О вере и свободе

13.08.2019
Просмотры: 1291

«Сегодняшнее Евангелие так остро, так живо входит в мою совесть вопросом Христа Спасителя: веруешь ли, что Я могу это сделать? А ты готов измениться? А ты поменяешься? А ты точно не обманешь? А ты все же выполнишь данное обещание? А ты будешь верным? А ты не разлюбишь? А ты не предашь? Веруешь ли, что Я могу это сделать? - говорит Господь. Он верит нам, а поэтому возлагает Свою руку на нашу слепоту».

Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем. Вместе с вами открываю свое сердце, свою совесть перед Священным Евангелием, чтобы словом Божиим наполнить свою совесть, вернуть своей совести силу к действию. Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, на русском языке для лучшего понимания и усвоения церковнославянского языка.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». (Мф IX, 27-35).

Слова, которые Христос произносит людям, не имеющим зрения, имеют бесконечно важное значение и для каждого из нас, имеющих это зрение. Итак, в Евангелии мы видим, как люди со своими немощами и надеждами приходят к Богу. Впрочем, мы это видим каждый день и в своей жизни. Да, и сами мы нередко становились таковыми же.

Когда бывает поражена наша свобода, или, когда бывает поражено наше здоровье, какие-то обстоятельства случаются в нашей жизни, реже всего, когда мы хотим благодарить, увы, мы приходим к Богу и обращаем к Нему свою молитву, свою надежду, свои слёзы радости, свои благодарности, свои переживания.

Можно себе совершенно просто представить, какова жизнь человека, лишенного зрения. Это не просто физическая немощь, это все внутреннее изменившееся естество, которое погружается в кромешную тьму, это естество, которое всецело доверяет себя другим людям.

Когда человек не знает, куда ступает, когда только лишь осязание и верность близкого человека способны сколько-нибудь помочь человеку. Люди в этой немощи, в этом мраке своей жизни, и не только те слепцы, но нередко и каждый из нас, приходят к Богу и говорят: Господи, помилуй мя. Эти слепцы кричали вслед Христу Спасителю, шли за Ним и просили: Сыне Давидов, помилуй мя. Так в древности обращались с особым почтением к людям, к которым имели всю свою надежду.

Господь, - как замечает святитель Иоанн Златоуст, - не желая обнаружить перед всеми, чтобы никто не уличил Его в том, что Он делает чудеса напоказ, в каком-либо хвастовстве, увлекает этих слепцов дом и там в доме задаёт им очень важный вопрос: веруете ли, что Я могу это сделать?

Это очень непростой вопрос. Очень часто, когда нам кажется, что наших сил уже совсем нет, мы, конечно же, верим в силу рядом находящегося друга, близкого, любимого человека, Самого Бога. Но бывает еще нередко так, как бы это ни звучало парадоксально, но именно это становится нередко источником всех наших продолжающихся болезней – мы напрочь отказываемся сами быть сильными. Нам легче верить другим, чем делать что-либо самим из нашей же собственной веры.

Я поясню. Мы верим, что прощает Бог. А мы сами всегда ли прощаем? Мы верим, что Бог любит. А мы? Мы верим, что Бог неизменен. А я как быстро изменяюсь! Мы верим, что Бог Милосердный. А мое сердце милосердствует? Очень часто мы надеемся на некую силу присутствия Божия в нашем мире и делаем совершенно верно, но Бог всегда является продолжением этой собственной веры и силы в нас самих.

Если я верю, я делаю. Если делаю я, сделает и Бог. Когда Господь задает вопрос слепцам: верите ли, что Я могу это сделать? Это могло бы означать следующее. Он задаёт им вопрос: вот каждый из вас представляет себе возвратившееся зрение и говорит: если бы я мог видеть, то тогда я был бы совершенно другим человеком; если бы у меня было это; если бы я мог это, тогда бы я…

Веришь ли ты, что ты станешь другим? Станешь ли ты другим, если прощу Я тебя - говорит Господь, - ты простишь? Если Я покажу тебе Свою любовь, ты полюбишь? Если Я тебе вновь дам шанс, ты кому-то этот шанс дашь? Если Я тебе помогу, ты кому-то поможешь?

Господь задаёт непростой вопрос: веруешь ли, что Я могу это сделать? Сегодняшние слепцы отвечают Ему: так, верим. И за этими словами стоит самое главное и важное признание – не в том, что силен Бог, а в том, что Он силен во мне. То есть то, что Его сила через мою свободу принесёт изменение для меня.

