О движении ко Христу

22.08.2019
Просмотры: 2362

«Я сегодня в этой лодке. Я сегодня тону. На меня сегодня дует противный ветер. Мою жизнь сегодня наполняют волны скорбей и болезней, отчаяний, горьких слов. Я сегодня в этой темноте, и Бог идёт ко мне, чтобы я пошёл к Нему, чтобы я не побоялся выйти из всех этих своих обстоятельств одной лишь только надеждой, не чтобы мне было хорошо, а чтобы быть с Ним: зрячим или незрячим, здоровым или нездоровым, слышащим или не слышащим, умеющим ходить или не умеющим. Но быть с Ним, каким бы я не был. Он будет мне всем».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Евангелие – это всегда открытый, прямой разговор с Богом, это не только Его слова к нам, это наши ответы Ему. Ответы – это наше принятое решение, это не то, что мы говорим в восхищении ума и сердца: «сделаю так», а то, что мы делаем без всяких условий, это наш ответ, потому что тогда, и Господь делает нам без всяких условий. Тогда мы идём к Нему и не падаем. Об этом и Евангелие сегодняшнее. Я хотел бы вместе с вами вновь его перечитать на русском языке для лучшего понимания церковнославянского.

Апостол и евангелист Матфей вот что пишет: «и тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Мф XIV, 22-34).

Когда мы открываем Священное Евангелие, слово Божие, и когда мы становимся участниками Священной истории, именно участниками, потому что Священная история – это не то, что совершилось когда-то, с кем-то, при каких каких-то обстоятельствах только лишь, Священная история – это то, что может продолжиться и во мне, именно может. Может, потому что всё зависит от моей собственной веры.

Во мне Евангелие всегда продолжается моей верой, а может и не продолжится, если во мне этой веры нет. Вера, которая рождается не от соприкосновения только, не от восхищения ума, не от чувств, вера, которая рождается от дела. Апостолы, как и мы с вами, совсем недавно были свидетелями чуда, которое сотворил Господь: напитал большое количество людей совсем малым количеством еды. И Господь отпускает их после и говорит: вы плывите, а Я после приду к вам.

Охваченные чувством пережитой радости рядом с Богом, когда ты говоришь иногда рядом в Его присутствии: Господи, как же хорошо! И это «хорошо» – то, что сделал Он, чтобы во мне сохранилось, теперь должно укорениться, теперь должно найти живительную почву.

Проще говоря, всё то, что Господь творит нам: весь мир, друзей, родных и близких, дом, в котором живем, соседей, страну – всё то, что Бог дает нам, Он дает и для того, чтобы мы не только в восхищении глядя по сторонам, говорили: «как же хорошо», а это «хорошо» делали своим собственным делом.

Апостолы в восхищении садятся в лодку и плывут на другой берег озера. Они друг другу рассказывают об увиденном. Они всё ещё в восхищении о чуде, которое сотворил Господь, и говорят: подлинно, это Бог. И тут поднимается ветер, начинается шторм.

Мы знаем, что есть Бог, но не всегда жаждем Его в себе. По-другому скажу. Мы, как бы, жаждем Его присутствия рядом. Хорошо рядом с Ним быть, хорошо, когда Он всё делает для нас. Как этого мы иногда требуем и от других людей. Хорошо, когда они всё делают, как нам хочется.

Но приходит время плаваний, когда мы должны делать сами. Оттого Бог и говорит ученикам: идите дальше без Меня. Не в том смысле, что Я вас оставляю, бросаю, и не больше вы не Мои ученики. А в том смысле, что теперь от восхищения вашего ума должно наступить дело вашей веры.

Хорошо любить, когда тебя любят. Легко дружить, когда с тобой дружат. Простить легко, когда тебе постоянно все прощают. Просить легко, когда тебе постоянно всё дают, и так далее. Но, попробуй-ка, полюбить, когда тебя не любят, и дружить, когда не дружат, и давать, когда просят, и прощать, когда не прощают тебе.

Попробуй-ка, устоять на лодке, когда дует противный ветер. Это «попробуй» не для того, чтобы ты почувствовал, как ты ничтожен, а, напротив, для того Бог дает нам эти испытания, чтобы мы почувствовали, как мы сильны Его именем. Когда мы стоим на корабле нашей жизни, и когда этот корабль расшатывается из стороны в сторону, когда волны вокруг, все эти бесконечные проблемы и сложности шквалом обрушиваются за корму нашей жизни, наполняя нас тяжестью, усталостью от жизни, разочарованиями, болью, горем, вот тогда-то, особенно, надобно желать, искать Его.

