О вреде мечтательности

25.08.2019
Просмотры: 1562

«Как только, - говорит насельник святой горы Афон Паисий, - ты начнёшь мечтать об этом, что ты уже совершенен, или что ты уже очень опытный, и можешь в мгновение всё победить, падешь, как осенний лист с дерева.  Какой удивительный трогательный образ. Падешь, - говорит он, - потому что наша крепость заключается не в том, что я могу, а в том, что я всецело доверяю себя промыслу Божьему, в том, что сила не моя, но источником этой силы является Бог».

Всечестные дорогие отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую с днями удивительного Успенского поста, когда мы особым образом готовим себя к встрече лицом к лицу с Пречистой Богоматерью, с днём Её славного Успения. И сегодня я также поздравляю всех вас с попразднством Преображения Господня, и, что особенно для меня радостно, большинство из вас с причастием Святых Христовых Тайн.

Я сегодня хотел бы вспомнить поучение святого Паисия Святогорца, который вот как назидательно, просто отвечает на вопрос: почему мы хоть и немало боремся с искушениями тогда, когда мы впадаем в руки искушений, но бываем обуреваемы искушениями.

Говорит он следующее: когда ты совершаешь какой-либо добрый подвиг: взялся за доброделание, ну, к примеру, как сейчас: пост, молитва, воздержание, или, к примеру, взялся за доброделание воздержания своего языка по отношению к осуждению других людей, когда ты взялся за доброделание терпения, когда рядом с тобой находится человек, которого, кажется, совершенно несносно терпеть, но ты взялся за это доброделание, как подвиг в дни этого Успенского поста, чтобы преодолеть в себе раздражение и принести добрый плод.

Так вот, когда ты берешься за какое-либо доброделание, - говорит он, - всегда будь трезв по отношению к своей духовной жизни. Никогда не допускай мечтательности, которая приводит тебя к мысли: вот я уже почти совершенен; вот мне уже удаётся всё это делать. К примеру, каждое утро молиться, или каждый вечер молиться, или в пост строго соблюдать его. Ну, вот моё совершенство, кажется, уже теперь ничто не может поколебать. Я, наконец-таки, отучился от этого дурного и научился вот этому доброму. Мол, если даже враг встанет передо мной, то я быстро отгоню его.

Как только, - говорит насельник святой горы Афон Паисий, - ты начнёшь мечтать об этом, что ты уже совершенен, или что ты уже очень опытный, и можешь в мгновение всё победить, падешь, как осенний лист с дерева.

 Какой удивительный трогательный образ. Падешь, - говорит он, - потому что наша крепость заключается не в том, что я могу, а в том, что я всецело доверяю себя промыслу Божьему, в том, что сила не моя, но источником этой силы является Бог. Одним словом, когда я не на себя полагаюсь, а на Бога.

Когда хотя я в чём-то и преуспел, и кажется мне, что уже теперь это стало частью моей жизни, но делаю это не потому, что теперь имею к этому определенную склонность, уверенность, но делаю это потому, что желаю угодить своему Богу.

Я молчу, не потому что научился молчать, а потому что молчанием угождаю Богу. Я прощаю, не потому что научился прощать, или молюсь, не потому что научился молиться, или совершаю какое-либо ещё дело, не потому что этому научился, а потому что так угождаю Богу.

И не мечтаю, любая мечтательность, представление в своём уме изрисованными картинами положения себя по отношению к другим людям, делают меня осенним листом, который, оторвавшись, всегда падает вниз. Будем избегать этой мечтательности во всём: в отношениях, в общении с другими. Будем избегать всякой мечтательности, которая ставит нас в какие угодно внутренние образы, чтобы не потерять в себе образ Божий.

Не о себе будем размышлять, к чему и приводят все эти мечтания, а всегда трезво помышлять о Том, Кто подарил нам жизнь, Кто дал нам образ, Кто является деревом, от которого нам не стоило бы отрываться осенним листком.

Послушаем поучение преподобного старца Паисия и возьмём его себе на вооружение. И как только приступает к нам мечтательность, будем вспоминать этот образ осеннего листика, отлагать эту мечтательность, живописать в своём уме и сердце образ Божий, и не себе в своих фантазиях следовать, а Ему в своей любви, которая совершается через дела веры. Аминь.

20 августа 2019 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

 

1562