Это то же самое, как открыть окна к солнечному свету, ведь этот свет проникнет только туда, перед чем мы откроем настежь двери. Оставим двери шкафов наглухо закрытыми, разве проникнет туда свет? Скажем: свет Твой слабый, он не может проникнуть в это место. Ответит нам: Я проникаю только туда, где ты открываешь передо Мной двери.

Моя свобода – это всегда дверь перед силой Божией. Когда эти слепцы говорят: «верим», - Господь прикасается к их глазам и произносит, пожалуй, самый страшный, самый ожидаемый приговор жизни: по вере вашей да будет вам. Когда я читал это Евангелие, со всей очевидностью, со всей остротой своей совести действительно чувствовал, как Господь теперь стоит перед дверями моей собственной жизни, и около этой двери говорит: зайду туда, куда ты пригласишь. «По вере вашей да будет вам» – это значит Бог будет во мне ровно столько, сколько я позволю Ему быть, сколько я изменю свою жизнь, столько и Он поможет измениться моей жизни.

Насколько глубоко я впущу этот свет в свою совесть, настолько ярко он осветит это пространство. «По вере вашей да будет вам» – это значит Он идет только в том направлении и по той тропе, которую я Ему открываю через свою волю.

Можно представить себе, что в это время, пока ещё Господь держался за глаза слепцов, происходило вокруг и внутри этих слепцов. По моей вере? А вдруг не будет? То есть, а вдруг во мне недостаточно моей веры. Да, даже не вдруг, а точно, уж я-то знаю, сколько во мне моей веры. Как её только хватает на крик, но не на молитву. Как её только хватает на просьбу, но не на благодарность. Как ее только хватает на мгновение, но не на дни, недели, года, жизнь. Какая моя вера?!

Когда Господь отнял Свои руки от глаз слепцов, они открылись. В этих людях вера была глубока, и они не боялись. Они не боялись никаких данных обещаний, потому что уже начали их исполнять, они не боялись стать другими, потому что уже простили, уже научились терпению, научились смиряться, научились доверять.

Они не боялись никаких обстоятельств. Они не говорили: кто знает, как будет завтра. Они умели жить сегодня надеждой, верой, по-человечески, они и так их не замечали, уметь не складывать в своей памяти голоса своих обидчиков, тех, кто посмеивался над ними или, пользуясь их немощью, обворовывал их. Моя слепота намного глубже.

Мы все продолжаем, заглядывая в будущее, видеть в нем мрак. Какое оно будет? Страшно. А что будет? Боюсь. Как ты увидишь что-либо, если ты сейчас ничего не видишь. Те слепцы и с закрытыми глазами видели Бога, и Бог вернул им силу и физического зрения.

Сегодняшнее Евангелие так остро, так живо входит в мою совесть вопросом Христа Спасителя: веруешь ли, что Я могу это сделать? А ты готов измениться? А ты поменяешься? А ты точно не обманешь? А ты все же выполнишь данное обещание? А ты будешь верным? А ты не разлюбишь? А ты не предашь?

Веруешь ли, что Я могу это сделать? - говорит Господь. Он верит нам, а поэтому возлагает Свою руку на нашу слепоту. Он верит нам, а поэтому Свою веру в нас возвращает нам словами: по вере вашей да будет вам. Те, кто прощает, будет прощен. Те, кто настоящий, с теми рядом будут настоящие. Тот, кто благодарит, тот всегда будет облагодетельствован благодарностью, любовью, верностью и тех, кто рядом и Самим Богом, Который тоже всегда рядом.

Евангелие, которое мы слышали – это не история давно минувших дней, это тот самый важный диалог, настоящий, который происходит сейчас в каждом из нас. Я говорю Ему: Господи, помилуй. Он говорит: веришь ли Мне? Я говорю Ему: да, Господи. Он отвечает: да будет тебе по твоей вере.

Нам стоит сделать только шаг, и Бог пойдёт дальше вместе, нам стоит открыть только дверь своей свободы и воли, и Бог Своим светом наполнит всю нашу жизнь. Нам стоит только решиться, и Бог первый сделает шаг, поддерживая нас в любом добром, правильном движении к Его вечности, к Его отческому дому, и здесь даруя и множество братьев и сестёр, и утешение, и радость, и надежду. Но большую из них там, где Он. Аминь.

4 августа 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1291