О неверии

30.08.2019
Просмотры: 1722

«Если я Бога не вижу в другом человеке, я никогда не встречусь с Ним в своей жизни. Если я в Бога не верю, в Его любовь в другом человеке, я никогда не встречусь с Любовью. Если я не верю в Бога, в Свет, который может изменить любую тьму, отменив её, я сам никогда не стану светлым, я не перестану быть темным»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Евангелие о неверии: о неверии, которое уничтожает человека, о неверии, которое делает нередко в каждом из нас жизнь невыносимой. Я хотел бы это Евангелие перечитать вместе с вами, и для лучшего понимания церковнославянского языка я прочту это Евангелие на русском языке.

Апостол и евангелист Матфей пишет следующее: «когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: 'перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет». (Мф XVII, 14-23).

Вот сейчас вместе с вами я перечитывал это Евангелие, а еще читал его перед литургией, и с ужасом, с настоящим ужасом представляю, сколько людей в Царстве Божием, когда придут на суд Божий, скажут обо мне, о других верующих людях: я приходил к Твоим ученикам, - указывая на меня, - и они не могли мне помочь. Этот же упрек говорит отец о своем болящем сыне, которого не могли исцелить ученики Христа Спасителя.

И очень часто эти упреки: вот и они ничего не могут сделать; вот и они не в силах ничего поменять. И даже дальше идущие упреки: должно быть, они сами нуждаются в помощи; да, они еще хуже. Масса других упрёков звучат сегодня, особенно, в адрес верующего человека – как упрек перед очевидностью, неизменяющейся жизни к лучшему.

Как у этого отца: сын тяжко болел и ему легче не становилось. И каждый раз он был одержим нечистым духом, был бросаем то в огонь, то в воду, а вместе со страстью сына страдал и отец. Твои, - говорит, - ученики этот мир лучше не делают. Ничего лучше не становится. Христос, когда услышал эту отцовскую боль, отвечает тем, что тогда и теперь рядом с Ним: о, род лукавый и неверный! доколе буду с вами?

Затем ученики спросят Христа: почему мы не могли исцелить? И Христос говорит: по неверию вашему. И так, что же это за сила веры, которая мир меняет к лучшему? И почему эти упреки продолжают звучать и по сей день: вот Твои не могли ничего сделать, они сами слабые, вон в каких слабостях живут.

Неверие, которое съедает каждого из нас, или правильней сказать, которое вытесняет из каждого из нас силу к жизни, начинается не от внешнего. Внешнее проявление неверия – это лишь продолжение иного. Тогда, когда мы не верим другим людям: когда мы не верим, что человек может исправиться, когда нам легче о другом человеке подумать плохо, чем подумать хорошо, когда мы с легкостью доверяем каким-то странным разговорам, когда мы сомневаемся в других людях, когда даже, если и видим человека, желающего исправиться, вроде бы встающего на ноги, говорим: ничего, скоро опять упадет.

Мы не верим чаще, чем верим. И не верим потому что кажется, что сила, разрушающая, греха, порока, страсти намного превосходит силу света. И как бы это ужасно не звучало, вот это неверие, и такое неверие есть исповедание собственной веры. Какой же веры?

Сила веры там, где ты можешь что-то поменять в себе. Вера, собственно говоря, с этого и начинается. Когда ты не веришь другим, сначала ты перестал верить себе. Когда ты подозреваешь каждого другого человека, сначала ты научился легко договариваться с совестью и делать так, как хочешь, а не так, как правильно. Когда ты упрекаешь других, что они не могут помочь, сначала ты сам перестал помогать другим.

Всё то, что рождает в тебе неверие, всё то, что это неверие выливает на тех, кто рядом с тобою, вокруг тебя и даже до самого неба, сначала началось в тебе поступками твоей собственной жизни.

Отец не верил, а ребёнок страдал. Отец не верил, потому что искал некоторую сверхъестественную силу, которая могла поменять всё вокруг себя, а самому остаться как бы прежнему. Ну, как же можно грязными руками взять драгоценное сокровище и не испачкать его? И ты думаешь, что это драгоценное сокровище будет блистать небесным светом, побывав в твоих грязных руках?

Грязная, испачканная грехом душа к чему ни прикоснется, всё приводит к страданию. И лучше не становится не от того, что вокруг всё плохое, а от того, что вокруг на всём грязный след моих рук, моих слов, моих каких взглядов, моего холодного сердца, моего безразличия, моей жестокости, моей гордости, моих страстей. Когда я всё подчиняю себе, свет меркнет даже в самом драгоценном.

Сын, которого сегодня мы вспоминаем в Евангелии, страдал из-за болезни отца. О, род неверный и лукавый, - Господь говорит родителям. Когда ты ничего в себе не меняешь, когда ты не моешь свою душу и руки, когда ты не согреваешь своё сердце добрыми делами, когда твоя жизнь не наполняется настоящим светом человеческой радости, а становится рабской зависимостью от греха, тогда ты обвиняешь кого угодно, даже луну, якобы она мешает жить твоему сыну.

Но весь ужас в том, что сам ты не лучше этой луны: то ты велик в своих попытках, то ты ничтожен в своих падениях. Вся твоя сила, которая должна бы проявляться – это отражение солнечного света, но этот свет в тебе постоянно гибнет, как на темной стороне луны.

