О радости преподобного Серафима

08.08.2019
Просмотры: 5552

«Серафим Саровский был человеком не просто жизнерадостным, как можно было бы сегодня сказать о нём, или был человеком, уверенным в завтрашнем дне, нет. Он был человеком, надеющимся на милосердие Божие. И это милосердие он черпал по отношению и в общении с каждым человеком. Наивысшей его радостью была радость общения с Богом в молитве и радость общения с человеком, потому он и назвал его «радость моя»».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, мне радостно сегодня поздравить всех вас с преддверием праздника дня памяти преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Мне кажется, что если сейчас спросить в храме: а вы знаете о преподобном Серафиме Саровском? Каждый ответит, что знает. Может быть, не все мы знаем точно житие преподобного Серафима, помним какие-то даты его жизни или место его подвига. Хотя, скорее всего, место уж точно знаем: Саровский – значит там, где-то в современной Нижегородской земле.

Но вот то, что это русский святой, которого невозможно не любить, это знает каждый точно. И знает, наверное, из опыта своей жизни, а правильнее сказать, из опыта общения с преподобным Серафимом. Ну, вот что мы о нем знаем?

Может быть, одно из первых, что мы могли бы о нём вспомнить, и об этом бы я хотел вместе с вами сегодня поразмышлять – это то, что преподобный Серафим Саровский всегда говорил о том, что уныние – это тягчайший грех. И не просто говорил об этом, он сам никогда не впускал в свое сердце, в свою душу уныние и отчаяние.

Мы знаем, что каждого человека, которого встречал, он называл «радость моя». И это была не присказка старца или присказка человека, который так называет всякого, которого встречает, нет. Это было свидетельством его настоящей радости. Он каждого называл «радость моя», потому что в каждом видел образ и подобие Божие, потому что в явлении любого человека, который оказывался рядом с ним, он видел обращение к нему Самого Бога, Который общался через этого человека с преподобным Серафимом.

И когда он видел такого человека и в нём образ и подобие Божие, то он прочь отгонял всякое уныние, всякую усталость, всякое смущение из этого человека, как бы поднимая образ, который, иногда мы роняем из рук в пыль, и постепенно очищая его от наносного, и в человеке мало-помалу освобождая вот от того, что является прилипчивой грязью или непроглядной пылью, преподобный Серафим очищал человеческую совесть, очищал его душу, очищал его сердце, о котором говорил, что оно есть вместилище Царства Божия, духа Божия.

Одним словом, преподобный Серафим Саровский боролся с унынием не только в себе самом. А ведь он очень много пережил в своей жизни: по-человечески несправедливого отношения, по-человечески обид, презрения, насмешек – что только не было в его жизни. Но все это он переносил с удивительной стойкостью, потому что в свое сердце он никогда не впускал желание отомстить или кого-то осудить.

Кстати, он так всегда и говорил, что, осуждая другого человека, мы впускаем в свое сердце уныние, дух отчаяния. «В злохудожественную душу не войдёт премудрость Божия», - говорит нам Священное Писание. Так преподобный Серафим Саровский и жил этими словами.

Он не осуждал не потому, что все вокруг были хорошие. Он не осуждал не потому, что в каждом он видел лучшего человека. Он не осуждал лишь только потому, что любил Бога в каждом человеке. А если человек был плох, он ещё больше любил его, как врач любит своего больного, как врач сострадает немощному, потому-то для него каждый был радостью.

Серафим Саровский был человеком не просто жизнерадостным, как можно было бы сегодня сказать о нём, или был человеком, уверенным в завтрашнем дне, нет. Он был человеком, надеющимся на милосердие Божие. И это милосердие он черпал по отношению и в общении с каждым человеком. Наивысшей его радостью была радость общения с Богом в молитве и радость общения с человеком, потому он и назвал его «радость моя».

Послушаем и возьмем на вооружение для своей жизни пример преподобного Серафима. Умение не обижаться, умение не отчаиваться, умение доверять промыслу Божию, умение не осуждать других людей. Хотя порой кажется, этого никак не избежать, и когда смотришь на происходящее вокруг, кажется, что «ну, как тут не осудишь», - кто-то скажет с легкостью.

А вот изловчись не осудить, оставь место для Духа Святого, и тогда это твое не осуждение кого-то станет пространством начала свободы в тебе Бога, Который мало-помалу это свободу начнёт увеличивать до самых глубин сердца, до самого последнего потаенного внутреннего духовного нашего устройства. И не будем отчаиваться, и потому что все будет хорошо. Бог знает, как будет, потому что с нами Бог сейчас.

В любом моем состоянии: плачу я или радуюсь, надеюсь я, благодарю или со слезами не могу поднять глаза к небу, здравствую ли я или болею, так что и головы не поднять от одра болезни; чтобы со мной ни происходило: радуются ли вокруг меня или в мою сторону, ухмыляясь, говорят какие-то колкости – Бог всегда со мной.

И лучше мне может быть только тогда, когда я это наконец-таки почувствую, когда я буду всегда это знать, когда я буду всегда этим жить. Вот так преподобный Серафим Саровский и жил.

Он не потому не унывал, что знал, что будет дальше, хотя имел дух прозорливости, а потому не унывал, что знал, что сейчас – сейчас с ним Бог, а значит никто против него, сейчас Господь его любит всей Своей Божественной силой, сейчас он может быть счастливым, если на эту любовь отзовётся благодарностью.

В этой любви, если ты смотришь на Него, уже других: немощи, неправды, злобы, ненависти – ты уже не замечаешь, потому что, когда видишь Его, все остальное меркнет в Его свете. Тогда и осуждать не приходится, потому что, глядя в глаза Отца невозможно продолжать кого-то не любить или, уж тем более, ненавидеть.

Пусть преподобный Серафим Саровский поможет каждому из нас радоваться нашей жизни, вот так просто, как он радовался, всему что есть вокруг и в нем самом. Помолимся преподобному, чтобы он научил нас, может быть, хотя бы не в каждом, для начала, но в тех, кто рядом видеть свою радость и радоваться этим людям искренне, от всей души, не внешней улыбкой до ушей, а внутренней в молитве, в своем сердце, внутренне: и в поступках, и в отношении, и в добром слове об этом человеке.

И тогда мало-помалу неба в нас станет больше, вне всякого сомнения, также, как и в преподобном Серафиме, который, в общем, и говорил об этом небе так: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Молитвами преподобного Серафима Саровского да дарует Бог нам мирного духа радости, и побороть в себе, преодолеть в себе страх уныния, отчаяния, и жить настоящей надеждой не на завтра, а на сегодня, на сейчас. Господь с нами. Аминь.

31 июля 2019 года. Сергиевский храм города Черкесска.

5552