неблагодарности. Посмотри сколько, - говорит, - простил я тебе. Разве я не простил тебе весь ужас твоей жизни, весь мрак твоего сердца? Сколько раз ты делал что-то втайне, думая, что я это не вижу. И я прощал тебя, что ты был благодарным, чтобы ты был настоящим, чтобы ты был свободным. Сколько раз я тебя прощал, потому что люблю тебя. Но ты не любишь меня, потому что не прощаешь другим.

Твоя нелюбовь – это твой выбор, это твой суд, это твоя болезнь, которую, - говорит царь, - я не могу исцелить, потому что за эту свою нелюбовь ты держишься всеми силами. Как и некоторые из нас всеми силами своей памяти держатся за обиды, за ссоры, держатся за то, что не понравилось, то, что не по нутру, держатся за свои подозрения, за свою глупую какую-то бесконечную возню.

Злой, - говорит Бог, - раб, потому что нелюбовь всегда делает и оставляет тебя рабом. Если ты не прощаешь, ты – раб, у которого нет никого. Разозлился на него царь и посадил его в темницу, отправил на тяжёлые работы, пока не вернет ему долга. Так, - говорит Господь, - поступит с каждым, кто не прощает от всего своего сердца своим должникам. Вот поэтому иной раз так чувствуется, и говоришь: Господи! да, когда же эта проклятая работа закончится? ничего не получается, как в плену находишься, никакой радости, никакого просвета. Да, именно так, в плену. Но начался этот плен оттого, что я не полюбил, не простил, не забыл, ничего не изменил, и от того эта жизнь моя плоха, что я злой, а не люди злые, я плох, а не люди плохие. Верные друзья всегда приносят Богу всю правду моего сердца, которая теперь во мне.

Какая трогательная притча! Какая удивительная история! Ведь она повторяется в каждом из нас, и она продолжается, и ничего от того времени не поменялось. Дай Бог, чтобы что-то поменялось во мне от того времени, как я услышал эту притчу. Вот он первый шаг в правильном направлении. Вот она первая надежда. Вот он первый луч солнца, который может осветить всю мою жизнь, поменять всю мою жизнь.

Златоуст так и говорит: мы перед Богом в неоплатном большом долгу, потому что прощает Он нам больше. Разве мы не можем простить меньше? От этого ничего в нас не убудет, а напротив, Его милость, о которой говорит сегодняшний раб: потерпи на мне, - всегда будет с нами. И весь долг простил ему. Всякое прощение начинается с любви и благодарности.

Дай, Господи, каждому из нас этой любви и благодарности к другим людям. Дай, Господи, каждому из нас перестать охотиться на других людей, а объявить войну собственным теням. Дай, Бог, каждому из нас набраться мужества, в себе самих разглядеть человека, а не в других разглядывать, каковы они.

Дай, Бог, нам набраться смелости, увидеть себя такими, какие мы есть сейчас, и не побояться поменять в себе что-то. А не вечно смотреть на других, и сотрясая воздух, пытаться в них что-то поменять, трясся их за грудь, как этот раб: верни мне всё, пока не вернешь быть тебе в тюрьме моего непрощения, моих обид, моих колких фраз, брошенных в спину взглядов, шёпота змеи за спиной.

Дай, Бог, набраться нам сил, честности, посмотреть на себя самих. Да, хотя бы сейчас, пока будем здесь, в храме молиться за Божественной литургией, перестать думать о других, подумать о себе, о том, сколько Господь мне простил, сколько Он заметил, но вслух не сказал, сколько Он увидел, но покрыл Своей любовью, сколько Он знает, но ни с кем не делится, прощая, доверяя мне, давая мне ещё одну возможность, через Свою любовь измениться, стать другим. Потерпи на мне, Господи, всё отдам Тебе. Аминь.

1 сентября 2019 года. Крестовоздвиженский храм Кисловодска.

 

1855