В таких обстоятельствах мы говорим: Господи, да когда же всё это закончится? А нам бы сказать: Господи, помоги мне это всё закончить. Помоги мне, Господи, пережить непрощение, нелюбовь, недружбу, предательство, злые слова, упреки. Помоги мне, Господи, пережить мою болезнь. Господи, помоги мне закончить это моё плавание. Без Тебя, Господи, никак, не потому что я слаб, а потому что с Тобою есть смысл быть сильным. С Тобою есть смысл жить.

Когда ты знаешь, что у тебя есть Отец, есть смысл радоваться своему сыновству. Когда ты знаешь, что у тебя дом, есть куда идти, есть куда вернуться. Господи, Ты – мой Отец и Ты – мой дом. И тогда ты борешься изо всех сил.

Святитель Иоанн Златоуст замечает одну парадоксальную вещь, о которой мы очень часто с вами забываем, а совсем зря. Он говорит, что Господь, когда испытывает нашу веру, перед тем как явиться Самому, ещё больше дает испытаний.

Посмотри, - говорит он, - на Иова Многострадального, он и так страдал, но каким испытанием для него стали слова самых близких, друзей, родных, требующих отречения от Бога. Или посмотри на Авраама, который приносит в жертву сына. И так он страдал, неся его на эту гору, а здесь еще надобно было занести нож над ним. Много раз Бог являет нам, дает нам испытания, чтобы через них до конца высвободить в нас это пространство, пораженное тьмой и болью.

И прежде чем является апостолам на этой лодке, пугает их ещё больше, когда они видят Его Идущего по водам, их страх достигает наивысшего внутреннего напряжения, ужаса, боли, и вместе с этим надежды. Проще говоря, они отдают самую последнюю свою, если так можно сказать, внутреннюю, вот эту закомару, в которую все мы прячемся, когда мы так и не выходим в полный рост перед испытаниями.

Просим прощения, а внутри иногда думаем: а, не простит, и что теперь. Просим дружбы, а внутри уже готовы обидеться, что так и не дружат. Что-то ещё делаем, вроде бы и искренне, с надеждой, а внутри говорим: а, даже если не будет. Вот, чтобы мы вышли из этого своего мелочного, своего разбитого от греха ничтожества человечества, именно от греха ничтожества, Бог находит нас и в этих закоулках. Поэтому перед тем, как Он появляется, бывает ещё тяжелей.

И вот Господь стоит перед апостолами. Пётр, как душа христианина, тут же рвется к Тому, которого искала на этой лодке. Пётр тут же говорит Ему: Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе. Повели мне прийти к Тебе, потому что Твоим словом я смог пережить все эти испытания, Твоим словом – надеждой на Тебя, без этого Твоего слова мне не жить.

Ты сказал: прости, и я простил, не потому что умею это делать, да и не хочу. Но Ты сказал: прости. Ты сказал: род сей изгоняется постом и молитвой, надобно молиться и поститься. Я не хочу, умею, не хочу, ленюсь. Но Ты сказал, и я это делаю. Ты сказал: возлюбить. Ну, как можно этого человека полюбить? Ну, невозможно это. Ну, что обо мне другие скажут. Но Ты сказал, и я это сделал.

И Петр говорит: Господи, повели мне прийти к Тебе. Он не говорит: научи меня ходить по воде. Он не говорит: сделай меня легче этой воды. Он не говорит Ему: дай мне, Господи, такой силы, чтобы всё мне повиновалось. Он не требует от Него силы себе. Он говорит Ему: позови меня к Себе, повели мне прийти к Тебе.

И не важно, что произойдет. И не важно, что у меня нет для этого каких-либо физических сил, если Ты, Господи, позволишь мне прийти к Тебе и дашь мне воплотить мою единственную жажду – быть с Тобою, дашь мне хотя бы ещё один вдох среди этого ветра и этих волн, этого шторма, этот вдох я сделаю в направлении Тебя, Господи.

Как мы выбираемся из наших всех бесконечных штормов? Мы постоянно ищем то, где буду я. Вот, если бы было по-другому, я бы тогда… Вот, если бы сейчас всё поменялось, уж я бы тогда… Было бы у меня здоровье, ну, вот я бы тогда…А что ищет апостол Петр? Не себя, Его.