Да и, кстати, замечает святитель Иоанн Златоуст: луну здесь употребляют ложно, не она виновна, дьявол таким образом, указывая на творение Божие, говорит, что якобы они вредят человеку. Когда я сам себе врежу, и что бы не признать это, дьявол находит мне виновника.

Вот, - говорит, - Твои ученики виноваты, вернее, не виноваты, они ничего не смогли сделать. Даже Церковь ничего не может сделать, вот ничего невозможно исправить. Конечно, как же исправить там, где нет к этому желания. Или по-другому скажу: как же может проникнуть свет туда, где всё закрыто наглухо и задраено?

Когда я закрываю рот своей совести, когда я закрываю глаза, когда я люблю неправду, когда мне кажется всё плохим, и в это я верю, когда я не верю, что я могу быть сам хорошим не в отличие от других, а для других, когда я не верю и не становлюсь светлым.

О, род неверный и лукавый! - говорит Господь, - до каких пор буду с вами? Не оставляет Бог Свой народ, хотя и терзается этим неверием, которое мы рождаем в том, что сами не хотим становится другими, изо дня в день также продолжаем брюзжать, продолжаем жаловаться, продолжаем раздражаться, продолжаем ненавидеть, подозревать, глупости всякие впускать в свое сердце каждый день. А вокруг продолжается беснование, которое питается силой от нас, неизменяющихся.

Хотя и Господь говорит: до каких пор Я буду с вами и всё продолжать слышать ваше брюзжание, ваше недовольство, всё продолжать слышать о том, как вам тяжело вокруг, при этом, не желаете ничего двинуть верой в себя себе самих, поверить в то, что Я, - говорит Господь, - люблю вас, Я покажу вам Свою любовь.

И в сегодняшнем же Евангелии говорит, что Его распнут и Он погибнет на Кресте, чтобы показать нам Свою любовь, чтобы показать, что мир можно изменить силой своей веры, которая в тебе рождает дела, когда ты начинаешь делами своей жизни всё менять, когда ты перестаешь быть зависимым от греха. Когда ты встаёшь от всех своих подозрений, когда ты молишься, когда ты воздерживаешься, когда ты постишься, когда ты отказываешься от объедения и пьянства, когда ты отказываешься от тщеславия и гордости, когда ты перестаешь постоянно красоваться перед зеркалом добрых слов, лживых, чаще, в свой адрес.

Когда ты, наконец, разбиваешь зазеркалье своей жизни и выходишь к ней лицом, изменяющихся своих поступков, когда ты замечаешь плач других, нужду других, когда, наконец-таки, ты начинаешь верить, что другой лучше и перестаёшь подозревать, перестаёшь верить в пустое, а начинаешь верить в настоящее, в образ Божий в человеке, который может человека сделать совсем другим – вот тогда всё станет другим. Тогда другими станут все вокруг, тогда я сам стану другим.

Бог верит в каждого из нас даже тогда, когда я всё ещё не верю, Бог верит, поэтому поднимается на Крест, Бог верит, поэтому умирает на Кресте, Бог верит, поэтому воскресает из мертвых и дарит нам Свою победу. Он верит, что мы можем быть другими.

Итак, когда теперь я знаю эти слова, которые могут прозвучать и в мой адрес: «я приводил его всю свою жизнь к Твоим ученикам, и они не могли помочь мне», - мне сейчас нужно учиться верить в Бога в других людях. Если я Бога не вижу в другом человеке, я никогда не встречусь с Ним в своей жизни. Если я в Бога не верю, в Его любовь в другом человеке, я никогда не встречусь с Любовью. Если я не верю в Бога, в Свет, который может изменить любую тьму, отменив её, я сам никогда не стану светлым, я не перестану быть темным.

О, род неверный и лукавый! до каких пор буду с вами, - эти слова звучат как струящаяся надежда сегодня моей совести. Господи, спасибо Тебе за этот урок. Спасибо Тебе, Господи, что ты ещё терпишь меня. Спасибо, что Ты веришь ещё в меня. Позволь эту благодарность выразить в том, что я буду тоже верить в других, что я тоже буду терпеть ради других, что я тоже буду светлее, отказываясь от привычек прошлой жизни ради других.

И тогда вся моя жизнь перестанет бесноваться, тогда дух нечистый оставит её, потому что не найдет для себя места. Он там, где мы не любим, а потом не верим, ненавидим, а потом убиваем в себе и в других веру и всё, что бывает от неё. Тогда дух нечистый, если не найдёт в нас мрачной души, не за что будет ему зацепиться своей тенью. Светлую душу никогда не поражает тьма.

Христос исцелил того мальчика. Христос исцелил его отца. Христос исцелил апостолов. Христос может исцелить каждого из нас. лишь бы только я сам этого захотел, лишь бы только я начал жить Его словом, лишь бы только я, наконец-таки, перестал обвинять всех вокруг себя и, пред Богом обнаружив все свои слабости, сделал бы первый сильный шаг к Нему навстречу, и тогда Господь подарит мне Своего света и Своей вечной жизни, и воскреснет и воскресит с Собою. Аминь.

25 августа 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1722