К тебе, Господи, повели мне прийти. К Тебе. Не важно, кем я буду, не важно, где я окажусь, не важно, что обо мне скажут, не важно, каким я буду, но я, Господи, буду с Тобой. Вот когда все наше стремление к Нему, тогда мы идем. А когда к себе, мы так в этой лодке и сидим, и тонем, и боимся, и не выходим из неё, потому что идти некуда, если ты не идёшь к Нему.

И наконец святитель Иоанн Златоуст замечает ещё одну удивительную вещь. Когда апостол Пётр, помните, подошел ко Христу, поднялся ветер, и Петр начал тонуть. Иоанн Златоуст замечает: посмотри, какая мелочь, он по воде шёл, а здесь поднялся ветер, который, как может повредить ему? Мелочь, которая, кажется, совершенно здесь бессильна, потому что под ногами апостола Петра более сильная стихия покорилась ему. Он стоит на ней. И здесь какая-то мелочь – ветер, поднявшийся, который, ну, никак не может теперь уже сбить его с ног. Он стоит на воде. Апостол усомнился, испугался. Испугался и начал тонуть.

Вот говорит Златоуст: так и бывает, уже совсем ты подошёл ко Христу, уже вот Он, уже тебе стоять в полный рост и поклониться, подойти к Нему. Но случается в твоей жизни какая-то мелочь, и всё рушится. Весь твой пройденный путь становится не дорогой по морю, а морской пучиной и под твоими собственными ногами. Как так всегда и бывает.

Во всех этих мелочах кроется нечистый дух. Всё, - говорит, - хорошо, но надо же было вот такое сказать. И разгорается грандиозный скандал. Всё было хорошо, но надо же было вот так ответить или вот так поступить. Или я вот такое увидел, и теперь не знаю, как к этому отнестись.

Господи, сколько ветров нас погубило тогда, когда мы стояли на воде! Сколько мелочей нас губит в жизни! Мы можем преодолеть большее, но на какой-то совершенно, кажется нам, не значащей мелочи, оступаемся, как занозу, загоняем до самой глубины сердца, и делаемся слабыми, боимся, тонем.

Хорошо, если вместе с апостолом кричим: помоги мне, Господи. Да, - говорит Христос, - ты усомнился, маловерный, вот потому-то с тобой это всё и случилось. Помните, у классика: чем темнее ночь, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог. Таково устройство жизни, которую Господь нам дал.

И знаете, не потому, что Он хочет, чтобы мы страдали, а потому что Он и Сам показал пример Своей любви. Чтобы обнять нас каждого, Он поднялся на Крест, и с Креста каждого обнял, каждого простил, каждого полюбил. Там, повыше, на Голгофе Он увидел всех.

Закон любви – это закон отданной воли, это правило благодарности и доверия, это умение идти не просто до конца. Как говорят: вот до конца дойти. Нет. Идти к самому началу, потому что Бог – это не конец нашей жизни, это источник нашей жизни. Идти к Нему, отказываясь находить себе место, потому что, где ты место нашёл себе, там ты присел и остановился, и зарастаешь, как старый пень. А если ты идёшь к Нему, а не к себе, если ты ищешь не своего, а Его во всём, Его рука быстро тебя выхватит из любой тьмы, даже тогда, когда ты начнёшь тонуть.

Евангелие, которое мы сегодня слышали, оно ведь не об истории, когда-то произошедшей с апостолом Петром, хотя и об этом тоже. Это об истории каждого из нас. Я сегодня в этой лодке. Я сегодня тону. На меня сегодня дует противный ветер. Мою жизнь сегодня наполняют волны скорбей и болезней, отчаяний, горьких слов. Я сегодня в этой темноте, и Бог идёт ко мне, чтобы я пошёл к Нему, чтобы я не побоялся выйти из всех этих своих обстоятельств одной лишь только надеждой, не чтобы мне было хорошо, а чтобы быть с Ним: зрячим или незрячим, здоровым или нездоровым, слышащим или не слышащим, умеющим ходить или не умеющим. Но быть с Ним, каким бы я не был. Он будет мне всем. Вот об этом Евангелие.

Нам с вами сейчас предстоит за литургией горячо помолиться, чтобы набраться смелости и мужества, выйти из обстоятельств своей жизни, но только в одном направлении, со словами апостола Петра: повели мне, Господи, прийти к Тебе. Аминь.

18 августа 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

2362